СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная компетенция как основа географической грамотности современного школьника

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационная компетенция как основа географической грамотности современного школьника»

Информационная компетенция как основа географической грамотности современного школьника

В современном мире становится одной из основных. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности с информацией, содержащейся в окружающем мире, в географических источниках информации. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц и т.д., то есть в процессе читательской деятельности. Большую роль играет и картографическая грамотность (некоторые учёные-педагоги относят карты к типу «свёрнутого» текста, как и графики, диаграммы, а также инфографику). Сейчас важно не только умение найти информацию, но и способность оценить её, проанализировать, сделать выводы, преобразовать один вид информации в другой. Географическое содержание очень разносторонне, как и объекты, которые изучает наш комплекс наук, что делает анализ географической информации весьма познавательной деятельностью.

Предлагаю проанализировать три разных источника географической информации, в которых даётся характеристика каких-либо географических процессов, явлений, объектов. К каждому источнику/ресурсу есть три вопроса, ответы на которые смогут проявить их географическую суть.



Источник информации №1

http://www.litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-naoborot

Стихотворение «Австралия – страна наоборот»

А втор стихотворения Галина Ускова

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

Австралия — страна наоборот.

Ее исток — на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия — страна наоборот.

Вопросы:

1. Почему автор называет материк Австралию – страной наоборот?

2. Почему кролики являются проблемой для Австралийского Союза?

3. О каких эндемиках Австралии упоминается в стихотворении?



Источник информации №2

http://www.geo.ru/block_big.html

НА ЗЕМЛЕ СТАЛО БОЛЬШЕ ЛЕСОВ

За последние 35 лет общая площадь лесов на планете увеличилась на 7%

текст:  GEO Россия

Ф ото: shutterstock/fotodom

Данные спутниковой съемки Земли показывают, что с 1982 года суши, покрытой деревьями, стало больше, а пустого пространства без растительности — меньше. Исследование об этом вышло в журнале Nature.

Группа ученых под руководством Сяопэна Суна из университета штата Мэриленд в США проанализировала спутниковые снимки суши 1982-2016 годов. Всю площадь ее поверхности они поделили на квадраты со стороной в 0,05 градуса широты и долготы, а каждый квадрат затем определили в одну из трех категорий в зависимости от того, какой растительный покров там преобладал.

Оказалось, что хотя человек продолжает активно вырубать леса, особенно в тропиках, в целом общая площадь суши, покрытой деревьями, за 35 лет выросла на 2,24 миллиона квадратных километров, или на 7,1%. В этом ученые расходятся с оценкой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), которая считает, что с 1990 по 2015 год площадь лесов на планете уменьшилась.

В основном деревьев стало больше в субарктической, субтропической и умеренной климатических зонах: в частности, авторы отмечают зарастание заброшенных сельхозугодий в Восточной Европе и европейской части России, которое началось еще при Советском Союзе и продолжается до сих пор. Больше всего леса в этот период потеряла Бразилия, где его площадь, по подсчетам ученых, сократилась на 385 тысяч квадратных километров. Из-за пожаров деревья исчезали в центральной Сибири, на севере Канады и на Аляске.

По расчетам исследователей, площадь земель, покрытых мелкой растительностью, в этот период незначительно уменьшилась — на 1,4%, или 880 тысяч квадратных километров. Пустого пространства без деревьев и кустарников на Земле тоже стало меньше на 1,16 миллиона квадратных километров, или примерно на 3,1%.

Вопросы:

1. Какой вывод сделали учёные на основе анализа спутниковых снимков Земли?

2. Какие две точки зрения о площади лесов высказываются в тексте?

3. Назовите главную причину увеличения площади лесов Земли по мнению авторов статьи? В каких регионах земного шара леса сокращаются?

Источник информации №3

Инфографика «Факты о Байкале»

https://yandex.ru/images/search?family=yes&pos=0&img_url=https%3A%2F%2F1baikal.ru%2Fimg%2Finfographics%2Fdenbaikala.jpg&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0&lr=10686&rpt=simage

Вопросы:

1. Каков возраст озера Байкал?

2. В чем уникальность циркуляции воды в Байкале?

3. Появление каких морских обитателей на Байкале остаётся загадкой для учёных?