Инновационная методическая работа в условиях введения ФГОС ДО
Происходящая в стране модернизация системы образования, особенности
государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
(слайд 4)
В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
(слайд 5)
Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
(Слайд 6)
Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
(слайд 7)
В связи с этим ДОУ должно быстро реагировать на изменения в системе дошкольного образования, находить пути и способы эффективного развития учреждения.
(слайд 8)
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от нас, педагогов решать регулярно возникающие новые нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность.
Основным механизмом таких требований в условиях введения ФГОС, является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям ДОУ.
(слайд 9)
Поэтому инновационная деятельность является актуальной проблемой, решение которой имеет важное, значение для развития ДОУ в условиях ФГОС. Работа в инновационном режиме предполагает обновление компонентов образовательного процесса, создание атмосферы творчества, получение качественно новых результатов для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности деятельности дошкольного учреждения. Сегодня очень многие дошкольные учреждения работают в инновационном режиме, так как только эта деятельность дает « толчок» к развитию дошкольного учреждения. И главным в этой деятельности является педагог.
(слайд 10)
Переход ДОУ в режим развития делает актуальными выбор приоритетных
направлений и ориентиров на обновление содержания образования, определение стратегии и тактики инновационных преобразований.
Нормативное поле инноваций:
?Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
?Профессиональный стандарт учителя 2013
?Приоритетный национальный проект «Образование»
?Современная модель образования в условиях развития инновационной экономики.
(слайд 13)
Методическая работа в инновационном дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её
организации должно осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов отбору позитивных инноваций, новым способам профессиональной деятельности.
(слайд 14)
Авторами современных исследований в области методической работы (К.ЮБелая, Т.И.Шамова, Л.П.Ильенко) выделяются сравнительные
характеристики методической работы, развертываемой в традиционно и инновационно работающих дошкольных образовательных учреждениях. (Таблица).
Трактовка инновационной методической работы как части профессионально-
педагогической (управленческой) деятельности опирается на следующие её отличительные особенности:
1) обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;
2)отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;
3)обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
(слайд 15)
4) обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
5)обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
(слайд 16)
6) обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности; 7) оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие
ребёнка.
(слайд 17)
Говоря об обучении педагогов новым инновационным способам профессиональной деятельности, большинство авторов сходятся во мнении о необходимости организации продуктивных форм инновационной методической работы. По классификации, предложенной С.Г.Молчановым, формы методической работы делятся на:
1) Репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
2) Репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции).
3) Эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры).
4)Эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок).
5) Продуктивные (научные конференции, теоретические семинары,
научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп, научные отпуска).
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности
являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей.