Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Сообщение тему:
«Инновационные технологии на уроках Окружающего мира»
Выполнила: студентка 413 группы
Чипизубова В. Д.
Инновационные технологии на уроках Окружающего мира
Начальная школа – это уровень общего образования, на котором ученикам дают необходимые знания. Так учат их логически мыслить, прививать любовь и уважение ко всему духовному, а также развивают внимание, память и прочее. Нужно отметить, что инновации в образовании должны быть направлены на создание личности и на успех в любой области.
В любой школе каждый учитель использует новые технические и педагогические возможности. Прежде всего, технология обучения обозначает приёмы организации труда учителя, которыми наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения. Освоение и использование новшеств понимаются как инновационная деятельность. Из этих инновационных направлений хочу представить те педагогические технологии, которые используются в начальной школе на уроках окружающего мира.
Цель изучения окружающего мира – это целостная картина мира и осмысление ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Достичь этих целей помогают различные образовательные технологии. Поэтому выделяют такие технологии как:
- здоровьесберегающие;
- информационно – коммуникативные;
- игровые;
- метод проектов;
- технология обучения в сотрудничестве;
Инновационный процесс состоит из:
1) создания,
2) освоения,
3) применения новшеств
Итак, подробно разберем 2 инновационные технологии:
Игровые технологии
Такая форма обучения на уроке дает эффективную организацию взаимодействия учителя и детей. Игра – это творчество. У детей во время игры вырабатывается привычка сосредоточенности, развивается внимание, они начинают самостоятельно мыслить. Самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием. На уроках окружающего мира игра расширяет представление о природе и красоте окружающей среды.
Например: игра «Помоги кусочку хлеба пройти по лабиринту пищеварительной системы» или кроссворд «??» (класс 4)
Вопросы к кроссворду:
1.Чем пережевывается пища?
2. Орган пищеварения, следующий за пищеводом.
3. Что выделяет желудок?
4. Где начинается обработка пищи?
5. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение?
6. Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи.
7. Что выделяет печень?
8. Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком.
Какое слово получилось по вертикали? Здоровье.
Данные игры повышают работоспособность всех учеников, умение сопереживать, проходить на помощь в решении трудных проблем.
Игровые технологии помогают раскрыть творческий потенциал детей. В начальной школе используют приёмы и методы ТРИЗ (Теория Решения Изобразительных Задач), которые помогают решить следующие задачи:
Образовательная: положительное отношение детей к учебному процессу; анализ и решение поставленных задач.
Развивающая: развитие речи, памяти, мышления и воображения
Воспитывающая: воспитывать у детей самостоятельность, уверенность; прививать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Например, использование приёмов ТРИЗ на урока окружающего мира:
«Метод Маленьких Человечков» - представление о внутренней структуре тел живой и не живой природы.
В ходе работы получается таблица. При знакомстве с жидкими и твердыми телами природы используют этот метод. Объясняя строение тел и их свойства, учитель говорит, что «тела, окружающие нас состоят из человечков, они очень маленькие, и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле –человечком очень много, они держаться за руки и стоят очень близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача информации быстрее всего происходить в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети. Они показывают нагревание железа, воды, воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопрос: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость применяет форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
При помощи таких приёмов развивается память, внимание, интерес к предмету.
2. Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Работая в команде, дети расширяют межличностные, отношения. Предмет «Окружающий мир» очень интересный, но сложный. Чтобы не угас интерес к этому предмету, его необходимо сделать творческим. Учитель может использовать на уроках игровые моменты, и процесс обучения становится более интересным. И очень часто на урок окружающего мира используют технологию сотрудничества. Сразу становиться заметно, что материал усвоения возрастает, детям намного легче вместе работать.
Таким образом, современные технологии позволяют учителю спланировать свою работу в развитии личности ребенка и добиться хороших результатов.
Класс: 2
Тема урока: Пожар!
Этап урока: постановка ученой задачи.
Учитель: Миллион лет тому назад люди научились добывать огонь. Но огонь бывает разный. Он может быть как добрым, так и злым. И в этом нам предстоит сегодня убедиться. А также выяснить, что надо делать, чтобы не было пожара и как себя вести, если все – таки пожар произошел.
А выясним мы все это, если будем работать дружно, помогая друг другу.
Каждая группа сейчас получит задание. И через 2 минуты вам надо будет дать ответ.
1 группа расскажет, когда огонь является другом для человека. А для этого необходимо найти к каждому знаку предложение, которое объясняет, что на нём изображено.
2 группа определит, когда огонь становиться человеку врагом и расскажет нам о причине пожара. В этом помогут сигнальные карточки.
3 группы установит, что надо делать, чтобы пожар е случился. Надо правильно вставить слова в предложения.
4 группа расскажет нам, как надо вести себя, если пожар всё – таки произошел.
(Все группы получают письменные задания)
Такая технология на уроках помогает укреплять знания, вызывает положительные эмоции.