СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно - коммуникативные технологии на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок. Что входит в это понятие? Если мы обратимся к требованиям, которые предъявляются в наше время к уроку, то заметим, что одним из первых пунктов значится, что современный урок – это урок с использованием техники: компьютера, проектора, интерактивной доски и т.д. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Просмотр содержимого документа
«Информационно - коммуникативные технологии на уроках»

Использование ИКТ на уроках русского языка.

Современный урок. Что входит в это понятие? Если мы обратимся к требованиям, которые предъявляются в наше время к уроку, то заметим, что одним из первых пунктов значится, что современный урок – это урок с использованием техники: компьютера, проектора, интерактивной доски и т.д. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Уроки, на которых применяются информационно-коммуникативные технологии, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, видеороликам, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинаютрассуждать,высказывать свое мнение, становятся активными.

В настоящее время наша школа обеспечена современными компьютерами, интерактивным оборудованием, электронными ресурсами и доступом к Интернету.


Применение ИКТ на уроке позволяет:

- повысить интерес учащихся к предмету;

- развить самостоятельность и критичность мышления;

- разнообразить формы работы;

- активизировать внимание учащихся;

- усилить положительную мотивацию обучения.

Компьютерные технологии можно применить на любом школьном предмете, на внеклассных занятиях. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок или мероприятие по-настоящему развивающим, познавательным.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ на компакт-дисках.

Особый интерес вызывают интерактивные игры, которые помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи. В нашей школе мы используем коллекцию мультимедийных «Уроков Кирилла и Мефодия», которая охватывает такие предметы, как русский язык, окружающий мир и математика.

Но пользоваться только готовыми электронными ресурсами недостаточно. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.

Использование презентаций на уроке приводит к целому ряду положительных эффектов:

• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

• психологически облегчает процесс усвоения;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор;

• повышает производительность труда учителя и учащихся;

• развивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему.


Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.


Создавать презентации я научила своих учеников. Этот вид работы им нравится, они с удовольствием выступают перед одноклассниками.

При закреплении знаний использую иллюстрации, сопровождающие теоретический материал. Они концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.


Многие темы «растянуты» на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.

Например:

таблица «Буква И после Ц»; таблица «Состав слова»











В нашем кабинете установлена интерактивная доска. Её использование позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.


Практически каждый урок русского языка начинается с минутки чистописания. Для объяснения и повторения начертания букв применяю презентацию с использованием загадки, стихотворения про букву. Затем показываю алгоритм написания букв.


Например:

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

А дощечек ровно три,

Получилась буква … И

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула —

К правой ножке пристегнула.


Алгоритм написания буквы И.




Врач умеет очень просто

Наше горло проверять -

Он всегда при этом просит

Эту букву называть.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко –

Ноги ставит широко.


Алгоритм написания буквы А.



Одним из направлений русского языка является правописание трудных словарных слов. При их изучении так же используется презентация. Презентация построена таким образом:

- сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,



- проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,

- появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,














- затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),

- делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,

- подбирают к слову однокоренные слова,

- подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),

- следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,

-выделение этого слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках,

-составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:

-на чистописании это может быть поговорка или пословица,

-четверостишие можно использовать как письмо по памяти.


Очень удобно использовать презентации на уроках развития речи, при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.



Рассмотрим фрагмент урок по развитию речи.

Сочинение-описание. Сначала предлагается загадка:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется… Синица

-Где видели синицу?

Далее идёт беседа о пользе синицы, о её образе жизни.

Скачет весело синица

И мороза не боится:

Нипочём ей холода,

Коль в кормушке есть еда!

Под моим окном две птички -

Желтогрудые синички

Долго громко щебетали

И в окно стучаться стали.

Видно кушать захотели.

Снег повсюду, в самом деле

Корм синицам не сыскать.

Нужно срочно помогать.

Привяжу с пшеном лоточек,

Сала свежего кусочек.

Мне не жалко, клюйте, птички.

Желтогрудые синички.

Г. Ключникова


СИНИЦА – ?… - почему эту птицу так назвали?

- Какими словами можно заменить слово синица?

( синичка, птичка, она)

- Подберите к данному прилагательному синоним.

Шустрая птичка - быстрая, ловкая.

Описание: спинка (какая?)… серая, грудка … жёлтая, головка… чёрная, бархатная шапочка. Клюв (какой?) острый, крепкий, коготки (какие?) цепкие, хвост (какой?) прямой, жёсткий.

Образуем разные формы слова:синица - синицы, синицу, синице, синицей, составляем с ними предложения.

Затем составляем план:

1.Где видели синицу?

2.Как выглядит птица?

3.Какие чувства вызвало у вас наблюдение за синицей?

Запись текста по плану.


Несомненно, можно сделать вывод, что уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. И, несмотря на то, что вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но всё же возможно, благодаря большим возможностям информационно-коммуникативных технологий. Использование мультимедийного оборудования на уроках русского языка позволяет сделать работу на уроке более интересной, насыщенной, эстетически оформленной.


Однако не стоит забывать, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана, дозирована и носить щадящий характер.Использование анимированных картинок, некоторых эффектов анимации в презентациях, перегруженность рисунками может отвлечь и рассеять внимание обучающихся. Ученики начальной школы любят все яркое и двигающееся, но цель урока не развлечь, а дать знания и закрепить умения. Планируя урок (работу), необходимо тщательно продумывать место и способ использования ИКТ.