ИКТ технология - универсальный инструмент, помогающий достигнуть более качественных результатов обучения каждому ученику. Ограничения: Необходимо сочетание новых методов обучения и традиционных. Трудоемкость: Создание системы уроков с использованием данной техники отнимает у учителя много времени на сбор и обработку данных, и создание презентаций. Риски: Перегрузка урока информацией Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам: 1. Наличию современного компьютерного оборудования; 2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 5-го по 9-й класс, использование другого программного продукта; 3. Изучению методической, педагогической литературы; 4. Наличие коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях; Специфика информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе: - все процессы происходят в динамике. Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет ресурсы. Проанализировав знания учащихся, я пришел к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку. Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует: -связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся; -дополняет предмет новыми сведениями; -поддерживает актуальный уровень предмета; -способствует развитию личности учащегося. Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса физической культуры : 1.Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов; 2.Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся; 3.Игровые моменты пробуждают интерес к предмету; 4.Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление; 5.Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания; 6.Анимация позволяет смоделировать реальную ситуацию; Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы. В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 5 – 9 классы. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ. Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи: 1.Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя физической культуры в условиях модернизации современной школы. 2.Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках физической культуры. 3.Повышение уровня познавательной мотивации к урокам физической культуры и как следствие - повышение качества знаний. 4.Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников. 5.Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point,Excel и др. Результативность опыта использования ИКТ на уроках физической культуры, можно проследить по следующим фактам: 1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; 2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование. 3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций). Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ. Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитию познавательной деятельности на уроках физической культуры через использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках физической культуры через использование ИКТ» Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по физической культуре через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности. В связи с этим определяются задачи: 1.Обеспечение качества усвоения знаний по физической культуре. 2.Развитие общеучебных умений и навыков. 3.Содействие развитию ИКТ-компетентности. 4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании физической культуры, активно использую новые информационные технологии. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Помимо имеющихся готовых электронных учебных пособий, учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки –мультимедийные презентации, тренажёры, информационно-дидактические игры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса. Учителю удаётся добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, процессы, стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях. На уроках открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование мультимедиа помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объёме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, анимация, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. Во внеурочной деятельности использование мультемидийных технологий позволяет активизировать интерес учащихся к физической культуре. Разнообразные мероприятия - игры, конкурсы, викторины, турниры, способствуют мотивации, а, следовательно, более прочному усвоению учебного материала. Компьютерные технологии ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы преподавания физической культуры. Способствуя раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, они приближают традиционную методику к требованиям современной жизни. |