СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды деятельности в сети Интернет. Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9                                                                                               Дата:

Учитель: Бакирова Ю.С.                                                                 Урок № 3-4

Тема: Виды деятельности в сети Интернет. Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций»

УУД: Цели урока:

предметные — наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайтов;

метапредметные — представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

личностные — развитие чувства личной ответственности  за качество окружающей информационной среды.

 задачи: 

1) расширить, обобщить и систематизировать представления школьников о технологиях создания web-сайтов;

2) закрепить умения поиска информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

3)  сформировать умения создания с использованием конструкторов (шаблонов) комплексных информационных объектов в виде web-страницы, включающей графические объекты;

4) закрепить навыки безопасного поведения в сети Интернет.

Тип урока: комбинированный.

Ход работы

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

2. Проверка домашней работы + устное повторение

  • Для чего предназначены файловые архивы?
  • Какую услугу предоставляет электронная почта?
  • Из каких частей состоит адрес электронной почты?

-для хранения и загрузки файлов

- обмен сообщениями

Логин пользователя, название сервера.

3. Формулирование темы и целей урока

Сейчас вы сказали, что основой работы Всемирной паутины являются web- страницы и web – сайты. А вы знаете как создают сайты?

Тогда сегодня на уроке мы должны:

Значит тема урока:

Цели урока:

- познакомиться:

- научиться:

4. Изучение новой темы

Виды деятельности в Интернете – это различные виды деятельности, которые могут осуществлять пользователи Интернета с помощью компьютеров, мобильных устройств и других технологий, связанных с сетью.

Некоторые виды деятельности:

  • Общение: обмен сообщениями, голосовой и видеосвязью, использование социальных сетей, форумов и чатов для общения с другими людьми.
  • Работа: использование Интернета для работы с документами, отправки и получения электронной почты, проведения веб-конференций и т.д.
  • Развлечения: просмотр видео, прослушивание музыки, игры онлайн, чтение новостей и блогов, просмотр фотографий и других видов контента.
  • Покупки: покупка товаров и услуг в Интернете, использование онлайн-банкинга и других электронных платежных систем.
  • Образование: использование Интернета для получения знаний и обучения, доступ к онлайн-курсам, образовательным ресурсам и библиотекам.
  • Поиск информации: поиск и получение информации по различным темам, использование поисковых систем, онлайн-энциклопедий и других ресурсов.
  • Создание контента: создание и публикация контента в Интернете, включая блоги, веб-сайты, видео и другие типы контента.

 

Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются: • Всемирная паутина; • файловые архивы; • электронная почта; • сервисы коллективного взаимодействия (форум, телеконференция, чат, социальная сеть).

Распространение информации с использованием средств сети Интернет может производиться двумя различными способами: путем размещения информации для публичного доступа и путем обмена сообщениями в частной переписке. Необходимо отметить, что деление на "публичный-частный" доступ к информации здесь весьма условно, так как электронные письма, как отмечалось, могут рассылаться в массовом порядке, а доступ к страницам в глобальной сети может быть ограничен паролями, кодами доступа и т.п. Тем не менее такое различие имеет принципиальный характер, так как в электронной почте отправитель письма заранее знает круг его получателей, а при размещении информации на странице в Интернете, даже защищенной паролем, - нет.

Информация в сети Интернет организована в виде Web-страниц.

Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию.

Гиперссылки – ключевые слова или изображения, от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием.

Поиск информации в сети

Чтобы найти необходимую информацию во Всемирной паутине, мы можем указать адрес нужного документа. Но чаще всего обращаются к услугам поисковых систем. Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине.

Поисковая машина — программная часть поисковой системы; комплекс программ, предназначенный для поиска информации.

Поисковые системы располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они обслуживают огромное количество поисковых запросов клиентов.

Работа ПС основывается на формировании запроса, по которому происходит отбор нужных документов из базы данных, хранящейся на сервере. Запрос формируется с помощью ключевых слов (одного или нескольких). Результаты поиска выдаются пользователю в виде списка адресов (гиперссылок) и краткой аннотации к ним.

Ключевое слово — это лексическая единица, являющаяся существительным, прилагательным, глаголом, числительным, наречием или местоимением естественного языка, которая в наибольшей степени отражает содержание всего искомого документа. При формировании запроса могут использоваться не только отдельные ключевые слова, но и словосочетания, состоящие из нескольких ключевых слов.

Запрос — это набор соединенных операторами ключевых слов, с помощью которых поисковая система автоматически ведет поиск и отбор необходимых документов. Другими словами, запрос — это инструкция (команда) для ПС на поиск нужных документов.

Поиск — это процедура отбора нужных документов, хранящихся в сети.

Для быстрого поиска информации в Интернете используют поисковые запросы.

Поисковый запрос – это набор ключевых слов, соединенных знаками логических операций ИИЛИ.

Нужно понимать, что операция И (одновременное выполнение условий) сокращает объем получаемого результата, а операция ИЛИ (выполнение хотя бы одного из условий) наоборот увеличивает объем.

Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью графической схемы – кругов Эйлера.

Как правильно вводить поисковые запросы?

Используя оператор “|” (ИЛИ), можно осуществить поиск по нескольким сочетаниям фраз, заменяя несколько слов в различных местах. Например, введем фразу “купить чехол | ручку” выдаст нам страницы, содержащие либо “купить чехол”, либо “купить ручку”.

 

Операция «&» (И) обозначает одновременное присутствие ключевых слов в искомых документах. Например, введем фразу “купить чехол & ручку”, выдаст нам страницы, содержащие и "купить чехол", и "купить ручку"

Рассмотрите пример решения задач

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

А) реферат | математика | Гаусс

Б) реферат | математика | Гаусс | метод

В) реферат | математика

Г) реферат & математика & Гаусс

Решение

Самое маленькое количество страниц будет отобрано по запросу с наибольшим количеством операций «И» (запрос Г), Самое большое количество страниц будет отобрано по запросу с наибольшим количеством операций «ИЛИ» (запрос Б). По запросу А будет отобрано больше страниц, чем по запросу В, т.к. запрос А содержит больше ключевых слов, связанных операцией «ИЛИ».

Ответ: ГВАБ

Принцип отбора информации по поисковым запросам хорошо иллюстрирует диаграмма Эйлера-Венна (круги Эйлера). На диаграмме множества изображаются пересекающимися кругами. Операция «И» (&) - это пересечение кругов, а операция «ИЛИ» (|) – это объединение кругов.

Логин и пароль

При использовании Интернета для обеспечения безопасности, включая защиту личной информации, необходимо применять различные меры, такие как использование паролей, двухфакторной аутентификации, шифрования данных, установка антивирусного программного обеспечения и т.д.

Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию (регистрацию), т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.

Логин — это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем; иначе говоря, это имя пользователя, под которым его будут «видеть» другие пользователи сети.

Поэтому логин не должен быть бессвязным набором символов; желательно, чтобы логин был запоминающимся, как-то ассоциировался с пользователем. Один и тот же логин можно использовать на разных сайтах и сервисах.

Пароль — это сочетание различных символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина. Пароль должен быть известен только пользователю и быть таким, чтобы его было сложно подобрать посторонним. Желательно придерживаться следующих правил при формировании пароля:

  • пароль не должен совпадать с логином;
  • пароль должен состоять не менее чем из шести символов (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.);
  • символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем
  •  пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.

 

5. Закрепление изученного материала.

Выполнение ПР№2 и ПР№3

 

6. Подведение итогов урока.

 – Какими способами осуществляют поиск современные поисковые системы?

– Что такое поисковый запрос?

– Что такое операторы поиска?

– Что такое интернет-ресурсы?

– Какие интернет-ресурсы вы знаете? С какими познакомились?

– Что такое логин/пароль/Всемирная паутина?

 

7. Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Вашим домашним заданием будет такое задание:

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете.

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в "город-герой Сталинград" (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Виды деятельности в сети Интернет. Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций»»

Класс: 9 Дата:

Учитель: Бакирова Ю.С. Урок № 3-4

Тема: Виды деятельности в сети Интернет. Практическая работа №3 «Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций»

УУД: Цели урока:

предметные — наличие основных представлений об организации и функционирования компьютерной сети Интернет; общие представления о технологии создания сайтов;

метапредметные — представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

личностные — развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

задачи:

1) расширить, обобщить и систематизировать представления школьников о технологиях создания web-сайтов;

2) закрепить умения поиска информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

3) сформировать умения создания с использованием конструкторов (шаблонов) комплексных информационных объектов в виде web-страницы, включающей графические объекты;

4) закрепить навыки безопасного поведения в сети Интернет.

Тип урока: комбинированный.

Ход работы

1. Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

2. Проверка домашней работы + устное повторение

  • Для чего предназначены файловые архивы?

  • Какую услугу предоставляет электронная почта?

  • Из каких частей состоит адрес электронной почты?

-для хранения и загрузки файлов

- обмен сообщениями

Логин пользователя, название сервера.

3. Формулирование темы и целей урока

Сейчас вы сказали, что основой работы Всемирной паутины являются web- страницы и web – сайты. А вы знаете как создают сайты?

Тогда сегодня на уроке мы должны:

Значит тема урока:

Цели урока:

- познакомиться:

- научиться:

4. Изучение новой темы

Виды деятельности в Интернете – это различные виды деятельности, которые могут осуществлять пользователи Интернета с помощью компьютеров, мобильных устройств и других технологий, связанных с сетью.

Некоторые виды деятельности:

  • Общение: обмен сообщениями, голосовой и видеосвязью, использование социальных сетей, форумов и чатов для общения с другими людьми.

  • Работа: использование Интернета для работы с документами, отправки и получения электронной почты, проведения веб-конференций и т.д.

  • Развлечения: просмотр видео, прослушивание музыки, игры онлайн, чтение новостей и блогов, просмотр фотографий и других видов контента.

  • Покупки: покупка товаров и услуг в Интернете, использование онлайн-банкинга и других электронных платежных систем.

  • Образование: использование Интернета для получения знаний и обучения, доступ к онлайн-курсам, образовательным ресурсам и библиотекам.

  • Поиск информации: поиск и получение информации по различным темам, использование поисковых систем, онлайн-энциклопедий и других ресурсов.

  • Создание контента: создание и публикация контента в Интернете, включая блоги, веб-сайты, видео и другие типы контента.


Сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), наиболее востребованными из которых в настоящее время являются:
• Всемирная паутина;
• файловые архивы;
• электронная почта;
• сервисы коллективного взаимодействия (форум, телеконференция, чат, социальная сеть).

Распространение информации с использованием средств сети Интернет может производиться двумя различными способами: путем размещения информации для публичного доступа и путем обмена сообщениями в частной переписке. Необходимо отметить, что деление на "публичный-частный" доступ к информации здесь весьма условно, так как электронные письма, как отмечалось, могут рассылаться в массовом порядке, а доступ к страницам в глобальной сети может быть ограничен паролями, кодами доступа и т.п. Тем не менее такое различие имеет принципиальный характер, так как в электронной почте отправитель письма заранее знает круг его получателей, а при размещении информации на странице в Интернете, даже защищенной паролем, - нет.

Информация в сети Интернет организована в виде Web-страниц.

Web-сайт – это несколько Web-страниц, связанных между собой по содержанию.

Гиперссылки – ключевые слова или изображения, от которых идут гиперсвязи. Они выделяются цветом или подчёркиванием.

Поиск информации в сети

Чтобы найти необходимую информацию во Всемирной паутине, мы можем указать адрес нужного документа. Но чаще всего обращаются к услугам поисковых систем. Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине.

Поисковая машина — программная часть поисковой системы; комплекс программ, предназначенный для поиска информации.

Поисковые системы располагаются на специально выделенных компьютерах с мощными каналами связи. Ежеминутно они обслуживают огромное количество поисковых запросов клиентов.

Работа ПС основывается на формировании запроса, по которому происходит отбор нужных документов из базы данных, хранящейся на сервере. Запрос формируется с помощью ключевых слов (одного или нескольких). Результаты поиска выдаются пользователю в виде списка адресов (гиперссылок) и краткой аннотации к ним.

Ключевое слово — это лексическая единица, являющаяся существительным, прилагательным, глаголом, числительным, наречием или местоимением естественного языка, которая в наибольшей степени отражает содержание всего искомого документа. При формировании запроса могут использоваться не только отдельные ключевые слова, но и словосочетания, состоящие из нескольких ключевых слов.

Запрос — это набор соединенных операторами ключевых слов, с помощью которых поисковая система автоматически ведет поиск и отбор необходимых документов. Другими словами, запрос — это инструкция (команда) для ПС на поиск нужных документов.

Поиск — это процедура отбора нужных документов, хранящихся в сети.

Для быстрого поиска информации в Интернете используют поисковые запросы.

Поисковый запрос – это набор ключевых слов, соединенных знаками логических операций ИИЛИ.

Нужно понимать, что операция И (одновременное выполнение условий) сокращает объем получаемого результата, а операция ИЛИ (выполнение хотя бы одного из условий) наоборот увеличивает объем.

Смысл логических связок становится более понятным, если проиллюстрировать их с помощью графической схемы – кругов Эйлера.

Как правильно вводить поисковые запросы?

И спользуя оператор “|” (ИЛИ), можно осуществить поиск по нескольким сочетаниям фраз, заменяя несколько слов в различных местах. Например, введем фразу “купить чехол | ручку” выдаст нам страницы, содержащие либо “купить чехол”, либо “купить ручку”.


Операция «&» (И) обозначает одновременное присутствие ключевых слов в искомых документах. Например, введем фразу “купить чехол & ручку”, выдаст нам страницы, содержащие и "купить чехол", и "купить ручку"


Рассмотрите пример решения задач

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

А) реферат | математика | Гаусс

Б) реферат | математика | Гаусс | метод

В) реферат | математика

Г) реферат & математика & Гаусс

Решение

Самое маленькое количество страниц будет отобрано по запросу с наибольшим количеством операций «И» (запрос Г), Самое большое количество страниц будет отобрано по запросу с наибольшим количеством операций «ИЛИ» (запрос Б). По запросу А будет отобрано больше страниц, чем по запросу В, т.к. запрос А содержит больше ключевых слов, связанных операцией «ИЛИ».

Ответ: ГВАБ

Принцип отбора информации по поисковым запросам хорошо иллюстрирует диаграмма Эйлера-Венна (круги Эйлера). На диаграмме множества изображаются пересекающимися кругами. Операция «И» (&) - это пересечение кругов, а операция «ИЛИ» (|) – это объединение кругов.

Логин и пароль

При использовании Интернета для обеспечения безопасности, включая защиту личной информации, необходимо применять различные меры, такие как использование паролей, двухфакторной аутентификации, шифрования данных, установка антивирусного программного обеспечения и т.д.

Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию (регистрацию), т. е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.

Логин — это сочетание различных символов, которые сервис ассоциирует с пользователем; иначе говоря, это имя пользователя, под которым его будут «видеть» другие пользователи сети.

Поэтому логин не должен быть бессвязным набором символов; желательно, чтобы логин был запоминающимся, как-то ассоциировался с пользователем. Один и тот же логин можно использовать на разных сайтах и сервисах.

Пароль — это сочетание различных символов, подтверждающих, что логином намеревается воспользоваться именно владелец логина. Пароль должен быть известен только пользователю и быть таким, чтобы его было сложно подобрать посторонним. Желательно придерживаться следующих правил при формировании пароля:

  • пароль не должен совпадать с логином;

  • пароль должен состоять не менее чем из шести символов (букв, цифр, знаков пунктуации и т. д.);

  • символы в пароле не должны образовывать никаких слов, чисел, аббревиатур, связанных с пользователем

  • пароль должен быть достаточно простым, чтобы пользователь мог его запомнить.


5. Закрепление изученного материала.

Выполнение ПР№2 и ПР№3


6. Подведение итогов урока.

– Какими способами осуществляют поиск современные поисковые системы?

– Что такое поисковый запрос?

– Что такое операторы поиска?

– Что такое интернет-ресурсы?

– Какие интернет-ресурсы вы знаете? С какими познакомились?

– Что такое логин/пароль/Всемирная паутина?


7. Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Вашим домашним заданием будет такое задание:

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете.

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в "город-герой Сталинград" (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!