Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»
Городские педагогические чтения – 2020 «Воспитание. Реализация Стратегия развития воспитания в Свердловской области в образовательных учреждениях города»
Тема: Информационные ресурсы в воспитании подрастающего поколения. Применение ИКТ в дошкольном образовании (обзор применения информационных ресурсов)
Реализация проекта «Игровая информатика» для детей старшего возраста.
Компьютер - специфическое «интеллектуальное орудие», человека позволяющее выйти на новый информационный уровень, это современное средство деятельности дошкольника. Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ в период до 2020 года - один из основополагающих документов по реализации государственной политики в области образования. Компьютер развивает особые личностные свойства ребенка и позволяет работать в индивидуальном темпе. Работая на компьютере, ребёнок действует с наглядными экранными образами, которые он наделяет символическим, в том числе игровым, значением, переходит от привычных практических действий с предметами к действию с ними в образном (модельном, символическом) плане. Освоение компьютерных средств формирует у дошкольников предпосылок теоретического мышления, для которого характерен осознанные выбор способа действия, направленного на решение задач. Дошкольник, овладевший «компьютерной» технологией, более готов «думать в уме», что является одним из основных требований к мышлению детей, поступающих в школу. У дошкольников формируются предпосылки мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности к жизни в информационном обществе.
При разработке проекта по обучению детей работы за компьютером и использование возможности компьютера в своей деятельности были поставлены следующие задачи:(представлены на экране)слайд № 3
Формировать у детей интерес к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программ.
Способствовать развитию у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознания) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера.
Формировать умение строить информационные логические модели.
Знакомить детей с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране, с помощью мышки и клавиатуры и с учетом возможностей той или иной программы.
Развитие фантазии и воображения.
Тематическое планирование занятий составлено по направлениям:
- компьютерное обучение,
- действия предметов,
- развитие воображения, памяти, внимания,
- элементы логики,- свойства, признаки и составные части предметов.
Содержание проекта выстраивается у с учетом следующих принципов: (представлены на экране)слайд № 4
- принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
- принцип интегративности заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников;
- принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого – педагогическую поддержку ребенку на пути творческого развития;
- принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения;
- принцип продуктивности и эффективности в области информационно – коммуникативных технологий.
Используемые технологии: (представлены на экране) слайд №6,7
- информационные компьютерные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- социально – игровые технологии, приемы и методы;
- личностно – ориентированная (деятельностная) технология.
Структура компьютерного занятия: (представлены на экране)слайд №8,9
1.Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
2.Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
3. Подведение итогов работы.(представлены на экране) слайд 10,11,
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня
Продолжительность каждого этапа занятия (после каждого занятия проветривание помещения):
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия. Содержание занятий в рамках проекта строится на подборе игровых упражнений, дидактических настольных игр, компьютерных обучающих и развивающих программ, взаимно обогащающих друг друга. При подборе заданий игрового характера прослеживается межпредметная интеграция с другими видами развития дошкольников.
Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Проведение игр и занятий с детьми предполагает учет специфики компьютерной развивающей технологии работы с детьми. Эта технология начинается с организации в группе компьютерно – игрового комплекса – компьютерной зоны. В моей группе имеется компьютерная зона, которая оборудована нетбуками для каждого ребенка, столами и стульями, где по санитарным правилам можно расположить техническое оборудование, обеспечить удобное для ребенка расположение экрана. Экран дисплея на расстоянии 50 – 70 см от глаз ребенка. Дети сидят на стульях со спинкой, обеспечивающих горизонтальное положение. Рабочее место ребенка соответствует его росту. Группа равномерно освещается. Естественный свет располагается сбоку, а общий – с верху. Имеется подборка игр, используемых на занятиях для развития памяти, внимания, логического мышления. Подборка компьютерных игровых и обучающих программ, интерактивные обучающие мультфильмы.
Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления провожу: динамические паузы, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.(Представлены на экране) слайд 11,12,13,14.
Для того, что бы ребёнок мог свободно использовать компьютер как средство игровой, изобразительной деятельности, ему нужно освоить «компьютерную грамотность», т.е. усвоить правила действий с рабочими устройствами компьютера и научиться их применять в своей деятельности. В время занятий оказываю индивидуальную помощь при выполнении заданий, слеза состоянием при работе за компьютерами, за правильной посадкой. Процесс обучения строю на предоставлении детям свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компонентном участии взрослых.