СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта Инновационная деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта Инновационная деятельность»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Вашаев Алексей Узумхаджиевич

Организация, в которой работает автор опыта

МКОУ Вараксинская ОШ


Адрес

215 293 Смоленская область Сычевский район

д. Вараксино


Номер контактного телефона

8 9101168247

Должность

Учитель


Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

физическая культура

Стаж работы в должности

11

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Активизация познавательной деятельности на уроках физической культуры через использование ИКТ 

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Повысится уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов; возрастет познавательный интерес к предмету; вырастет уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).


Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

 Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по физкультуре через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

В связи с этим определяются задачи:

1.Обеспечение качества усвоения знаний по физической культуре.

2.Развитие общеучебных умений и навыков.

3.Содействие развитию ИКТ-компетентности.

4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании физической культуры, активно использую новые информационные технологии.


Концепция изменений

Информационные технологии формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер,  тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

Ведущая идея опыта – формирование ключевых компетенций позволяет: самостоятельно ориентироваться в массе фактов и сведений, работать с источниками информации; развитие творческих способностей, подготовка учащихся к жизни,

Сущность ИПО

Активизация познавательной деятельности обучающихся направлена на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приемы преподавания физической культуры, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.

Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Использование на уроке компьютера и мультимедийного проектора с интерактивной доской решает проблему здоровьесбережения, позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат. Использование мультемидийных средств повышает интерес учащихся к физической культуре.

Разрабатываю к урокам презентации, которые создаю на основе материалов электронных дисков, а также активно использую материалы, получаемые из Интернета. Увеличивается плотность урока благодаря использованию компьютерных презентаций, которые можно быстро менять на экране. При выполнении практических работ удобно выводить таблицы и заполнять их при объяснении работы.

Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры создает дополнительную мотивацию к изучению этого предмета, повышает качество обучения, формирует познавательный интерес.

Используя презентации можно организовать повторный просмотр материалов урока. В презентацию по мере необходимости можно вносить изменения.

1. Созданы новые подходы в создании необходимых условий для самореализации: совместная деятельность с учителем, продиагностированы различные типы затруднений, препятствующих самореализации школьников в учении, владею необходимыми знаниями личностных и возрастных особенностей учащихся (для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является – учебная, в среднем звене определяющую роль играет общение со сверстниками, в старшем возрасте- учебно-профессиональная деятельность).

2. Выявлены и отобраны способы и средства формирования (универсальных учебных действий (далее УУД). Разработаны рабочие программы по физической культуре с учетом формирования УУД образовательных технологий деятельностного типа. Продолжаю примененять активные методы обучения на своих уроках в 5 - 9 классах. 3. Систематизированы способы развития мотивации, направленные на создание у обучающихся внутренних мотивационных стимулов к самореализации в образовательном пространстве, основанных на формировании установки на продуктивное использование своих способностей и личного потенциала в социальной и творческой деятельности

4. Развиваю творческую среду как пространство самореализации, где есть возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения: « учу учиться», предоставляю свободу в выборе обучающимися вида деятельности в соответствии с его интересами, ценностями и целями.

5. Систематизированы типы учебных занятий, направленных на формирование активных деятельностных начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития ребенка 6. Апробированы активные методы обучения в своей деятельности. В своей педагогической практике использую различные технологии обучения физической культуре: развивающие, проблемного обучения, модульную, разноуровневую дифференциацию, игровые технологии, технологии деятельностного метода обучения, технология активных действий.


Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

ИКТ технология - универсальный инструмент, 

помогающий достигнуть более качественных

результатов обучения каждому ученику.

Ограничения:

Необходимо сочетание новых методов обучения и традиционных.

Трудоемкость:

Создание системы уроков с использованием данной техники отнимает у учителя много времени на сбор и обработку данных, и создание презентаций.

Риски:

Перегрузка урока информацией

Обучение с помощью ИКТ — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы. Получать необходимый опыт работы с ИКТ и возможность обмениваться и делиться им с коллегами мне удаётся благодаря следующим факторам:

1. Наличию современного компьютерного оборудования;

2. Применению мультимедиа учебников разных авторов с 5-го по 9-й класс, использование другого программного продукта;

3. Изучению методической, педагогической литературы;

4.  Наличие коллектива учащихся и учителей, способных работать в новых условиях;

Специфика информации состоит в том, что многие процессы, происходящие в природе:

- все процессы происходят в динамике.

 Показать процессы в динамике, можно только используя видеоинформацию, материалы мультимедиа, Интернет ресурсы. Проанализировав знания учащихся, я пришел к выводу, что происходит более глубокое усвоение видеоинформации, в противоположность информации прочитанной или услышанной, особенно, если материал подобран самими учениками. Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение, самоактуализация и формирует адекватную самооценку.

 Компьютерные программы в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс способствует:

-связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;

-дополняет предмет новыми сведениями;

-поддерживает актуальный уровень предмета;

-способствует развитию личности учащегося.

 Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения, рекомендованы Министерством Образования России и входят в Федеральный комплект учебников. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении курса физической культуры :

1.Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;

2.Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;

3.Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;

4.Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;

5.Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;

6.Анимация позволяет смоделировать реальную ситуацию;

 Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.

В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебников за 5 – 9 классы. Все учебные материалы одобрены МО РФ и разработаны в соответствии с Государственным стандартом образования РФ.

Использование современных средств педагогических технологий, информационных компьютерных технологий даёт возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ. Можно создавать игровые моменты и использовать видеоматериал для познавательных задач. Предложенные мною приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следуют и поставленные мною задачи:

1.Развитие навыков применения компьютерных технологий в работе учителя физической культуры в условиях модернизации современной школы.

      2.Расширение арсенала форм, методов, приёмов работы на уроках физической культуры.

      3.Повышение уровня познавательной мотивации к урокам физической культуры и как следствие - повышение качества знаний.

4.Принципы работы с электронными версиями мультимедиа учебников.

      5.Защита учащимися и учителями своих проектов, выполненные как слайд - презентации с использованием программ Power Point,Excel и др.

 Результативность опыта использования ИКТ на уроках физической культуры, можно проследить по следующим фактам:

1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование.

3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

 Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке инновационных материалов по ИКТ.

Предметом моего исследования является разнообразие методик и форм по развитию познавательной деятельности на уроках физической культуры через использование ИКТ. Изложенные выше факты определили тему моей творческой работы «Активизация познавательной деятельности на уроках физической культуры через использование ИКТ»

 Цель: обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по физической культуре через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.

В связи с этим определяются задачи:

1.Обеспечение качества усвоения знаний по физической культуре.

2.Развитие общеучебных умений и навыков.

3.Содействие развитию ИКТ-компетентности.

4.Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании физической культуры, активно использую новые информационные технологии.

В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся.

Помимо имеющихся готовых электронных учебных пособий, учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки –мультимедийные презентации, тренажёры, информационно-дидактические игры.

Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса. Учителю удаётся добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, процессы, стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

На уроках открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование мультимедиа помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объёме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, анимация, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.

Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.

Во внеурочной деятельности использование мультемидийных технологий позволяет активизировать интерес учащихся к физической культуре. Разнообразные мероприятия - игры, конкурсы, викторины, турниры, способствуют мотивации, а, следовательно, более прочному усвоению учебного материала.

Компьютерные технологии ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы преподавания физической культуры. Способствуя раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, они приближают традиционную методику к требованиям современной жизни.


Условия реализации изменений

В способах реализации многое может идти от особенностей содержания темы, от учебных возможностей школьников, их эмоционального и познавательного опыта, наконец, от особенностей личности самого учителя. Важным является высокий уровень профессиональной подготовки учителя; готовность к обобщению и распространению собственного опыта; наличие необходимого учебно-методического обеспечения; высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности учителя. 

- Владение педагогом компонентами современных образовательных технологий: личностно ориентированной, проблемно-диалоговой, проектной, организация индивидуальной, парной, групповой игровой и практической деятельности.

- Компетентность педагога в области ИКТ.

- Наличие компьютерной техники и электронных ресурсов, аудиоматериалов

- Материалы для оформления детских творческих работ

- Наличие знаний и умений обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических и эргономических требований к организации работы

Результат, полученный автором в ходе реализации


Внешняя результативность ИПО:

• привлечение учащихся основной школы к проектной деятельности, усиление их мотивации к учебной деятельности;привлечение родителей и общественности (сбор материала, оформление, проведение различных занятий);

• активное использование новых педагогических технологий в преподавании физической культуры;

• мой опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег: по данной теме были выступления на методических совещаниях в школе, в районе

Разработка тематического планирования предметного содержания в виде учебных задач, конспектов уроков. Наблюдается рост творческой активности учеников.


Внутренняя результативность ИПО:

• проявление уважительного отношения к духовно-нравственным ценностям: позитивная динамика развития коммуникативных умений и навыков исследовательской деятельности учащихся.

• получение базы знаний учащимися, сознательное освоение учебного материала, коллективное и индивидуальное творчество;

• повышение уровня познавательной мотивации учащихся в изучении предмета;

• сформированность учебной и проектной деятельности учащихся и учителя.

• разработка содержательной стороны проектной деятельности учащихся.

• обеспечение интегративности, системности, взаимообусловленности всех компонентов процесса обучения, воспитания и развития.

Поиск таких форм обучения, методов и приёмов, позволяющих повысить эффективность усвоения полученных знаний, распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. 

ИКТ технология формирует положительную учебную мотивацию;

повышает познавательную активность обучающихся;

активно вовлекает всех школьников в образовательный процесс;

стимулирует самостоятельную деятельность;

помогает эффективно усваивать большой объем учебной информации;

развивает творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

В результате внедрения мною активных методов обучения в практическую деятельность, все обучающиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, интеллектуальная активность у обучающихся и эффективность урока физической культуры. Даже самые пассивные ученики включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам в частности ученики во время работы: самостоятельность в определении цели урока, выборе способов деятельности, этапов работы;

внимательно слушают, размышляя; наблюдают, думая; читают, анализируя; осмысленно выполняют практические задания.

Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества.

В конце учебного года ребята будут выполнять комплексные работы по определению сформированности метапредметных компетентностей, где диагностический

инструментарий эффективности системы самореализации определит целесообразность использования ИКТ на уроках физической культуры.

Результативность по определению эффекта развития самореализации обучающегося здесь имеет больше

прогностический характер. Широкое внедрение ИКТ в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня, поэтому смело могу утверждать о продуктивности выбранной стратегии. .

Уровни трансляции опыта:

Школьный:

Мастер-класс для учителей своей школы в 2018 году (январь 2018).

Открытые уроки с использованием ИКТ на разных этапах урока (с 2017 г).

Муниципальный:

Представление опыта работы для участия в рамках районного методического объединения учителей географии: «Создание педагогических условий для самореализации школьников на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС ООО средствами ИКТ Технологии»

Адресная направленность. Опыт работы по данной теме может представлять интерес для педагогов разного профиля.

Внешние результаты:

Результативность

2020-2021 учебный год

Успеваемость 100%

Качество знаний – 100 %

Положительная динамика диагностики предметных результатов по географии с 2017 по 2021 учебные года в рамках реализации ООП ООО

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Материалы представленные в Интернет на сайте



Ф.И.О. составителя карты

Вашаев Алексей Узумхаджиевич

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

Школьный

Проведение открытых уроков.

- Выступление на педсовете школы «ИКТ технология в процессе обучения по предмету».

- Участие в панораме открытых уроков».

- Выступление на ШМО «Роль и место мультимедийных обучающих программных средств и технологий в изучении отдельных тем программы по физической».

- Организация и проведение родительского собрания культуре «Компьютер и дети»

- Выступление на педсовете школы «Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС. Проектирование современного урока».

Муниципальный уровень

- Заседание РМО учителей физической культуры на базе МКОУ Вараксинской ОШ.

- Выступление на семинаре зам. директоров

Региональный уровень

- Участие в конкурсе разработок уроков с применением ИКТ. Разработка дополнительного материала к уроку «Почему мы платим налоги»

- Уч-ся 8 кл. призеры областного конкурса юных исследователей

- участие в работе круглого стола «Учебно-исследовательская и проектная деятельность в обучении как эффективный способ реализации требований ФГОС» на базе ГАУ ДПОС «СОИРО»


Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

23.10.2021