«Инновационные формы работы
по экологическому воспитанию детей
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является освоение детьми экологической культуры.
В соответствии с этим важно уделять особое внимание пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим их миром. Причем это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому мы полагаем, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как к самоценному, уникальному существу, имеющему право на жизнь.
История развития взаимоотношений человека и природы показывает, что у человечества общение с окружающим миром длительное время носило позитивный характер. У людей накапливался положительный опыт взаимодействия с природой. Поэтому генетическая память человечества хранит этот потенциал, который должен быть востребован в настоящее время.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Главное достоинство экологического образования заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В работе с детьми, применяем разнообразные формы организации работы: экскурсии, прогулки, занятия, игры, индивидуальные беседы, праздники, развлечения, акции, выпуск листовок, экологической газеты и др.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания, в своей работе мы применяем нетрадиционные.
Это:
-Игровые технологии,
-Лэпбук по экологии.
-Кейс –бук.
-Кубики Блума.
-Мэджик-бокс.
-Мнемотехника.
-Эко-модели.
-«Жалобная книга природы»,
- Эко-театры, мультимедийные презентации, проекты.
- Эко-сумка.
- Участие в акциях, фестивалях экологической направленности.
природоохранные акции.
1.«Экологические игры» слайды 5-11
Экологическая игра помогает педагогу в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивает познавательные способности у детей; уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.
2. Лэпбук слайды 12,13,14
Лэпбук- это самодельная интерактивная папка, с кармашками, вкладками, подвижными деталями, вкладками. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает детям систематизировать знания, лучше понять и запомнить , а так же повторить пройденный материал. Наш лэпбук называется «Эколята дошколята», где собран материал по теме экологии.
3.Кейс-бук. Слайды 15-16
Методическое дидактическое пособие Кейс-бук представляет собой не большой деловой чемоданчик. Наш чемоданчик называется Экология «Берегите природу». В него входят игровые диски «Дикие животные»- кто во что одет, для закрепления знаний детей о диких животных,о их внешнем виде
Содержание кейс-бука можно пополнять и усложнять.
4. Кубы Блума слайды 17,18
Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.
Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.
5. Мэджик-бокс слайды 19,20
Мэджик - бокс, или как его еще называют волшебная коробочка, - это самодельная коробка или можно сказать подобие кейса, с различным набором материалов на определенную тему.
Мэджик-бокс – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
6. Эко-модели слайд 21
Так же мы изготовили вместе с детьми дидактические пособия: макеты «Весна. Пробуждение природы» и «Дерево «Времена года» для изучения особенностей времен года. Макет «Весна» удобен в использовании, может складываться в форме книжки и его можно поместить в шкафчик. Многофункциональное пособие можно использовать при изучении лексических тем "Весна", "Дикие животные весной", а также придумывать свои истории и составлять сцены.
7. Мнемотехника слайды 22,23,24
Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным.
8. «Жалобная книга-природы» слайды 25,26
Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - тех, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. «Жалобная книга природы» рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней.
9. Эко-театр, эко-праздники слайд 27
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок.
10. Проект «Эко-сумка», слайды 28,29
Эко-сумки помогают защитить окружающую среду от огромного количества опасного мусора и спасают жизнь чайкам, черепашкам, рыбкам и другим жителям водного мира. Уже очень уважительная причина, чтобы изготовить такую, верно? Вы сами можете создать свою идеальную сумку, которая сделает поход по магазинам еще проще и приятнее!
В детском саду они часто используются для хранения сменных вещей. Если пакет рвется, он легко заменяется другим. Целью нашего проекта стало изучение данной темы, постановка задач и пути реализации. Для реализации проекта среди родителей был проведен опрос: «Ваше отношение к пластиковым пакетам? По итогам опроса стало понятно, что родители не равнодушно относятся к данной теме и возникшей проблеме с пакетами. Было принято решение постепенной замены пакетов на эко-сумки.
После того, как часть детей, участники проекта, принесли в детский сад свою эко-сумку, заменив пакет, в шкафу стало аккуратнее.
11. Акция «Сдай батарейку-сбереги природу» слайд 30
Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акции «Эко-сумка для семьи», «Сдай батарейку-сбереги природу». В группе находится эко- поделка – контейнер для сбора использованных батареек. Не остались в стороне родители сделали вот такие поделки в форме дракончика, для хранения использованных батареек.
12. Участие в фестивалях экологической направленности Слайд 31
А также дети активно участвуют в ежегодном фестивале экологической направленности «Нам этот мир завещано сберечь», эко-акциях, Всероссийском «Дне эколят» 25 апреля.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка,