Секция естественно-математических наук
Название работы «Информационные поисковые системы, как средство поиска информации»
г. Абдулино, 2017 год
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика информационно-поисковых систем. 5
1. 2. Обзор популярных мировых и российских информационно-поисковых систем 8
1.3. Рейтинг мировых поисковых систем. 9
1.4. Рейтинг российских поисковых систем 10
1.5. Сравнительный анализ современных информационно-поисковых систем 12
Глава II. Практическая часть.
2.1. Сравнительный анализ поисковых систем. 14
2.2 Рейтинг информационных поисковых систем среди обучающихся 6-10 классов 14
2.3. Рейтинг информационных поисковых систем среди учителей школы 14
2.4. Рейтинг информационных поисковых систем среди жителей города 14
Заключение 15
Список использованных источников информации 16
Приложения
Введение
Современный мир характеризуется использованием новых информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Информация становится определяющим фактором развития общества. Все информационное пространство, в котором человек существует, все больше углубляется в Internet. С появлением глобальной информационной компьютерной сети появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Самым распространенным средством информационных компьютерных технологий являются поисковые системы. Первые поисковые системы появились в сети Интернет более двадцати лет назад. В то время они реализовывали лишь функцию – поиска ссылок к недавно созданным страницам. На начальном этапе появления интернета, число пользователей сети было ограниченным, а количество информации относительно небольшим. Сегодня же поисковые системы превратились в многофункциональный сервис со своими службами. Они позволяют пользователям искать в сети Интернет самую разнообразную информацию, благодаря чему пользуются колоссальным спросом.
Проблема поиска и сбора сведений - одна из важных проблем поисковых систем. В двадцатом столетии, с зарождением века информационных технологий, проблема поиска информации приобрела новый облик. Сейчас она заключается не в том, что количества информации недостаточно и поэтому ее сложно отыскать, а в том, что теперь в обществе наблюдается ее переизбыток, с каждым днем, объем данных растет с геометрической прогрессией, и поэтому найти ответ на интересующий вопрос может оказаться совсем непростой задачей.
Проблема поиска информации существенно усложняется при использовании виртуальных источников. Здесь используется технология онлайновых каталогов, впоследствии использования которой, пользователь имеет право выполнять поиск в каталогах сразу двух или более библиотек, Тем самым, еще больше усложняет себе задачу, но, с другой стороны, увеличивает вероятность ее решения.
Иными словами, в современном мире невозможно представить жизнь без Интернета, с его помощью мы приобретаем разнообразные продукты пользования, общаемся, работаем, проводим с пользой свободное время. Возможности Всемирной Паутины безграничны, роль надежных гидов в виртуальных лабиринтах играют поисковые системы. Нет ничего проще, чем написать в строке поисковика нужный запрос, и поисковая система выдаст огромное количество предложений по внесенным словам или фразе. Еще сравнительно недавно, о чем-то подобном даже не догадывались.
Таким образом, актуальность проблемы обусловливается противоречием между большими потоками информации, циркулирующими в современном мире и неумением быстрого и качественного ее поиска в сети Интернет.
Объект исследования – процесс поиска информации в современных поисковых системах сети Internet.
Цель исследования – определить сущность и значимость информационно-поисковых систем в современном обществе и выявить наиболее совершенную с точки зрения интерфейса и алгоритма поиска систему для пользователя.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы автоматизированного информационного поиска;
описать классификации и разновидности современных поисковых систем;
выявить преимущества и недостатки поисковых систем;
провести сравнительный анализ современных поисковых систем.
разработать рекомендации по применению поисковых систем.
Самая популярная поисковая система Google. В связи с этим мы выдвинули гипотезу: Google лучшая поисковая система.
Методы исследования: проблемно-поисковый, сравнительный, анализ, анкетирование.
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Характеристика информационно-поисковых систем.
Термин "информационный поиск" (англ. "information retrieval") ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию.
Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название "справочно-поисковый аппарат" (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют "информационный поиск" как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей.
С точки зрения использования компьютерной техники "информационный поиск" - совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя.
"Релевантность" - устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию.
Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы.
В 1945 годы американский ученый и инженер В. Буш в статье "Возможный механизм нашего мышления" впервые широко поставил вопрос о необходимости механизации информационного поиска. Начиная с 1960 годов, появляются автоматизированные поисковые системы, работающие с информацией. С этого периода ведутся интенсивные работы в области формирования и реализации принципов и методов информационного поиска.
"Поисковые системы" осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова.
Электронные ПС с помощью обычных или интеллектуальных терминалов (ПЭВМ) дают возможность пользователям производить поисковые запросы при помощи формальных и описывающих содержание элементов и с применением специальных логических операторов; осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Поисковые системы позволяют осуществлять только поисковые процедуры и связанные с ними процессы.
Современные поисковые системы просты и удобны в использовании, чем не могли похвастаться их предшественники. С помощью самых первых поисковых систем найти необходимую информацию было крайне сложно, они требовали огромных, по тем временам, сетевых ресурсов, выводя из строя веб-сервера.
Сегодня поисковая система – один из самых широко используемых методов навигации в киберпространстве. Современная автоматизированная информационно-поисковая система определяется как веб-сайт предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Основной частью веб-сайта является поисковая машина, или поисковый движок – комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы.
Иными словами поисковая система - это сумма следующих компонентов:
Webserver (веб-сервер) – сервер поисковой машины, который осуществляет взаимодействие между пользователем и остальными компонентами системы.
Spider (паук)- программа, написанная по принципу браузера, предназначена для скачивания веб-страниц. Браузер предназначен для визуального использования страниц, а паук работает с HTML кодом напрямую. Чтобы посмотреть "сырой" исходник нажмите в меню браузера: Вид- Просмотр HTML кода.
Crawler («путешествующий» паук) – программа, которая автоматически уходит по всем внешним ссылкам страницы. Ее задача - поиск не известных (или измененных) документов и в расстановке приоритетов, куда дальше должен идти Spider.
Indexer (индексатор) - программа-анализатор скаченных пауками веб-страниц. Она "разбирает" на части скачанную страницу и анализирует ее элементы, такие как текст, служебные html-теги, заголовки, особенности стилистики и структурные формы.
Database (база данных) – хранилище для скачанных и обработанных страниц - общая база данных поисковой машины.
Searchengineresultsengine (система выдачи результатов) – извлекает результаты поиска из базы данных поисковой системы. Именно она решает, какие страницы более соответствуют запросу пользователя, и отсортировывает их в нужном порядке. Модуль работает согласно заданным поисковой системой алгоритмам ранжирования
Далее мы будем, рассматривать ИПС для всемирной паутины (WorldWideWeb). «Для начала рассмотрим динамику развития сети Internet, изучив историю ее возникновения, мы сможем понять, для чего изначально создавались поисковые системы. Данная сеть была создана в связи с возникшей необходимостью совместного использования информационных ресурсов, распределенных между различными компьютерными системами. Большинство первых приложений, включая FTP и электронную почту, были разработаны исключительно для обмена данными между хост - компьютерами Internet.
Другие приложения, такие как Telnet, создавались для того, чтобы пользователь получил возможность доступа не только к информации, но и к рабочим ресурсам удаленной системы. «По мере развития Internet (увеличения пользователей и хост-компьютеров) прежние методы обмена данными перестали отвечать возросшим потребностям пользователей. Возникла необходимость разработки новых способов поиска сетевых ресурсов и доступа к ним, которые позволяли бы использовать информацию независимо от ее формата и расположения». «Для удовлетворения таких потребностей сначала были созданы поисковая система Archie, решающая задачу локализации ресурсов на FTP-сервере, и система Gopher, упрощающая доступ к различным сетевым ресурсам. Затем были разработаны сетевые информационные системы World Wide Web и WAIS, предлагающие абсолютно новые методы получения информации. Принципы работы этих систем позволяют легко ориентироваться в огромном количестве информационных ресурсов без необходимости предоставления механизмов работы самой сети Internet.
Система Archie представляет собой комплекс программных средств, работающих со специальными базами данных. Пользуясь услугами системы Archie, можно осуществить поиск файла по шаблону его имени. При этом пользователь получит список файлов с точным указанием места их хранения в сети, а также с информацией о типе, времени создания и размере файлов. Доступ к информационно-поисковой системе Archie может осуществляться различными путями, начиная от запросов по электронной почте и с помощью сервиса Telnet и заканчивая использованием графических Archie-клиентов.
Система Gopher была разработана для упрощения процесса локализации FTP-ресурсов Internet и для более удобного представления сведений о содержании хранящихся на FTP-серверах файлов. «Система Gopher дает возможность в удобной форме (в виде меню) представлять пользователям информацию об имеющихся файлах и их содержании. Пользователь получает возможность «путешествовать» по Internet, не обращая внимания на местонахождение интересующих его ресурсов, и получать доступ к этим ресурсам».
Система Veronica используется для поиска информации в Gopher-пространстве по заголовкам пунктов меню. После ввода ключевого слова, система Veronica выясняет, встречается ли оно в меню на каком-либо Gopher-сервере, и в качестве результатов поиска выдает список заголовков пунктов меню, содержащих ключевое слово. «Поскольку система Veronica не является автономной поисковой программой, а тесно связана с системой Gopher, она обладает тем же, что и система Gopher, недостатком: далеко не всегда по заголовку можно сказать, что собой представляет тот или иной информационный ресурс. Достоинства системы заключается в том, что нет необходимости узнавать, где расположена найденная информация, достаточно выбрать требуемую запись из списка»
Таким образом, основными показателями ИПС для всемирной паутины являются пространственный масштаб и специализация. По пространственному масштабу ИПС можно разделить на локальные, региональные и глобальные. Локальные поисковые системы могут быть разработаны для быстрого поиска страниц в масштабе отдельного сервера. Региональные ИПС описывают информационные ресурсы определенного региона, например, русскоязычные страницы в Интернете. Глобальные поисковые системы в отличие от локальных стремятся объять необъятное - по возможности наиболее полно описать ресурсы всего информационного пространства сети Интернет
По тематике ИПС можно разделить на универсальные и специализированные.
Универсальные — ищут информацию по любой теме (могут быть как локальными, так и глобальными).
Специализированные — ищут информацию по определенному профилю или тематике (преимущественно локальные).
Как было уже сказано, главным достоинством информационно-поисковой системы является быстрый поиск нужной информации, который во многом зависит от структуры ИПС.
1. 2. Обзор популярных мировых и российских информационно-поисковых систем
Рейтинг мировых и российских информационно-поисковых систем, поможет нам выявить наиболее популярные поисковые системы, которые в дальнейшем мы будем рассматривать. Обратимся к данным рейтинга мировых поисковых систем показанных на рисунке 2.
Google первая по популярности поисковая машина в мире обрабатывающая более 40 миллиардов запросов в месяц (доля рынка 83,4 %), и индексирует более 8 миллиардов веб-страниц. Google может находить информацию на 191 языке (на 15 октября 2012) [15]. Второе место (с большим отрывом) у поисковой системы Yahoo! – 6,32% рынка. Третье место занимает крупнейший китайский поисковик Baidu.com – 4,96% рынка[20]. Уверенные позиции последнего связаны с тем, что на территории Китая заблокированы и Google, и Yahoo. Четвертое место занимает Bing(MSN),она является относительно молодой поисковой системой от Microsoft, её успех главным образом определяется огромным массивом статистических данных, который накопился у компании за годы существования браузера Internet Explorer, который в дальнейшем позволил ее инженерам создать поисковой алгоритм, дающий пользователям релевантную выдачу.
Более подробный обзор поисковых систем представлен в приложении №1
1.3. Рейтинг мировых поисковых систем.
Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70% мирового рынка, а значит, семь из десяти находящихся в сети людей обращаются к его странице в поисках информации в Интернете. Сейчас регистрирует ежедневно около 50 миллионов поисковых запросов и индексирует более 8 миллиардов веб-страниц [9].
Информационно-поисковая система Google была разработана в 1998 выпускниками Стэндфордского университета Сергеем Брином и Лари Пейджем, которые применили для ранжирования документов технологию Page Rank, где одним из ключевых моментов является определение «авторитетности» конкретного документа на основе информации о документах, ссылающихся на него. В настоящее время многие порталы и специализированные сайты предоставляют услуги поиска информации в Интернете на базе Google, что делает задачу успешного позиционирования сайтов в Google еще более важной. Google проводит переиндексацию своей поисковой базы примерно раз в четыре недели. Во время этого усовершенствования, неофициально называемого Google dance, происходит обновление базы на основе информации, собранной роботами за время, прошедшее с предыдущего усовершенствования, и перерасчет значений PageRank документов.
22 сентября 2010 года компания запустила голосовой поиск в России. Чтобы осуществить поиск, необходимо нажать в телефоне кнопку рядом со строкой поиска и произнести свой запрос, телефон отправит ваш голос на сервер и браузер, будет выдавать строку с распознанным вашим запросом и результатами поиска по нему.
Поисковая система Yahoo —одна из самых первых (создана Дэвидом Фило и Джерри Янгом в апреле 1994года) по сей день остается и самой популярной из них, традиционно сочетая поиск, как по ключевым словам, так и с помощью иерархического дерева разделов.
Нынешнее развитие Yahoo можно определить как движение в онлайн, интерактивность. Yahoo быстро осваивает эту область Интернет-услуг, но возникает одна проблема: ядро Yahoo! не было на это рассчитано. Не была в 1994 году заложено в него "онлайновая" составляющая, ее "приклеил" Тим Кугл несколькими годами позже. Естественно возникает угроза хакерских атак через эту незащищенную область.
Одно из новшеств поисковой системы Yahoo - панель задач для браузера Firefox,. Этот инструмент помогает пользоваться поиском Yahoo, не заходя на официальный сайт, а лишь используя функциональные кнопки панели.
1 сентября 2005 года поисковик Yahoo, которому принадлежит более 200 миллионов адресов электронной почты по всему миру, анонсировал запуск новой системы поиска текстов, фотографий и других документов, содержащихся в письмах.
Пользователи поисковой системы Yahoo, в свою очередь, смогут теперь использовать возможности детализированного поиска слов в названии или непосредственно в тексте письма, а также в присоединенных документах, не открывая их. Результат поиска отражается в трёх строках с указанием всех атрибутов. На панели справа отображаются все похожие документы. Найденные фотографии выводятся на экран в уменьшенном виде, что значительно облегчает поиск. Система также учитывает орфографические ошибки, позволяя искать слова лишь по первым буквам.
Baidu – лидер среди китайских поисковых систем. По количеству обрабатываемых запросов поисковый сайт Байду стоит на 3 месте в мире (3 миллиарда 428 миллионов; с долей в глобальном поиске 5,2 %). Уже в конце года в Китае свыше 170 млн. пользователей займутся поиском информации в Интернете. Аналитик J.P. Морган Дик Вей исходит в своем актуальном анализе из того, что это число вырастет в течение следующих трех, четырех лет до 100 млн. пользователей. Гигантский рынок с высокими доходами для Baidu, сравнивают только прибыль, которую Google достигает в США с очень похожей бизнес-моделью [18].
1.4. Рейтинг российских поисковых систем
Большинство «русскоязычных» поисковых систем индексируют и ищут тексты на многих языках — украинском, белорусском, английском и др. Отличаются же они от «все язычных» систем, индексирующих все документы подряд, тем, что в основном индексируют ресурсы, расположенные в доменных зонах, где доминирует русский язык или другими способами ограничивают своих роботов русскоязычными сайтами. На сегодняшний день самой популярной русскоязычной поисковой системой является Яндекс – 54% всех поисковых запросов. Основное отличие русскоязычных поисковых систем от иностранных одно – то, что глобальные поисковые системы, поддерживающие поиск на русском языке, не поддерживают русскую морфологию. В русскоязычной части сети Интернет работают около двух десятков поисковых систем, но подавляющие большинство пользователей работает лишь с несколькими, подробно остановимся на самых крупных.
Яндекс – на сегодня наиболее популярная русскоязычная поисковая система, ежемесячно к ней обращаются более 35 миллионов пользователей сети Internet. Начала свою работу во второй половине 1997 года учитывая морфологию русского языка. История компании «Яндекс» началась в 1990 году с разработки поискового программного обеспечения в компании «Аркадия».
Слово Яндекс придумал за несколько лет до этого один из основных и старейших разработчиков поискового механизма. «Яndex» означает «Языковой index», или, если по-английски, «Yandex» - «YetAnotherindexer». За 4 года публичного существования Яndex возникли и другие толкования. Например, если в слове «Index» перевести с английского первую букву ("I" – «Я»), получится «Яndex».
Помимо поисковой системы, сегодня Яндекс – огромный портал с целым набором широко используемых сервисов, такими как каталог, Яндекс. деньги, и другие. Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. Основными отличительными чертами Yandex.Ru на тот момент были проверка уникальности документов (исключение копий в разных кодировках), а также ключевые свойства поискового ядра Яндекс, а именно: учет морфологии русского языка (в том числе и поиск по точной словоформе), поиск с учетом расстояния (в том числе в пределах абзаца, точное словосочетание), и тщательно разработанный алгоритм оценки релевантности (соответствия ответа запросу), учитывающий не только количество слов запроса, найденных в тексте, но и «контрастность» слова (его относительную частоту для данного документа), расстояние между словами, и положение слова в документе.
По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.
Rambler– старейшая поисковая система российского Интернет, запущена в 1996 году, на сегодня вторая по популярности с обращением более 25 миллионов посетителей в месяц. По сути сегодня Рамблер - больше, чем просто поисковая система и набор сервисов, это крупная медиагруппа. Поисковая машина «Рамблер» начала работу в октябре 1996 года, на стартовом этапе содержала всего 100 тысяч документов. «Рамблер» не был первой отечественной поисковой системой, однако в первый год своего существования (когда весь русский веб с приемлемой степенью правдоподобия индексировался «Рамблером», «Апортом», «Русской поисковой машиной», а также шведской и калифорнийской AltaVista) вынес основной груз поисковых запросов [18].
Вторая версия «Рамблера» начала разрабатываться летом 2000 года. В нее были введены функции, давно уже имевшиеся в конкурирующих системах. Она учитывает координаты слов, обучена строгой и нечеткой морфологии, связывает поиск с каталогом, в качестве которого используется Top100 (http://top100.rambler.ru/), группирует результаты поиска по сайтам, ищет по числам. Достаточно удачная архитектура продукта позволяет «Рамблер» иметь для поисковика количество серверов в 2 раза меньшее, чем у «Яндекса», и в 3 раза меньшее, чем у «Апорта»
Апорт– третья по популярности на сегодня поисковая система с обращением более 16 миллионов посетителей в месяц. Апорт позволяет пользователям осуществлять полнотекстовый поиск документов c учетом морфологии русского языка в запросах. Поисковая система построена на основании новейших достижений в области информационного поиска и использует уникальные алгоритмы сортировки найденных результатов. В поисковую машину интегрирован один из крупнейших в Русскоязычной части Интернет каталогов Интернет-ресурсов «Апорт-каталог». Поисковая машина «Апорт» была впервые продемонстрирована в феврале 1996 года на пресс-конференции «Агамы» по поводу открытия «Русского клуба». В итоге, день рождения и фактический старт системы сильно «размазались» по времени, а официальная презентация «Апорта» состоялась только 11 ноября 1997 года.
По результатам рейтинговых данных были выявлены наиболее популярные системы поиска. Таковыми являются Google, среди мировых ИПС, и Яндекс, среди русскоязычных систем. Критериями выбора именно этих систем являются удобство поиска информации, а именно: высокое качество алгоритма сортировки результатов, гибкий язык запросов, релевантность.
Преимущества и недостатки поисковых систем в приложении №2
1.5. Сравнительный анализ современных информационно-поисковых систем
Теперь обратимся к положительным и отрицательным сторонам ранее рассмотренных наиболее популярных поисковых систем, тем самым продемонстрировав особенности, которыми должна обладать наиболее удобная система поиска.
Сравнительный анализ современных информационно-поисковых систем в приложении 1
Главный недостаток современных поисковых систем – это их централизация. А централизация означает, что вся информация хранится в одном месте, все работы и расчёты производятся в одном месте, все решения (результаты выдачи) принимаются в одном месте.
Итак, почему это недостаток, здесь несколько причин: 1) Полная централизация требует колоссальных ресурсов – это огромные базы данных, множество компьютеров и т.д.
Учитывая темпы роста Интернета в ближайшем будущем придется применять просто невероятные мощности.
2) Только при управлении в одном центре можно достичь полной конфиденциальности. А так как по нашей концепции поисковая система должна быть открытой, то и необходимость в централизации отпадает полностью.
3) Поисковая система не всегда может правильно оценить конкретный ресурс. Правильнее самому обладателю сайта поручить выполнение ранжирования документов внутри сайта. И теперь, самое главное как уйти от централизации и устранить все эти минусы - это внедрение в каждый сайт своей мини-поисковой системы. Эта мини-поисковая система будет индексировать содержимое сайта по правилам самого обладателя сайта. Только вебмастер будет решать, какие страницы его сайта по каким запросам более релевантные. А потом свои индексы уже будет отправлять на сервер поисковой системы.
Ещё одной из основных проблем при создании новой поисковой системы является учет мнения пользователей.
Попытка непосредственного выявления представлений пользователей об идеальной поисковой системе обычно не приводит к нужному результату: пользователи перечисляют все, что когда-либо видели или использовали в существующих системах. Не стоит ждать от пользователей навыков проектирования – они вряд ли смогут быстро описать, как должна выглядеть идеальная поисковая система.
Более продуктивным подходом к решению этой проблемы является анализ идеальной модели поисковой системы, которой оперируют пользователи. Идеальная модель – это совокупность представлений пользователя о целях, функциях, структуре, способах контроля и управления, возможных действиях с системой, которые определяют его деятельность. Такой подход – от анализа представлений пользователей и построения идеальной модели к проектированию интерфейсов продукта - снижает риск того, что продукт не понравится пользователям, не будет принят и востребован ими.
В идеальной модели должны присутствовать следующие компоненты:
Primarynouns (электронное письмо, товар в Интернет-магазине, картинка, доступная для просмотра в Интернете) – это основные элементы, с которыми пользователь производит действия или манипуляции при работе с системой.
Сценарий использования - это описание представлений пользователей о взаимодействии с системой, разбитое на элементарные шаги.
Диаграмма задач является графическим отображением представлений пользователей о перечне решаемых в системе задач.
Диаграмма навигации демонстрирует представления пользователей о порядке смены экранов, с которыми они сталкиваются при работе с системой, и содержании этих экранов. Диаграмма построена на основе сценариев использования системы и используется в процессе проектирования интерфейсов.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Сравнительный анализ поисковых систем.
Обратимся к положительным и отрицательным сторонам ранее рассмотренных наиболее популярных поисковых систем, тем самым продемонстрировав особенности, которыми должна обладать наиболее удобная система поиска. Таблица в приложении №2, диаграмма в приложении №3
2.2 Рейтинг информационных поисковых систем среди обучающихся 6-10 классов
Среди учащихся проведен опрос и составлен рейтинг используемых ими информационных поисковых систем для поиска информации. Опрошено 200 человек. Результаты в приложении №4.
2.3. Рейтинг информационных поисковых систем среди учителей школы
Среди учителей школы проведен опрос и составлен рейтинг используемых ими информационных поисковых систем для поиска информации. Опрошено 30 учителей. Результаты в приложении №5.
2.4. Рейтинг информационных поисковых систем среди жителей города
Среди жителей города проведен опрос и составлен рейтинг используемых ими информационных поисковых систем для поиска информации. Опрошено 52 человека. Результаты в приложении №6.
В результате опроса можно сделать вывод:
В ходе работы выяснилось, что на настоящий момент времени не существует «идеальных» поисковых систем, однако, по данным произведенного анализа мы выяснили, что поисковая система Яndex больше всех приближена к модели «идеальной» поисковой системы. А такие поисковики как Google и Апорт поочерёдно делят то 2, то 3 места.
Каждая поисковая система будь то российская или зарубежная предоставляет различные возможности для поиска информации, поэтому нельзя однозначно определить какая из систем является наилучшей. Исходя из этого, для удобства поиска и полноты информации мы рекомендуем использовать несколько поисковых систем.
Заключение
Пользователи сети Internet имеют широкие возможности для получения экономической, социальной, научной, технологической и разнообразной текущей информации.
Для исследовательской работы была сформулирована главная цель – определить сущность и значимость информационно-поисковых систем в современном обществе и выявить наиболее совершенную с точки зрения интерфейса и алгоритма поиска систему для пользователя.
В соответствии с поставленной целью в теоретической части исследовательской роботы были рассмотрены основные элементы и понятия информационного поиска, показана структура, работа и компоненты информационно-поисковых систем. Также были определены основные показатели оценки работы поисковых систем.
При решении практической задачи части исследовательской работы был проведен сравнительный анализ самых популярных поисковых систем на мировом и российском рынке информационных ресурсов. Были выявлены их преимущества и недостатки.
С помощью анализа выяснилась еще одна из проблем: при создании новой поисковой системы учитывается мнение пользователей.
Проделанная работа поможет пользователям грамотно использовать поисковые системы, и быстро находить нужную и актуальную информацию для дальнейшего её использования. Данное исследование может служить теоретической основой применения информационных средств в обучении.
Список использованных источников информации.
1. Ашманов, И. С. Продвижение сайта в поисковых системах / И. С. Ашманов. - М.: «Вильямс», 2010. - 304 с.
2. Байков, В. Д. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов / В. Д. Байков. - СПб: БХВ - Петербург, 2010. — 288 с.
3. Блог WebMilk.ru. - [Электронный ресурс]. URL:http://webmilk.ru/2008/01/24/yandeks-voshel-v-top-10-poiskovyih-mashin;
4.Гаврилов, А. В. Локальные сети ЭВМ / А. В. Гаврилов.- М. : «Мир», 1990.- 154 с.
5. Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин.- М. : «Гелиос», 2012.- 280 с.
6. ГОСТ 7.74-96 «СИБИД. Информационно-поисковые языки. Термины и определения - [Электронный ресурс]. URL: http://www.standartov.ru/norma_doc/33/33984/index.htm;
7. Информатика. Базовый курс: учебник / под ред. С. В. Симоновича. - СПб: «Питер», 2007.- 110 с.
8. Информационные поисковые системы - [Электронный ресурс]. URL: http://oka2o1o.narod.ru/ips.htm.
9. Итоги года - Sostav.ru. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/itogi/s/2009/6 .
10. Кадеев, Д. Н. Информационные технологии и электронные коммуникации / Д. Н. Кадеев.- М.: «Электро», 2011.- 250 с.
27. Как все начиналось - Google, Yahoo, Яндекс, Mail.ru, Rambler. TvoiExpert.
11. Колисниченко, Д. Н. Поисковые системы и продвижение сайтов в Интернете / Д. Н. Колисниченко. - М.: «Диалектика», 2007. – 272 с.
12. Ландэ, Д. В. Поиск знаний в Internet / Д. В. Ландэ. - М. : «Диалектика», 2005. — 272 с.
13. Маннинг, К. Введение в информационный поиск / К. Маннинг. – М.: «Вильямс», 2011.- 200 с.
14.Описание поисковой системы Bing. - [Электронный ресурс]. URL: http://anokalintik.ru/opisanie-poiskovoj-sistemy-bing.html -
15.Поисковаясистема Google- история компании Bbcont.ru. - [Электронный ресурс].URL:http://bbcont.ru/business/poiskovaya_sistema_google_istoriya_kompanii.html-
16. Путеводители в лабиринте Интернета. - [Электронный ресурс]. URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1117865 ;
17. Поисковая система Yahoo! - [Электронный ресурс]. URL: http://www.egonika.ru/forum/poiskovye_sistemy/poiskovaya_sistema_yahoo -;
18. Поисковая система Байду. ЦИТ-Форум - журнал о поисковых системах. - [Электронный ресурс]. URL:http://www.cit-forum.com/baidu/poiskovaja-sistema-bajdu.html -);
19. Поисковая машина Yandex.Ru. - [Электронный ресурс]. URL:http://spravki.se-ua.net/yandex - ;
20. Поисковая оптимизация веб страниц SEO. - [Электронный ресурс]. URL: http://creng.ru/seo/seo-poiskovaya-optimizaciya-veb-stranic
21. Просвещение W3. Google. - [Электронный ресурс]. URL: http://w3pro.ru/tematika/google -;
23. Сахарова, Е. В. Информатика. Методические указания / Е. В. Сахарова.- Ставрополь: СТИС, 2011.- 200 с.
24. Схемы и рисунки ИПС - [Электронный ресурс]. URL: http://ssofta.narod.ru/bd/ets2.htm - .
25. Структура и классификация автоматизированных информационных систем - [Электронный ресурс]. URL: http://do.rksi.ru/library/courses/opais/tema1_3.dbk.
26. Терехов, И. В. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке [Электронный ресурс]: семинар / И. В. Терехов: М.-2009. http://ou.tsu.ru/seminars/sem13/tezis/section6.htm.
27. Чурсин, Н. А. Популярная информатика / Н. А. Чурсин.- М.: «Вильямс», 2011.- 300 с.
28. Якубайтис, Э. А. Информатика – электроника- сети / Э. А. Якубайтис.- М.: «Финансы и статистика», 2010.- 300 с.