Информационная компетенция как основа географической грамотности современного школьника
В современном мире становится одной из основных. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности с информацией, содержащейся в окружающем мире, в географических источниках информации. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц и т.д., то есть в процессе читательской деятельности. Большую роль играет и картографическая грамотность (некоторые учёные-педагоги относят карты к типу «свёрнутого» текста, как и графики, диаграммы, а также инфографику). Сейчас важно не только умение найти информацию, но и способность оценить её, проанализировать, сделать выводы, преобразовать один вид информации в другой. Географическое содержание очень разносторонне, как и объекты, которые изучает наш комплекс наук, что делает анализ географической информации весьма познавательной деятельностью.
Предлагаю проанализировать три разных источника географической информации, в которых даётся характеристика каких-либо географических процессов, явлений, объектов. К каждому источнику/ресурсу есть три вопроса, ответы на которые смогут проявить их географическую суть.
Источник информации №1
http://www.litkarta.ru/world/australia/library/usova-avstralija-strana-naoborot
Стихотворение «Австралия – страна наоборот»
А
втор стихотворения Галина Ускова
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
Вопросы:
1. Почему автор называет материк Австралию – страной наоборот?
2. Почему кролики являются проблемой для Австралийского Союза?
3. О каких эндемиках Австралии упоминается в стихотворении?
Источник информации №2
http://www.geo.ru/block_big.html
НА ЗЕМЛЕ СТАЛО БОЛЬШЕ ЛЕСОВ
За последние 35 лет общая площадь лесов на планете увеличилась на 7%
текст: GEO Россия
Ф
ото: shutterstock/fotodom
Данные спутниковой съемки Земли показывают, что с 1982 года суши, покрытой деревьями, стало больше, а пустого пространства без растительности — меньше. Исследование об этом вышло в журнале Nature.
Группа ученых под руководством Сяопэна Суна из университета штата Мэриленд в США проанализировала спутниковые снимки суши 1982-2016 годов. Всю площадь ее поверхности они поделили на квадраты со стороной в 0,05 градуса широты и долготы, а каждый квадрат затем определили в одну из трех категорий в зависимости от того, какой растительный покров там преобладал.
Оказалось, что хотя человек продолжает активно вырубать леса, особенно в тропиках, в целом общая площадь суши, покрытой деревьями, за 35 лет выросла на 2,24 миллиона квадратных километров, или на 7,1%. В этом ученые расходятся с оценкой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), которая считает, что с 1990 по 2015 год площадь лесов на планете уменьшилась.
В основном деревьев стало больше в субарктической, субтропической и умеренной климатических зонах: в частности, авторы отмечают зарастание заброшенных сельхозугодий в Восточной Европе и европейской части России, которое началось еще при Советском Союзе и продолжается до сих пор. Больше всего леса в этот период потеряла Бразилия, где его площадь, по подсчетам ученых, сократилась на 385 тысяч квадратных километров. Из-за пожаров деревья исчезали в центральной Сибири, на севере Канады и на Аляске.
По расчетам исследователей, площадь земель, покрытых мелкой растительностью, в этот период незначительно уменьшилась — на 1,4%, или 880 тысяч квадратных километров. Пустого пространства без деревьев и кустарников на Земле тоже стало меньше на 1,16 миллиона квадратных километров, или примерно на 3,1%.
Вопросы:
1. Какой вывод сделали учёные на основе анализа спутниковых снимков Земли?
2. Какие две точки зрения о площади лесов высказываются в тексте?
3. Назовите главную причину увеличения площади лесов Земли по мнению авторов статьи? В каких регионах земного шара леса сокращаются?
Источник информации №3
Инфографика «Факты о Байкале»
https://yandex.ru/images/search?family=yes&pos=0&img_url=https%3A%2F%2F1baikal.ru%2Fimg%2Finfographics%2Fdenbaikala.jpg&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0&lr=10686&rpt=simage
Вопросы:
1. Каков возраст озера Байкал?
2. В чем уникальность циркуляции воды в Байкале?
3. Появление каких морских обитателей на Байкале остаётся загадкой для учёных?