СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационные формы профориентационной работы со школьниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные формы профориентационной работы со школьниками"»

Однажды Конфуций сказал: «Выбери себе дело по душе и тебе больше не придется работать ни дня!»

Выбор профессии - это шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом
зависит, как сложится дальнейшая судьба человека. Сделать этот выбор очень нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. Выбирающий профессию подобен Ивану-царевичу, подъехавшему на коне к пересечению трех дорог, на котором стоит камень с указанием направлений. Но задача гораздо сложнее, так как, во-первых, направлений и дорог на каждом из перекрестков могут быть десятки, а во-вторых, в отличие от сказочного героя, довольно сложно предсказать, что ждет впереди, чем каждый рискует и что может выиграть, двигаясь в направлении выбранной профессии. Поэтому, к профессиональному выбору надо относиться очень серьезно и ответственно. Особенно тяжело это сделать выпускнику. Поиск профессионального пути – задача сложная и очень важная. Стоит посоветоваться с родителями, друзьями, знакомыми. Но советы других лишь отражают, как правило, их собственные желания и потребности. Выбор своего дальнейшего профессионального пути каждый должен сделать сам.

В нашей школе очень важным звеном в системе профориентации учащихся является воспитатель и классный руководитель, которые могут повлиять на формирование потребности учащихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива школы (воспитатель, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, администрация), учащихся и их родителей.

Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.

Как воспитатель пытаюсь использовать в своей деятельности формы, которые заинтересуют учащихся и окажут на них положительное воздействие, помогут в их профессиональном выборе.

Профориентационная работа присутствует на каждом этапе обучения, начиная с начальной школы, а особенно важной она является, начиная с 9 класса, когда ученику необходимо сделать выбор: идти учиться в 10 класс или уже получать профессиональное образование. После 9-го класса, как правило, уходят те дети, которые понимают, что учиться в 10 классе будет трудно. Но зачастую, под влиянием родителей, которые еще бояться отпускать детей во взрослую жизнь, такие ученики приходят получать среднее образование.

На сегодняшний день в 10 классе обучается 9 человек. В 10 класс пришло 10. В начале сентября Паршина Александра забрала документы и поступила в техникум, где с удовольствием учится. Свой уход она аргументировала тем, что ей трудно даются некоторые предметы.

В 10-11 классах вопрос выбора профессии стоит особенно остро. Выбрать среди множества профессий ту единственную, которая будет нравиться, весьма сложно.

Самой распространённой формой работы является классный час. Эти формы могут самыми различными - это игры, викторины, турниры, тренинги, беседы, дискуссии, диспуты на темы профориентационной направленности. По данному направлению, начиная с начальных классов, были проведены следующие классные часы: «Все профессии важны - все профессии нужны», «Мои жизненные планы», «Дороги, которые мы выбираем», «Кем быть? Каким быть?», «Через профессию к успеху» и другие. Ходили на экскурсии в пожарную часть, на Шацкий хлебозавод, где детей знакомили с профессиями: спасатель и пекарь.

С 2021 года я работаю по программе «Мое будущее зависит от меня». Она рассчитана на 4 года. За два года было проведено много классных часов, бесед, экскурсий, с целью выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Посетили Шацкий агротехнологический техникум, колледж культуры, Рязанский железнодорожный колледж. Было проведено открытое мероприятие «В мире профессий». По окончании 9 класса 14 учащихся поступили в различные колледжи, техникумы. Один трудоустроен.

Также мы посещали центральную библиотеку. Тематика классных часов была разнообразной, были и профориентационные.

Считаю, что, помимо классных часов, большую роль играет индивидуальная работа с учащимися. Как показывает практика, к сожалению, не всегда удается поступить туда, куда хочется, и поэтому мы много разговариваем с ребятами о том, что первоначально профессию можно получить и в колледже, например, а уже потом и в ВУЗе. Считаю важной эту работу, чтобы в случае неудачи ребенок не растерялся, не разочаровался. А вообще, конечно, думаю, что все у наших ребят получится, каждый получит высокие баллы на ЕГЭ, которые позволят поступить в желаемое учебное заведение, по окончании которого успешно социализируются в обществе.

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Именно они могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Но не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают. Главная цель нашей работы по профориентации с родителями учащихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь. Также ведется индивидуальная работа с родителями по данному направлению.

В этом году продолжаю работать по направлению профориентации. Являюсь педагогом-навигатором проекта «Билет в будущее», в котором наша школа принимает участие. Этот проект существует с 2019 года. Его цель формирование осознанности и готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов. Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся учит школьников делать осознанный выбор. Проект не делает выбор за ребят, а учит правильно выбирать траекторию развития и понимать свои сильные и слабые стороны.

Проект делится на 3 этапа:

1 этап - проведение интерактивных занятий в классе, которые погружают участников в мир профориентации и профессионального самоопределения. Эти внеурочные занятия проводят воспитатели, каждый в своем классе. Методика уроков отличается в зависимости от возраста участников. Для 6-7 классов важно поговорить о том, как выбирать профессию и что это очень увлекательно, в 8-9 классах поговорить, как устроено профессиональное образование и какие преимущества и недостатки несет в себе обучение в колледже или вузе, а для 10-11 классов – сделать акцент на выборе направлений подготовки. Каждый урок состоит из видео и интерактивной работы, он проходит очно или онлайн. Есть и урочные занятия, которые проводят уже педагоги-предметники или уделяют 5-10 минут для знакомства той или иной профессиями каждый на своем уроке.

2 этап - онлайн диагностика в 2 этапа. Обязательных 3, остальные дополнительные. Наши ребята с 6-11 класс прошли все обязательные диагностики и одну дополнительную. Все дети зарегистрированы и у каждого есть свой личный кабинет, где сейчас каждому доступен сертификат участника проекта. Он дается по итогам прохождения всех 3 диагностик.

3 этап - мероприятия профессионального выбора. Профессиональные пробы, то есть пробы профессий на практике, — это этап профориентации, значение которого нельзя переоценить. Для того, чтобы ребята смогли узнать работу в разных профессиях, в проекте организованы профессиональные пробы в колледжах и на предприятиях каждого региона. Наши ребята смогли примерить на себе профессии пожарный, повар, кондитер (Шиловский агротехнологический техникум), администратор баз данных (Сараевский многофункциональный колледж). Побывали на экскурсии в АО «Русская кожа» (г. Рязань).

Опираясь на собранную информацию и свой опыт на проекте, школьник сможет построить свой индивидуальный образовательный трек и решить, каким будет его будущее после школы:

  • подросток узнает подробно о современных профессиях и профессиях, которые могут понадобиться в будущем;

  • попробует профессии на практике и обдуманно выберет те, которые ему интересны больше всего;

  • подросток получит индивидуальную рекомендацию по выбору профессионального направления и образования;

  • получит совет от специалистов тех профессий, которые ему понравились;

  • даже если он не выберет одну конкретную профессию, то задумается о том, кем он хочет стать в будущем и что для этого делать сейчас.

Хочу сказать, что эта работа необходима и интересна. Только дети относятся к этому не совсем серьезно. Наблюдая за некоторыми ребятами, я обнаружила, что они несерьезно отвечают на вопросы диагностики, не всегда с интересом принимают предложенную информацию. Отсюда получается неправильное понимание полученных рекомендаций. Да, все это мы проводили и без проекта, но наша жизнь не стоит на месте и современные технологии вносят свои инновации и новые перспективы. Для педагогов — это возможность занять новую профессиональную нишу, стать одним из навигаторов направления и, изучив доступный инструментарий, усилить работу по профориентационному просвещению среди детей и родителей. Для учащихся - это возможность не только погрузится в профориентацию и задуматься о будущем, но и иметь четкое представление, куда поступить и кем стать. Родители могут вместе с ребенком зайти в Примерочную профессий и начать совместно подбирать профессию в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.

В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы,

Но я бы хотела отступить немного от темы и закончить свое выступление словами из песни:

Только помни, только помни

В грохоте и ритме века!

Самая главная в жизни профессия

Быть человеком!




















ОГБОУ «Шацкая школа-интернат»






Выступление на педсовете по теме:







«Инновационные формы профориентационной работы со школьниками»








Подготовила воспитатель

Шабирина С.А.


















Шацк 2024 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!