Оглавление:
Аннотация наставника | 2 |
Введение ……………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Теоретическая часть | |
| 1.1.Понятие памяти. Классификация памяти ……………. | 4 |
| 1.2. Типы личности ……………………………………….. | 5 |
| 1.3. Рекомендации по усвоению материла в зависимости от преобладающего типа восприятия…………………….. | 5 |
| 1.4. Общие рекомендации по повышению эффективности выучивания …………………………………………………. | 8 |
| 1.5. Эффективные способы и приёмы запоминания английских слов ……………………………………………. | 10 |
Глава II. Исследовательская работа по выявлению наиболее эффективных методов и приёмов запоминания английских слов | |
| 2.1. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования ……………………………………………… | 14 |
| 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов эксперимента ……………………………………………….. | 20 |
Заключение …………………………………………………………… | 23 |
Список литературы ………………………………………………….. | 24 |
Приложения …………………………………………………………. | 25 |
Аннотация наставника
Тема проекта «Эффективные способы развития словарного запаса по иностранному языку» актуальна в связи с тем, что при изучении английского языка для большинства детей наибольшую трудность вызывает запоминание лексики. В ходе учебно-исследовательской работы был проанализирован теоретический материал и проведено исследование влияния эффективных способов запоминания лексики. В исследовательской части определен тип личности обучающихся для более эффективного подбора оптимальных способов запоминания. В заключении сделаны выводы и даны советы по запоминанию слов для своих друзей.
Введение
Сегодня почти невозможно обойтись без английского языка. Слова на английском языке мы встречаем в магазинах, на вокзалах и других общественных местах. Кроме того, для путешественника просто необходимо знать международный язык общения. Очень важно изучать английский язык и пополнять лексический запас распространённых слов и выражений.
Но, изучая английский язык, мы сталкиваемся с проблемой эффективного запоминания слов. Как же научиться быстро и эффективно запоминать новые слова на английском? Какие существуют профессиональные методы запоминания новых английских слов? Об этом и пойдет речь в нашем исследовании.
Цель работы: выявить и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английских слов, необходимых для успешного владения английским языком.
Актуальность исследования: хотя процесс усвоения языка должен протекать гармонично – лексика, грамматика, чтение, аудирование, письменная речь, говорение, но на определенном этапе именно неусвоенная лексика тормозит все другие направления, поэтому словарный запас английских слов нужно пополнять каждый день и в связи с этим мне стало интересно узнать, какие эффективные методы для этого существуют.
Задачи:
Узнать, как происходит процесс запоминания слов, дать определение термину «память»;
Выявить с помощью анкетирования преобладающие типы личности по преобладающей памяти среди моих одноклассников;
Изучить различные способы запоминания английских слов;
Найти наиболее эффективные методы запоминания слов в соответствии с типом памяти;
Найти универсальный метод, подходящий для всех типов памяти.
Гипотеза: должен существовать универсальный способ выучивания слов, подходящий для всех типов личностей по типам преобладающей памяти.
Объект исследования: способы овладения лексикой английского языка.
Предмет исследования: эффективные способы запоминания английских слов.
Срок реализации: сентябрь 2020 – апрель 2022 года.
Использовались следующие методы исследования:
Сбор информации по теме исследования;
Описательный и аналитический метод;
Метод статистической обработки результатов;
Обобщающий метод.
Глава I. Теоретическая часть
1.2. Понятия памяти. Классификация памяти.
Все мыслительные процессы начинаются в нашей голове. Вот с нее мы и начнем. Что такое память, как она возникает?
Память – это есть отражение сознанием того, что было в прошлом опыте, путем запоминания, сохранения и воспроизведения [1]
Рассмотрим, как устроена наша память и как она работает с точки зрения психологии. В настоящее время выделяются два вида памяти ( кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная ( или промежуточная). Благодаря наглядно-образной памяти, мы запоминаем то, что мы видим. Словесно - логическая память помогает запомнить формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.
Конечно же, все эти типы памяти между собой связаны. Когда мы видим какой-то предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся те эмоции, которые мы испытывали, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.
Любой вид памяти имеет следующие свойства: полноту, четкость, долговременность и готовность.
Полнотой памяти называется количество сохраненного памятью материала.
Точностью памяти называют способность к воспроизведению материала без искажения.
Длительность сохранения в памяти полученного материала может быть самой различной, и в этом люди очень отличаются друг от друга. В едином процессе запоминания выделяют кратковременную и долговременную память [4].
1.2. Типы личности
Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности, (визуал вы, аудиал, или кинестетик).
Визуалы (35 % населения). Зрительная память очень хорошо развита и является доминирующей. Эффективные способы запоминания английских слов для визуалов основываются на частом просмотре той информации, которую надо усвоить
Аудиалы (25 % населения). Ведущей является слуховая память. Чем чаще аудиал прослушивает аудиозаписи, тем лучше проходит процесс запоминания английских слов. Еще одним эффективным способом является проговаривание информации во время чтения или письма.
Кинестетики (40 % населения). Основной способ получения и сохранения информации – через прикосновения, чувства, эмоции, инстинктивные ощущения. У этих людей весьма развита кинестетическая память. Эффективным способом запоминания английских слов для кинестетиков является переписывание или перепечатывание новой информации. Благодаря воспроизводимым в процессе движениям, ощущениям и фактуре инструментов (ручка, карандаш, клавиатура, экран планшета), новая лексика усваивается лучше. [1]. Определив тот или иной свой тип, человек сможет найти подходящий способ запоминания английских слов.
1.3. Рекомендации по усвоению материла в зависимости от преобладающего типа восприятия
В каждом человеке заложенные все 3 способности, но одна из них обычно более развита. Если человек знает и понимает свой собственный стиль обучения, он может эффективнее использовать подходящие для него способы и методы. А это улучшает скорость и качество усваивания материала.
Советы для визуалов:
Если Вы больше визуал, чем аудиал, значит, вам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).
Прежде чем начать что-то учить, запишите свою практическую цель, это вам поможет сосредоточиться.
Если вам нужно выучить фразы, напишите их на стикерах и разместите на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же создайте карточки, которые вы сможете носить с собой везде и пересматривать. Для более технически продвинутых людей существуют различные приложения в телефонах с таким же принципом flash cards.
Если вы не можете понять или запомнить слово во время урока, попросите преподавателя написать для вас или еще лучше напишите сами, обычно уже в этот момент человек сам замечает ошибку и сам исправляет себя.
Многие визуалы любят учиться одни. Если это относится к вам, то для выполнения домашних заданий, обеспечьте себе уединение, чтобы вас никто не отвлекал.
Обязательно заведите для себя тетрадку или отдельную папку на компьютере с разными файлами, сами записывайте туда пройденную на уроках информацию, подчеркивайте, выделяйте разными цветами (купите маркеры, стикеры разных цветов).
Обычно визуалы любят учиться в полной тишине, это позволяет им лучше сконцентрироваться. Если вам нравится, то тихий музыкальный фон также не помешает.
Для лучшего запоминания материала – записывайте фразы и предложения (всегда учите слова в контексте), проводите материал через себя, иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый листок одной фразой.
Учитесь, используя фильмы с субтитрами, интернет (там где есть наглядная информация).
Если словесные объяснения вам непонятны, попросите письменных инструкций (например, попросите преподавателя написать на доске сказанное, или ресурс, где можно об этом прочитать).
Внимательно следите за тем, что пишется на доске, старайтесь также записывать, делать пометки (даже если учитель вас не просит это делать).
Во время объяснения материала, смотрите на учителя: это поможет вам сосредоточиться.
Старайтесь в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представьте образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).
Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используйте зеркало. Встаньте напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговорите весь диалог, интерпретируя на заданную тему. Запишите себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.
Ведите блог или журнал на иностранном языке в одной из социальных сетей. Больше переписывайтесь с иностранными друзьями.
Советы для аудиалов:
Если вы аудиал, то вам лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить (обсуждения, лекции, аудио прослушивание, ролевые игры).
Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.) произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.
Обязательно расскажите другому человеку то, что бы вы хотели запомнить. Есть такой способ teach to learn (научи другого чтобы запомнить), это точно для вас.
Материал, который необходимо выучить, запишите на карточках и время от времени перечитывать их вслух.
Вам лучше учиться с кем-то, чтобы вы могли поговорить и обсудить изучаемый материал (у вас будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).
Прежде чем начать что-то учить, назовите вслух цель – то, что вам необходимо выучить: это поможет вам сосредоточить свое внимание.
Используйте онлайн словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.
Существуют такие приложения к браузерам, которые позволяют выделить текст на любом сайте и нажать на кнопку и диктор вам его произведет вслух.
Есть такие сайты, где люди ведут видео дневники, вы тоже можете записывать себя на видео и выкладывать на таких сайтах.
Советы для кинестетиков:
Если вы кинестетик, вам лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживайте по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.
Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
Для вас важно обустроить рабочее место, например на свой письменный стол постелите бумагу любимого цвета, купите разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации или используйте другие элементы декора. Это поможет вам сосредоточиться, настроиться на работу.
Если трудно сидеть спокойно во время урока или выполнения домашних заданий, можете подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук.
Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена, номер телефона и т.п.), закройте глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайтесь увидеть и услышать то, что вы записываете. Если хотите вспомнить нужную информацию, закройте глаза и мысленно постарайтесь увидеть или услышать то, что вы учили.
Дома, при заучивании какого-то материала, не сидите все время за столом: удобно устройтесь в кресле, сядьте на пол и т.п.
Обучаясь, делайте перерывы и сделайте что-нибудь активное: 25-30 мин. работы, 1-5 мин. перерыв.
Читая, держите книгу в руках, а не на столе.
Когда читаете, используйте в качестве указки палец или ручку и следуйте за ней.
Заучивая какой-то материал, постарайтесь записать своими словами важные мысли (главные идеи).
Записывайте себе на телефон или mp3 плейер разные диалоги, аудиокниги и слушайте во время прогулок, пробежек, занятий спортом.
Обратите внимание, что в различных учебных ситуациях, Вы можете иметь разные предпочтения и стили. В каждом стиле есть свои преимущества и недостатки.
Важный момент, если вы комфортно чувствуете себя в своем основном стиле обучения, то старайтесь также развивать стороны, которые меньше развиты, чтобы быть гармоничным и сбалансированным человеком и иметь возможность выбора в разных ситуациях.
Например, если вы визуал, то, скорее всего, вам сложно понимать иностранный язык на слух, но в реальной жизни, у людей по лбу не бежит бегущая строка с титрами, соответственно, вам надо быть готовыми к реальным жизненным ситуациям и больше развивать аудиальные способности. Из-за сложившихся условий в современном мире преобладают визуалы. Много тысяч лет назад люди обладали лучшей памятью, тогда не было письменности и вся информация передавалась из уст в уста. Письменность появилась, когда память людей стала ухудшаться. В современном мире люди больше читают, смотрят телевизор, работают за компьютером и зачастую уже в детстве плохо воспринимают информацию на слух.
Главный вывод: важно осознавать свои особенности в обучении, чтобы эффективно использовать сильные стороны и развивать слабые.
1.4. Общие рекомендации по повышению эффективности выучивания
Известны разнообразные способы запоминания английских слов. Все мы разные, одни воспринимают материал быстро и качественно, другим потребуется гораздо больше времени на его усвоение. Необходимо, в первую очередь, добиться того, чтобы усвоение новой лексики доставляло удовольствие, чтобы люди, которые изучают английский язык, чувствовали удовлетворение от данного процесса. Этого можно достичь, если учитывать индивидуальные способности, выбирать ту или иную стратегию запоминания слов, использовать методы, оптимально подходящие именно вам. Но, чтобы узнать какие методы и способы вам подходят больше всего, нужно познакомиться с их разнообразием и опробовать их эффективность в процессе обучения.
Рассмотрим сначала некоторые рекомендации по повышению эффективности выучивания, которые непосредственно связаны с особенностями нашей памяти и способностью запоминать информацию:
1. Необходимо управлять своим вниманием. Внимание – это сосредоточенность психики на определенные внешние и внутренние источники информации. Внимание человека устроено так, что оно легко привлекается яркими признаками предметов, звуками и т.д. Емкость кратковременной памяти ограничена, поэтому в запоминаемой информации нужно выделить лишь важные сведения, не замечая второстепенные детали.
2. Нужно структурировать информацию, подготовить ее для хранения в долговременной памяти. Приемы структурирования информации включают в себя:
а) Смысловое расчленение. При запоминании необходимо выделить основные микротемы и согласно им, разделить материал на части и далее усваивать материал по частям. Здесь нам помогут план или блок-схемы, в которых отражаются основные мысли и связи между частями, и внешние признаки: заголовки, подчеркнутые или выделенные ключевые предложения, начало новых мыслей с красной строки. Этот метод легко запомнить по-английски как “5W и H” (Who, What, Where, Why, When and How)
б) Выделение смысловых опорных пунктов – заголовки текста, краткие тезисы, самостоятельно придуманные названия разделов, вопросы, схематические рисунки, примеры, цифровые данные, незнакомые термины. Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти –7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.
в) Использование наглядных образов, особенно тех, которые вы придумали или представили сами.
г) Соотнесение с уже известными знаниями. То, что необходимо прочно запомнить, следует рассматривать с разных сторон, привлекая для объяснения новых сведений, максимальное количество уже имеющиеся в памяти понятий и образов.
3. Рациональное повторение. Если нам важно эффективно удержать информацию на несколько дней, то повторять необходимо через 15–20 мин. После изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 4-й день, на 7-й день.
4. Использование смысловых вставок является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан” .
5. Целенаправленное воображение - запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах.
1.5. Эффективные способы и приёмы запоминания английских слов
Английский язык не является родным для российских школьников и представляет большую трудность в изучении. Весь процесс обучения строится на заучивании и запоминании, которые в свою очередь требуют от учеников огромных усилий и временных затрат. Поэтому важно использовать самые продуктивные и оптимальные методы заучивания. Овладение английским языком происходит одновременно в нескольких направлениях, а именно дети осваивают фонетику, грамматику, лексический состав, учатся читать и понимать услышанное. Каждый из этих аспектов требует использования разных методов и способов.
Рассмотрим несколько наиболее эффективных методов запоминания английских слов.
«Метод ассоциаций» (фонетических- звуковых). Самый распространенный метод запоминания слов ассоциативный, с психологической точки зрения ассоциации к словам должны придумывать мы сами.
Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.
1) buy – покупать (скажи деньгам «бай-бай»);
2) sleep – спать (когда хочется спать, то слипаются глаза).
Например, в переводе с английского слово «goose» означает «гусь», «tiger» — «тигр», «secret» — «секрет», «visit» — «визит» (навещать, наносить визит).
«
Стикеры». На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате: «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т.д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Можно просто на стикеры расписать слова, которые вам необходимо выучить. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова
Метод синонимов (антонимов)
Этот способ улучшает процесс запоминания английских слов благодаря расширению синонимического ряда. Для записи новой лексики рекомендуется завести отдельную тетрадь. К каждому изучаемому слову подбирайте как можно больше синонимов и регулярно повторяйте их.Запоминание английских слов при помощи способа подбора синонимов помогает улучшить речь, увеличить словарный запас и скорость воспроизведения.
Например:
little — small — tiny ( крошечный);
pretty (хорошенький) — handsome (красивый)— beautiful ( красивый)
«Гармошка»
Для этого способа необходим обычный лист бумаги, на котором у левого края пишутся в столбик английские слова (в единственном числе, глаголы в инфинитиве). Затем написанное н
ужно отделить вертикальной чертой и рядом в столбик написать перевод. По проведенной линии лист сгибается, а справа от слов на русском языке надо написать эту лексику по памяти на английском. Продолжайте написание исходного варианта и перевода до тех пор, пока не закончится лист. Для лучшего запоминания рекомендуется не подсматривать. После окончания заполнения всех столбиков необходимо себя проверить. Если есть ошибки, способ «гармошка» требуется повторить.
«Плакат» - на стандартном листке бумаги пишут слова на родном языке и их перевод на иностранный. В этом случае происходит повторение ранее изученного и запоминание нового. Листок со списком слов обязательно должен находиться на виду, обычно это рабочее место ученика.
«Карточки» - изготавливаются маленькие карточки. На одной стороне записывают слово на родном языке, на другой – на иностранном языке. Поочередно заучивается перевод слов с русского на английский и, наоборот, путем «подглядывания» перевода на обратной стороне карточки.
«Мозаика» - на листе бумаги вразброс и в различном положении пишут слова с переводом. Учащемуся несколько раз показывают лист со словами, после каждого раза он называет запомнившиеся слова. Усложненный вариант: на одном листе беспорядочно пишут слова на родном языке, на другом их перевод на ИЯ, но в том же расположении. Учащийся запоминает слова, переводя взгляд с одного листа на другой. Можно использовать разные цвета. Тогда предлагается задание: назвать перевод слов, написанных одним, затем - другим цветом.
«Карта памяти» помогает учить слова тематически. Берем лист бумаги (например, формата А4), пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.
Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему внимательно разглядывать и размышлять над связями1,5 и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
«Визуализация» (Метод «Открытых врат»)
Запоминая английское слово, Вы соотносите его не с его русским переводом, а с его образом, с мысленной картинкой. Например, запоминая слово "curtains" (занавески), Вы повторяете "curtains" и мысленно представляете себе занавески. При чем будет лучше, если это будут не просто какие-то занавески, эмоционально значимые для Вас - те, которые висели в Вашей детской и тем Вам милы; те, которые Вы видели у соседки и мечтаете приобрести; и т.п.
«Аудио-лингвистический метод» подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
«Метод пассивного восприя-тия» хорошо подходит для тех, у кого развита слуховая память. Наговариваем на диктофон слова, текст или словосочетания, которые необходимо запомнить к следующему уроку, и слушаем их в любое удобное время.
«Попугай» - в паре один учащийся поочередно зачитывает слово с переводом. Другой повторяет один раз вслух и несколько раз про себя. Затем, после всего списка слов, первый называет все слова с переводом, которые он сумел запомнить. Второй раз список можно повторить с подсказкой на одном языке/
«Заучивание» (= Частый повтор)
Этот способ запоминания покажется весьма нудным. Однако неоднократное повторение лексики является очень эффективной методикой. По мнению специалистов, для лучшего запоминания необходимо употребить слово не менее 5 раз в контексте. Придумайте 5 различных фраз, в которых встречается нужное слово, и проговорите их вслух. Для закрепления рекомендуется эти предложения записать.
Онлайн платформа “Quizlet”
Этот ресурс выучивания лексики появился относительно недавно. Платформа предлагает широкий спектр способов выучивания слов: от классического заучивания по карточкам до игровых методов, а также способы контроля эффективности усвоения лексики. Если иметь свой аккаунт на данной платформе, то вы можете использовать функцию «отложить на повтор» неусвоенную лексику. Метод приобретает большую популярность среди людей, профессионально изучающий иностранный язык. Учебные лексические модулю можно создавать самому под свои потребности и под изучаемый материла, а также по ссылке из готовых модулей другого аккаунта.
Глава II. Исследовательская работа по выявлению наиболее эффективных методов и приёмов запоминания английских слов
2.1. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования. Выводы по результатам анкетирования
Одна из задач нашего исследования выявить наиболее эффективные способы и приемы запоминания новых слов некоторыми учащимися моего класса. Для этого я составил анкету и провел анкетирование. [Приложение 1]
В анкете приняли участие 20 учеников. Проанализировав ответы своих одноклассников, я выяснил, что 12 участников (60%) анкетирования с удовольствием учат английский язык, т.к. 6 обучающимся (30%) он дается легко, а остальным - 14 (70%) не совсем.
Основными причинами, почему им нравится английский язык одноклассники называли:
Он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения;
Нравится слушать английские песни;
Хочу разговаривать на английском языке и понимать, что говорят англичане.
Ездить отдыхать заграницу и знакомиться с иностранцами;
Компьютеры, телефоны, бытовая техника – требует знаний языка.
8 учащихся (40%) не любят учить английский язык, так как им трудно запоминать слова и понимать тексты и предложения даже при выполнении грамматических упражнений.
Какие затруднения в целом беспокоят моих сверстников при изучении английского языка? Особую трудность у детей при изучении английского языка вызывает грамматика - 30%, лексика и необходимость запоминания новых слов - 45%. , аудирование – 15%, чтение – 5%. Как мы видим, лексика – самый сложный аспект.
Для 59% учащихся, участвующих в анкетировании важно проговаривать, представлять предмет или действие и записывать несколько раз новые иноязычные слова. Учащиеся понимают, что слово выучено, если вспоминают его значение в любой момент.
Самый главный вопрос: «Какими методами ты пользуешься, когда пытаешься запомнить лексику?», - я я задал в 10 классе и получил ответы, которые можно представить в следующем круговом графике:
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: Первая – 9 (45%) просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню.
Второй – 3 (15%) пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя.
Третий – 4 (20%) запоминаю прямо на уроке, после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений.
Некоторые ребята - 2 (10%) смотрят передачи и фильмы на английском языке.
Работают с обучающими программами - 2 человека (10%). При чем под обучающими программами подразумевались всяческие мобильные приложения, предлагающие однотипные виртуальные карточки. И даже при наличии такого приложения не всегда у этих ребят хватало времени и терпения вносить слова из списков для выучивания к каждому очередному уроку английского языка. Т.е. этот метод использовался ими крайне нерегулярно.
Чтобы выяснить к какому типу личности они относятся: визуалам; аудиалам или кинестетикам, я провел диагностику С.Ефремцева [При-ложение 2], которая помогла определить ведущий тип восприятия среди ребят: аудиальный, визуальный или кинестетический.
визуалы – 6 человек (42%)
аудиалы – 5 человека (14%)
кинестетики. – 9 человек (43%)
Перед экспериментом я предложил респондентам методики запоминания английской лексики, в соответствии с преобладающим типом восприятия. Методики предлагаются на выбор. После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, мы предложили семиклассникам выбрать самый подходящий для них вариант способа заучивания слов, который в дальнейшем они будут использовать при работе над словами. Эксперимент продолжался почти год. Некоторые ребята каждую неделю пробовали разные методы и приёмы, чтобы определить для себя наиболее эффективные способы заучивания.
И вот результаты проведённого опроса:
Результаты эксперимента:
ФИ обучающего | Выбранная методика и эффективность её использования |
методика оценка за 1 неделю | методика оценка за 2 неделю | методика оценка за 3 неделю |
1. Р. М. | 5 - Карта памяти | 5 - Стикеры | 5 - Метод ассоциаций |
Д. П. | 2 – не учил | 2- Не учил | 2- не учил |
В. Б. | 5 – Стикеры | 5- Стикеры | 5- Стикеры |
В. О. | 2- Заучивание | 3- Заучивание | 4 - Заучивание |
В. Р. | 3- Метод ассоциаций | 4- Метод ассоциаций | 5- Метод ассоциаций |
Н. Г. | 2 - Метод пассивного восприятия | 3 - Метод пассивного восприятия | 4 - Метод ассоциаций |
М. М. | 3- Гармошка | 2 - Гармошка | 4 - Гармошка |
К. П. | 2 -Не учил | 5 - Стикеры | 4 - Стикеры |
Д. М. | 2 - Не учил | 3 - Гармошка | 3 - Гармошка |
М. Б. | 2 - Заучивание | 4 - Карточки | 4 - Стикеры |
А. Т. | 2 - Не учил | 2 - Не учил | 2 - Не учил |
Д. Ш. | 5 - Карта памяти | 5 - Стикеры | 5 - Заучивание |
А. Б. | 3 - Карта памяти | 5 - Гармошка | 5 - Гармошка |
С. Л. | 2 - Не учил | 2 - Заучивание | 4 - Попугай |
Качество знаний | «5-4» - 3 человека 21% | «5-4» - 7 человек 50% | «5-4» - 11 человек 78% |
После того, как учащиеся выбрали свой метод разучивания английских слов, прошёл месяц, и результаты у большинства улучшились. Определились использованные методы и приёмы.
Стикеры – 8 чел. (19%);
Заучивание – 6 чел. (14%)
Карта памяти - 6чел. (14%)
Ассоциации – 5 чел. (12%)
Гармошка - 3 чел. (7%)
Метод пассивного восприятия -2 чел. (5%)
Попугай – 1 чел. (2%);
Карты - 1 чел. (2%);
Не учили слова, не использовали никакие методы – 9 чел. (21%)
По мнению моих одноклассников, следующие методы являются самыми эффективными: стикеры, заучивание, карта памяти.
Какие же успехи были у моих одноклассников при таком разноплановом выучивании? Я провел наблюдение в течение второго полугодия 10 класса. При ответе новых слов (фронтальный опрос или словарный диктант) мои одноклассники получали следующие оценки: Из 20 человек, участвующих в эксперименте
«5» - 2 человека (14%)
«4» - 4 человек (29%);
«3» - 9 человека (45%)
«2» - 5 человек (36%)
Данная круговая диаграмма отражает ситуацию 2020- 2021 учебного года. Поскольку качество изучения английского языка в целом в нашем классе остается на уровне (50%), то разница между качеством выучивания лексики в 20 % очень настораживала и сигнализировала о проблеме в данной области: не те методы выучивания слов выбрали мои одноклассники. Вопрос поиска универсального метода занял около одного месяца – апрель 2021 года. Мы с моим учителем английского языка решили использовать ресурсы онлайн платформы Quizlet, поскольку там есть возможность составлять готовые учебные модули для общего пользования, там предлагаются самый разнообразные формы выучивания и именно эту платформу может использовать учитель при опросе слов.
Нашим учителем был создан общий аккаунт «English Puffin Words» с учебными папками для 2 – 11 классов.
За время летних каникул после 10 класса я внес лексику всех разделов УМК «Английский в фокусе» в папку 11 класса:
Например, один из учебных разделов выглядит так:
1) Титульный вид:
2) Рабочий вид изнутри с вариациями выучивания:
На практике выучивание слов по Quizlet – довольно логичный процесс. Каждое слово может быть озвучено, может иметь включенную транскрипцию. А различные опции выучивания, наряду с функцией «отложить слово» обеспечивают качество усвоения лексики.
Созданную мною базу слов я представил одноклассникам в начале 11 класса, предложив им установить приложение Quizlet себе на телефон. Одноклассники начали регулярно использовать данное приложение для выучивания лексики по разделам нашего учебника «Английский в фокусе». и положительные результаты стали заметны сразу. Однако я проводил долгосрочное наблюдение. В течение года мои одноклассники присылали мне результаты выучивания слов (т.к.внутри программы ведется автоматический учет: «выучил – не выучил»), а также их оценки за словарные диктанты и опросы во время урока.
В апреле 2022 года я подвел итог. И данные оказались следующими:
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов эксперимента
Как видно из полученных данных, качество выучивания слов при использовании платформы Quizlet улучшилось на 45%. Практически все учащиеся улучшили свои показатели:
«5» - 2 человека (14%)
«4» - 4 человек (29%);
«3» - 9 человека (45%)
«2» - 5 человек (36%)
По словам моих одноклассников, улучшилась и общая способность к запоминанию слов. Если раньше они могли с малой эффективностью тратить неопределенное количество времени на выучивание слов к уроку, так и не достигая результата, то сейчас в среднем за полчаса они окончательно выучивают необходимые слова (даже до 80-90 слов). И самое важное, по наблюдениям нашего учителя, улучшилось и качество восприятия текстов: легче удается перевод тем, кто ранее совершенно испытывал в этом затруднения.
Интересно, что из всех предложенных опций заучивания слов на данной платформе, самыми популярными остаются «Карточки» и «Заучивание».
«Карточки» | «Заучивание» |
| |
В целом, мои одноклассники стали проще относиться к такому некогда сложному заданию «выучить слова к разделу». Они поняли, что эффективные современные методики, предлагаемые довольно просто платформой Ouizlet, решают задачу расширения словарного запаса. Практически все планируют использовать приложение во дальнейшей учебе в вузе – и не только при изучении иностранного языка, а также латыни (медицинские и фармакологические вузы), юридических и иных терминов и фонетики и орфоэпии русского языка.
Заключение
После проведения эксперимента моя гипотеза подтвердилась: существует действительно большое количество интересных и эффективных приемов заучивания английских слов, но каждый должен сам выбрать именно те, которые подойдут ему, учитывая своей тип памяти. Однако существует универсальные метод выучивания слов, предлагаемый платформой Qiuzlet, поскольку он учитывает
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
В ходе учебно-исследовательской работы был проанализирован теоретический материал и проведено исследование влияния эффективных способов запоминания лексики.
Разработана памятка способов и приемов запоминания иноязычной лексики.
Определен тип личности обучающихся и выявлены эффективные способы и приёмы запоминания слов.
Результативность применения универсального метода платформы Quizlet подтвердилась: качество выучивания слов к каждому уроку возросло с 30% за год до 75 %.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов уже помог моим одноклассникам и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.
В результате проделанной работы я поняли, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, какой бы метод учащиеся ни выбрали, успех будет зависеть только от их желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И, я уверен из собственной практики, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Список литературы
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. – М.: «Сталкер», 2002 .
Лавренюк М.В. Простые и эффективные способы запоминания английской лексики.- Донецк, 2006 .
Немов Р. С. Общие основы психологии. – М., 2003.
Сеченов И.М. Элементы мысли.- М., 2001.
http://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Анкета.
Нравится ли тебе изучать английский язык? Почему? |
Труден ли английский язык для изучения? |
Что вызывает особую трудность? |
Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова? |
Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их. |
Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант? |
Предложи свои способы запоминания английских слов |
Приложение 2
Диагностика С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал (вопросы).
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. |
2. Часто напеваю себе потихоньку |
3. Не признаю одежду, которая мне неудобна |
4. Люблю ходить в бассейн |
5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения |
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение |
7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей |
8. Внешнему виду я придаю серьезное значение. |
9. Мне нравится гладить кошку, собаку |
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми |
11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться |
12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда , знаю, что мне подойдет |
13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких обстоятельствах слышал её в первый раз |
14. Люблю читать во время еды |
15. Люблю поговорить по телефону |
16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем |
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому |
18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении |
19. Охотно и много фотографирую |
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые |
21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что они украшают жизнь. |
22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну |
23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться |
24. Часто разговариваю с собой |
25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя |
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке |
27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание |
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться |
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука |
30. Мне нелегко найти удобную обувь |
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы |
32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал |
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику |
34. Люблю слушать, когда говорят |
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать |
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть |
37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру |
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой |
39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры |
40. Не выношу беспорядок |
41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща |
42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения |
43. Часто хожу на концерты |
44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека |
45. Охотно посещаю галереи и выставки |
46. Серьезная дискуссия, спор – это интересно |
47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами. |
48. В шуме не могу сосредоточиться |
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
19