Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новодраченинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР ________ / О.В. Доблер «28»августа 2020 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская СОШ» ________ / А.Е. Гавшин приказ №133 от «31» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика» для 10 класса
среднего общего образования
на 2020/2021 учебный год
Составитель:
Гавшин А.Е.
Заринск
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе авторской программой В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова. Физика. 10-11 классы (базовый и профильный уровни).(Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова и др. – М.: Просвещение, 2010),
На изучение курса физики в 10 классе отводится 2ч (базовый уровень) в неделю (всего 70 ч в год). Авторская программа в 10 классе рассчитана на 68 часов. Рабочая программа с учетом годового календарного учебного графика составлена на 70 часов. В соответствии с календарным учебным графиком количество часов на повторение увеличено на 2 часа.
Планируемые результаты изучения курса физики.
Личностными результатами обучения физике в 10 классе являются:
Обучение физики в образовательном учреждении должно быть направлено на формирование следующих результатов:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
положительное отношение к труду, целеустремленность;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природоиспользование.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Обучающийся сможет:
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; - определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей
Познавательные УУД: Обучающийся сможет:
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщенные способы решения задачи;
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные отношения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные УУД: Обучающийся сможет:
осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использование адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития
точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапыпроведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений илифизических свойств тел без использования прямых измерений;при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямыхизмерений в этом случае не требуется;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферноедавление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,радиационный фон (с использованием дозиметра); при этомвыбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшиеметоды оценки погрешностей измерений;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делатьвыводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин:при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значениевеличины и анализировать полученные результаты с учетомзаданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знаниядля их объяснения;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярнуюлитературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Механические явления
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления припоследовательномипараллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Содержание учебного предмета (70 часов)
Тема | Количество часов |
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
МЕХАНИКА | 22 |
Кинематика | 7 |
Законы Ньютона(7часов) | 8 |
Законы взаимодействия в механике(7 часов) | 7 |
Закон сохранения импульса (2 часа) | 21 |
| 9 |
Закон сохранения энергии( 6 часов) | 4 |
Динамика абсолютно твёрдого тела(2 часа) | 8 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории(4 часа) | 21 |
Молекулярно-кинетическая теория газа( 5 часов) | 8 |
Свойства вещества в твёрдом жидком и газообразном состоянии(3 часа) | 7 |
Основы термодинамики(6 часов) | 6 |
Электрическое поле(9 часов) | 5 |
Законы постоянного тока(6 часов) | |
Электрический ток в различных средах(5 часов) | |
Итого | 70 |
Тематическое планирование 10 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение. Основные особенности физического метода исследования (1час) |
1 | Физика и познание мира | 1 |
Кинематика (7часов) |
2 | Виды механического движения и способы его описания | 1 |
3 | Решение задач | 1 |
4 | Равномерное прямолинейное движение и его описание | 1 |
5 | Мгновенная скорость. Ускорение | 1 |
6 | Движение с постоянным ускорением | 1 |
7 | Равномерное движение материальной точки по окружности. Решение задач | 1 |
8 | Поступательное и вращательное движение твердого тела | 1 |
Законы Ньютона (7часов) |
9 | Тела и их взаимодействие. Явление инерции. | 1 |
10 | Масса- характеристика инертности тела | 1 |
11 | Сила- характеристика действия | 1 |
12 | Инерциальные системы отсчёта (ИСО). Первый закон Ньютона | 1 |
13 | Второй закон Ньютона | 1 |
14 | Третий закон Ньютона-закон взаимодействия | 1 |
15 | Геоцентрическая система отсчёта | 1 |
Законы взаимодействия в механике. (7часов) |
16 | Виды взаимодействия и виды сил. Сила упругости закон Гука | 1 |
17 | Лабораторная работа «Измерение жёсткости пружины» | 1 |
18 | Закон всемирного тяготения | 1 |
19 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость | 1 |
20 | Сила трения | 1 |
21 | Лабораторная работа «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 |
22 | Лабораторная работа «Изучение движения тела брошенного горизонтально | 1 |
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии (8часов) |
23 | Движение материальной точки. Импульс | 1 |
24 | Закон сохранения импульса | 1 |
25 | Механическая работа и мощность | 1 |
26 | Энергия как характеристика состояния системы. Кинетическая энергия | 1 |
27 | Работа силы тяжести. Решение задач | 1 |
28 | Потенциальная энергия. Решение задач | 1 |
29 | Закон сохранения энергии в механике | 1 |
30 | Лабораторная работа «Изучение закона сохранения энергии» | 1 |
Динамика абсолютно твёрдого тела(2 часа) |
31 | Равновесие абсолютно твёрдого тела. Виды и законы равновесия | 1 |
32 | Лабораторная работа «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» | 1 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории(4 часа) |
33 | Основные положения МКТ | 1 |
34 | Характеристики молекул. Решение задач | 1 |
35 | Характеристики движения и взаимодействия молекул | 1 |
36 | Свойства вещества на основе молекулярно-кинетических представлений | 1 |
Молекулярно-кинетическая теория газа (5 часов) |
37 | Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 |
38 | Температура как макроскопическая характеристика газа | 1 |
39 | Уравнение состояния идеального газа. Решение задач. | 1 |
40 | Газовые законы. Решение задач | 1 |
41 | Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака | 1 |
Свойства вещества в твёрдом жидком и газообразном состоянии (3часа) |
42 | Реальный газ. Воздух. Пар. | 1 |
43 | Влажность воздуха. | 1 |
44 | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел | 1 |
Основы термодинамики(6 часов) |
45 | Термодинамическая система и её параметры | 1 |
46 | Термодинамические процессы | 1 |
47 | Первый закон термодинамики | 1 |
48 | Применение первого закона термодинамики для описания изопроцессов | 1 |
49 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | 1 |
50 | Принцип действия тепловых двигателей | 1 |
Электрическое поле(9 часов) |
51 | Что такое электродинамика. Взаимодействие электрических зарядов | 1 |
52 | Закон Кулона | 1 |
53 | Механизм взаимодействия электрических зарядов | 1 |
54 | Решение задач. Линии напряжённости | 1 |
55 | Энергетические характеристики электрического поля | 1 |
56 | Связь напряжённости и разности потенциалов. Эквипотенциальные поверхности | 1 |
57 | Электроёмкость. Конденсатор | 1 |
58 | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов | 1 |
59 | Контрольная работа | 1 |
Законы постоянного тока(6 часов) |
60 | Физические явления «постоянный электрический ток». Закон Ома для участка цепи. | 1 |
61 | Электрические цепи и их закономерности | 1 |
62 | Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 |
63 | Работа и мощность постоянного тока | 1 |
64 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 |
65 | Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 |
Электрический ток в различных средах(5 часов) |
66 | Основные положения электронной теории проводимости металлов | 1 |
67 | Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры | 1 |
68 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод | 1 |
69 | Электрический ток в вакууме. Закон электролиза | 1 |
70 | Электрический ток в газах | 1 |
| | |
| | |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Класс | Учитель | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |