СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные формы работы по экологическому воспитанию детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья по экологическому воспитанию дошкольников, предназначена для ознаомления воспитателям ДОУ,

Просмотр содержимого документа
««Инновационные формы работы по экологическому воспитанию детей»


«Инновационные формы работы

по  экологическому воспитанию детей

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является освоение детьми экологической культуры.

В соответствии с этим важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром. Причем это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как к самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.

История развития взаимоотношений человека и природы показывает, что у человечества общение с окружающим миром длительное время носило позитивный характер. У людей накапливался положительный опыт взаимодействия с природой. Поэтому генетическая память человечества хранит этот потенциал, который должен быть востребован в настоящее время.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

Главное достоинство экологического образования заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В работе с детьми, применяем разнообразные формы организации работы: экскурсии, прогулки, занятия, игры, индивидуальные беседы, праздники, развлечения, акции, выпуск листовок, экологической газеты и др.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, в своей работе мы применяем нетрадиционные.

Это:

-Игровые технологии,

-Лэпбук по экологии.

-Кейс –бук.

-Кубики Блума.

-Мэджик-бокс.

-Мнемотехника.

-Эко-модели.

-«Жалобная книга природы»,

- Эко-театры, мультимедийные презентации, проекты.

- Эко-сумка.

- Участие в акциях, фестивалях экологической направленности.

природоохранные акции. 


1.«Экологические игры» слайды 5-11

Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.

2. Лэпбук слайды 12,13,14

Лэпбук- это самодельная интерактивная папка, с кармашками, вкладками, подвижными деталями, вкладками. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает детям систематизировать знания, лучше понять и запомнить , а так же повторить пройденный материал. Наш лэпбук называется «Эколята дошколята», где собран материал по теме экологии.


3.Кейс-бук. Слайды 15-16

Методическое дидактическое пособие Кейс-бук представляет собой не большой деловой чемоданчик. Наш чемоданчик называется Экология «Берегите природу». В него входят игровые диски «Дикие животные»- кто во что одет, для закрепления знаний детей о диких животных,о их внешнем виде

Содержание кейс-бука можно пополнять и усложнять.

4. Кубы Блума слайды 17,18

Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.


5. Мэджик-бокс слайды 19,20

Мэджик - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему.

Мэджик-бокс – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.


6. Эко-модели слайд 21

Так же мы изготовили вместе с детьми дидактические пособия: макеты «Весна. Пробуждение природы» и «Дерево «Времена года» для изучения особенностей времен года. Макет «Весна» удобен в использовании, может складываться в форме книжки и его можно поместить в шкафчик. Многофункциональное пособие можно использовать при изучении лексических тем "Весна", "Дикие животные весной", а также придумывать свои истории и составлять сцены.

7. Мнемотехника слайды 22,23,24

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехникиМнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным.


8. «Жалобная книга-природы» слайды 25,26

Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - тех, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. «Жалобная книга природы» рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней.


9. Эко-театр, эко-праздники слайд 27

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок.

10. Проект «Эко-сумка», слайды 28,29

Эко-сумки помогают защитить окружающую среду от огромного количества опасного мусора и спасают жизнь чайкам, черепашкам, рыбкам и другим жителям водного мира. Уже очень уважительная причина, чтобы изготовить такую, верно? Вы сами можете создать свою идеальную сумку, которая сделает поход по магазинам  еще проще и приятнее! 

В детском саду они часто используются для хранения сменных вещей. Если пакет рвется, он легко заменяется другим. Целью нашего проекта стало изучение данной темы, постановка задач и пути реализации. Для реализации проекта среди родителей был проведен опрос: «Ваше отношение к пластиковым пакетам? По итогам опроса стало понятно, что родители не равнодушно относятся к данной теме и возникшей проблеме с пакетами. Было принято решение постепенной замены пакетов на эко-сумки.

После того, как часть детей, участники проекта, принесли в детский сад свою эко-сумку, заменив пакет, в шкафу стало аккуратнее.

11. Акция «Сдай батарейку-сбереги природу» слайд 30

Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акции «Эко-сумка для семьи», «Сдай батарейку-сбереги природу». В группе находится эко- поделка – контейнер для сбора использованных батареек. Не остались в стороне родители сделали вот такие поделки в форме дракончика, для хранения использованных батареек.

12. Участие в фестивалях экологической направленности Слайд 31

А также дети активно участвуют в ежегодном фестивале экологической направленности «Нам этот мир завещано сберечь», эко-акциях, Всероссийском «Дне эколят» 25 апреля.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка,