возможности компьютерных технологий на уроках и внеурочных занятиях по физической культуре.
Компьютерные технологии широко применяются в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств, в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике.
Метод проектов позволяет создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к настоящим, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, которые составляют коммуникативную и информационную компетентности.
Этот вид деятельности включает следующие этапы:
разработка проектного замысла (анализа ситуаций, анализ проблемы, планирование, целеполагание);
реализация проектного замысла;
оценка результатов проекта.
Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. В терминологии «проект» так же часто связывается с понятием «проблема».
Такое понимание проекта открывает широкие возможности для его использования в образовании. Перед учителем ставятся иные – дидактические или воспитательные цели. На основе такого перенесения познавательной деятельности в искусственные условия образовательного процесса формируется учебная деятельность. То же можно сказать об исследовательской, творческой, игровой, проектной деятельности. Таким образом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог обеспечивает деятельность школьников:
консультирует;
мотивирует;
помогает;
наблюдает.
Ученик при выполнении проекта:
выбирает (принимает решения);
выстраивает систему взаимоотношений как с учителем, так и с одноклассниками (если командный проект);
оценивает и анализирует продукт своей деятельности (самооценка)
Межпредметная интеграция на уроках и внеклассных мероприятий пробудила интерес учащихся к творческой и научно-исследовательской работе.
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований).
На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.
Этапы освоения компьютерной грамотности.
В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения учениками спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
II этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».
У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе – аналитическом (10–11-й классы) – старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
На уроках физкультуры школьники осваивают различные компьютерные технологии: программу «Flash», Интернет.
В основной школе в нашей школе закладываются основы техники специфических двигательных действий направленные в области баскетбола: (бросок баскетбольного мяча, передачи меча, передвижения игрока, открывание и др.) которые будут востребованы в течение всего процесса обучения.
Как же хорошо должен быть физически и методически готов учитель к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника, чтобы впоследствии его не надо было переучивать! Порой, пока начинающий учитель приобретет навыки, необходимые для работы в той или иной школе с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря и других особенностей школы, проходит несколько месяцев, а школьники тем временем приобретают не совсем правильные представления о двигательных действиях. Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителей / К. Ангеловски – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. №4. – 2004. – С. 11-20.
Вартазарян К.А. Педагогические инновации в условиях модернизации российского образования / К.А. Вартазарян – СПб., 2008. – С. 73-78.
Кванина В.В. Инновации: определимся с понятиями / В.В. Кванина // Администратор образования. – 2007. - №1. – С. 75-83.
Зборовский Г.Е. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев // Образование и наука. – 2000. - №3. – С. 18-28.
Самохин В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования / В.Ф. Самохин // Инновации в образовании. – 2006. - №6. – С.4-9.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций / Г.А. Ямалетдинова. – Екатеринбург, 2014. – С. 169-178.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. №7. - С. 37-42.
Жукова О.Л. Педагогика: Технология и теория обучения : учеб. пособие / О.Л. Жукова, Л.В. Быкова. – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. - 140 с.
Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: ОИРРО, 1994. - 338 с.
Строкова Т.А. Педагогическая инноватика / Т.А. Строкова. – Тюмень: ТГУ, 2011. – 212 с.
Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т.М. Ковалева. – М., 2003. – 154 с.
Карпова Г.Ф. Инновации, интеллект, образование / Г.Ф. Карпова. – М., 1998. – 231 с.
Кларин М.Н. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.Н. Кларин. – М., 1997. – 331 с.
Кокурин Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. – М., 2008. – 187 с.
Ляудис В.Я. Наука и инновации / В.Я. Ляудис. – М., 1995. – 357 с.
Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании / Н.Х. Розов. – М., 2007. – 257 с.
Советова О.С. Инновации: теория и практика / О.С. Советова. – СПб., 1997. – 167 с.
Сорокина Н. И. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения / Н.И. Сорокина // Высшее образование в России. – 2001. №1. – 223 с.