Однажды Конфуций сказал: «Выбери себе дело по душе и тебе больше не придется работать ни дня!»
Выбор профессии - это шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом
зависит, как сложится дальнейшая судьба человека. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. Выбирающий профессию подобен Ивану-царевичу, подъехавшему на коне к пересечению трех дорог, на котором стоит камень с указанием направлений. Но задача гораздо сложнее, так как, во-первых, направлений и дорог на каждом из перекрестков могут быть десятки, а во-вторых, в отличие от сказочного героя, довольно сложно предсказать, что ждет впереди, чем каждый рискует и что может выиграть, двигаясь в направлении выбранной профессии. Поэтому, к профессиональному выбору надо относиться очень серьезно и ответственно. Особенно тяжело это сделать выпускнику. Поиск профессионального пути – задача сложная и очень важная. Стоит посоветоваться с родителями, друзьями, знакомыми. Но советы других лишь отражают, как правило, их собственные желания и потребности. Выбор своего дальнейшего профессионального пути каждый должен сделать сам.
В нашей школе очень важным звеном в системе профориентации учащихся является воспитатель и классный руководитель, которые могут повлиять на формирование потребности учащихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива школы (воспитатель, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, администрация), учащихся и их родителей.
Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.
Как воспитатель пытаюсь использовать в своей деятельности формы, которые заинтересуют учащихся и окажут на них положительное воздействие, помогут в их профессиональном выборе.
Профориентационная работа присутствует на каждом этапе обучения, начиная с начальной школы, а особенно важной она является, начиная с 9 класса, когда ученику необходимо сделать выбор: идти учиться в 10 класс или уже получать профессиональное образование. После 9-го класса, как правило, уходят те дети, которые понимают, что учиться в 10 классе будет трудно. Но зачастую, под влиянием родителей, которые еще бояться отпускать детей во взрослую жизнь, такие ученики приходят получать среднее образование.
На сегодняшний день в 10 классе обучается 9 человек. В 10 класс пришло 10. В начале сентября Паршина Александра забрала документы и поступила в техникум, где с удовольствием учится. Свой уход она аргументировала тем, что ей трудно даются некоторые предметы.
В 10-11 классах вопрос выбора профессии стоит особенно остро. Выбрать среди множества профессий ту единственную, которая будет нравиться, весьма сложно.
Самой распространённой формой работы является классный час. Эти формы могут самыми различными - это игры, викторины, турниры, тренинги, беседы, дискуссии, диспуты на темы профориентационной направленности. По данному направлению, начиная с начальных классов, были проведены следующие классные часы: «Все профессии важны - все профессии нужны», «Мои жизненные планы», «Дороги, которые мы выбираем», «Кем быть? Каким быть?», «Через профессию к успеху» и другие. Ходили на экскурсии в пожарную часть, на Шацкий хлебозавод, где детей знакомили с профессиями: спасатель и пекарь.
С 2021 года я работаю по программе «Мое будущее зависит от меня». Она рассчитана на 4 года. За два года было проведено много классных часов, бесед, экскурсий, с целью выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Посетили Шацкий агротехнологический техникум, колледж культуры, Рязанский железнодорожный колледж. Было проведено открытое мероприятие «В мире профессий». По окончании 9 класса 14 учащихся поступили в различные колледжи, техникумы. Один трудоустроен.
Также мы посещали центральную библиотеку. Тематика классных часов была разнообразной, были и профориентационные.
Считаю, что, помимо классных часов, большую роль играет индивидуальная работа с учащимися. Как показывает практика, к сожалению, не всегда удается поступить туда, куда хочется, и поэтому мы много разговариваем с ребятами о том, что первоначально профессию можно получить и в колледже, например, а уже потом и в ВУЗе. Считаю важной эту работу, чтобы в случае неудачи ребенок не растерялся, не разочаровался. А вообще, конечно, думаю, что все у наших ребят получится, каждый получит высокие баллы на ЕГЭ, которые позволят поступить в желаемое учебное заведение, по окончании которого успешно социализируются в обществе.
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Именно они могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Но не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают. Главная цель нашей работы по профориентации с родителями учащихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь. Также ведется индивидуальная работа с родителями по данному направлению.
В этом году продолжаю работать по направлению профориентации. Являюсь педагогом-навигатором проекта «Билет в будущее», в котором наша школа принимает участие. Этот проект существует с 2019 года. Его цель формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов. Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся учит школьников делать осознанный выбор. Проект не делает выбор за ребят, а учит правильно выбирать траекторию развития и понимать свои сильные и слабые стороны.
Проект делится на 3 этапа:
1 этап - проведение интерактивных занятий в классе, которые погружают участников в мир профориентации и профессионального самоопределения. Эти внеурочные занятия проводят воспитатели, каждый в своем классе. Методика уроков отличается в зависимости от возраста участников. Для 6-7 классов важно поговорить о том, как выбирать профессию и что это очень увлекательно, в 8-9 классах поговорить, как устроено профессиональное образование и какие преимущества и недостатки несет в себе обучение в колледже или вузе, а для 10-11 классов – сделать акцент на выборе направлений подготовки. Каждый урок состоит из видео и интерактивной работы, он проходит очно или онлайн. Есть и урочные занятия, которые проводят уже педагоги-предметники или уделяют 5-10 минут для знакомства той или иной профессиями каждый на своем уроке.
2 этап - онлайн диагностика в 2 этапа. Обязательных 3, остальные дополнительные. Наши ребята с 6-11 класс прошли все обязательные диагностики и одну дополнительную. Все дети зарегистрированы и у каждого есть свой личный кабинет, где сейчас каждому доступен сертификат участника проекта. Он дается по итогам прохождения всех 3 диагностик.
3 этап - мероприятия профессионального выбора. Профессиональные пробы, то есть пробы профессий на практике, — это этап профориентации, значение которого нельзя переоценить. Для того, чтобы ребята смогли узнать работу в разных профессиях, в проекте организованы профессиональные пробы в колледжах и на предприятиях каждого региона. Наши ребята смогли примерить на себе профессии пожарный, повар, кондитер (Шиловский агротехнологический техникум), администратор баз данных (Сараевский многофункциональный колледж). Побывали на экскурсии в АО «Русская кожа» (г. Рязань).
Опираясь на собранную информацию и свой опыт на проекте, школьник сможет построить свой индивидуальный образовательный трек и решить, каким будет его будущее после школы:
подросток узнает подробно о современных профессиях и профессиях, которые могут понадобиться в будущем;
попробует профессии на практике и обдуманно выберет те, которые ему интересны больше всего;
подросток получит индивидуальную рекомендацию по выбору профессионального направления и образования;
получит совет от специалистов тех профессий, которые ему понравились;
даже если он не выберет одну конкретную профессию, то задумается о том, кем он хочет стать в будущем и что для этого делать сейчас.
Хочу сказать, что эта работа необходима и интересна. Только дети относятся к этому не совсем серьезно. Наблюдая за некоторыми ребятами, я обнаружила, что они несерьезно отвечают на вопросы диагностики, не всегда с интересом принимают предложенную информацию. Отсюда получается неправильное понимание полученных рекомендаций. Да, все это мы проводили и без проекта, но наша жизнь не стоит на месте и современные технологии вносят свои инновации и новые перспективы. Для педагогов — это возможность занять новую профессиональную нишу, стать одним из навигаторов направления и, изучив доступный инструментарий, усилить работу по профориентационному просвещению среди детей и родителей. Для учащихся - это возможность не только погрузится в профориентацию и задуматься о будущем, но и иметь четкое представление, куда поступить и кем стать. Родители могут вместе с ребенком зайти в Примерочную профессий и начать совместно подбирать профессию в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека.
Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы,
Но я бы хотела отступить немного от темы и закончить свое выступление словами из песни:
Только помни, только помни
В грохоте и ритме века!
Самая главная в жизни профессия
Быть человеком!
ОГБОУ «Шацкая школа-интернат»
Выступление на педсовете по теме:
«Инновационные формы профориентационной работы со школьниками»
Подготовила воспитатель
Шабирина С.А.
Шацк 2024 г.