ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Научный руководитель: Кочина Е. А., канд. социол. наук, доцент.
Магистрант: Аникин Евгений Дмитриевич, мемолог, мастер спорта по спорту.
Тема: Взаимосвязь жизнестойкости и саморегуляции у подростков занимающихся ударными видами единоборств.
Объект исследования: саморегуляция как воздействие человека на себя с помощью слов и образов в целях управления своей деятельностью.
Предмет исследования: взаимосвязь жизнестойкости и саморегуляции у подростков в ударных видах единоборств.
Цель исследования: изучить и определить взаимосвязь жизнестойкости и саморегуляции у подростков занимающихся ударными видами единоборств.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что развитие саморегуляции у спортсмена определяет уровень его жизнестойкости.
Задачи исследования:
-
Проанализировать понятия жизнестойкости и саморегуляции в психолого-педагогической литературе;
-
Произвести теоретический анализ взаимосвязи жизнестойкости и саморегуляции у подростков;
-
Выявить уровень саморегуляции у подростков на начальном этапе занятий ударными видами единоборств;
-
Определить уровень жизнестойкости у подростков занимающихся ударными видами единоборств;
-
Разработать программу с элементами тренинга для определения и развития саморегуляции у спортсменов занимающихся ударными видами единоборств.
Методологическая основа исследования:
-
Положение Алексея Николаевича Леонтьева о том, что жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.
-
Положение Сальваторе Мадди определяет термин жизнестойкости как интегральную характеристику личности, которая оказывает влияние на успешность преодоления человеком жизненных трудностей и включает вовлеченность в процесс жизни, готовность контролировать значимые события своей жизни и принятие вызова жизни.
-
Осознанная саморегуляция, по O.A. Конопкину, представляет системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.
-
Американский психолог Р. Энрайт рассматривает понятие подросткового возраста, как "сфокусированность на самом себе". Энрайт определяет его как общую подростковую тенденцию к сосредоточению внимания на своих чувствах и мыслях.
-
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Для этого решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Методы исследования:
-
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
-
Опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева выявляющий общий показатель жизнестойкости, а также её компонента - вовлеченность, контроль и принятие риска.
-
Опросник индивидуально-типологических особенностей личности Л. Н. Собчик, определяющий следующие типологические особенности: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность.
-
Опросник стилевой саморегуляции поведения В. И. Моросановой, выявляющий общий уровень саморегуляции произвольной активности человека, а также такие показатели как: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность.
-
Корреляционный анализ К. Пирсона. Критерий корреляции Пирсона – это метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость.