СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный образовательный проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа развития МОУ СОШ п. Родниковский, направленная на реализацию казачьего компонента с учетом учебной, внеурочной деятельности и дополни - тельного образования, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции ду - ховно-нравственного воспитания. Реализация программы осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта.

На мой взгляд, именно кадетские казачьи классы способны обеспе - чить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая культурно-историческая и цен - ностно-смысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный образовательный проект»












ИННОВАЦИОННЫЙ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ





«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся»



















2015г.


Паспорт проекта



1.

Название организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Родниковский

1.2.

Адрес организации

442830 Пензенская обл. Колышлейский р-н п. Родниковский ул. Школьная, 1

1.3

Электронный адрес организации

[email protected]


1.4.

Руководитель проекта

Администрация МОУ СОШ п. Родниковский

Инициативная группа учителей

1.5.

Ответственные исполнители проекта

Заместитель директора по воспитательной работе - Матвеева Ирина Валерьевна

Преподаватель ОБЖ - Киселёв Олег Анатольевич

Учитель физической культуры – Шиндин Александр Анатольевич

Учитель истории и обществознания – Вислова Евгения Михайловна

2.

Тема проекта

«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся»

2.1.

Цель проекта

Создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей российского казачества и кадетского движения.

2.2.

Задачи проекта

  1. Формирование системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование.

  2. Разработка системы специальных курсов, направленных на:

2.1.формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и волжского казачества;

2.2.формирование у учащихся представлений об этике и морали на основе кодекса чести кадета;

2.3.сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья учащихся как важнейшей ценностной составляющей личности;

популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта;

2.4.приобщение школьников к достижениям мировой культуры, повышение интереса учащихся к традиционной казачьей культуре.

  1. Разработка и реализация системы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующей патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся;

  2. Разработка системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников на основе использования системы объективных критериев, обобщенных оценочных показателей.

  3. Расширение сети социального партнерства с целью приобретения опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции школьников;

  4. Создание системы научно-методического сопровождения педагогов (освоение современных технологий воспитания и образования для эффективной работы по реализации проекта).

2.3.

Основная идея проекта

Проектная идея раскрывается в миссии школы – создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще на основе лучших традиций российского казачества и кадетского движения.

Проблема заключается в том, что необходимо не просто поднять уровень информированности ребенка, но радикально изменить ценностные ориентиры, при которых каждый мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности.

Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

Проект представляет собой систему элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающей формирование гражданско-патриотической и духовно-нравственной компетентности учащихся.

2.4.

Обоснование его значимости

Образование, культура и социум – это пространство для формирования духовно-нравственных основ гражданина и патриота России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «...наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».

Реализация проекта осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта.

Опыт инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном.

Опыт, предъявленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях, в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования.

Проект является экономически эффективным, так как педагогическая отдача значительно выше затрат на его воспроизведение.

3.

Программа реализации проекта

3.1.

Исходные теоретические положения

Методологической основой проекта является:

  • диалектико-материалистическая концепция о взаимосвязи общества и личности, обществоведческие идеи о субъектной позиции личности и активной роли среды в ее развитии, воспитании и социализации;

  • системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную познавательную и созидательную личность школьника.

Развитие образовательной среды патриотического воспитания обеспечивают инновационные технологии, применяемые в образовательном процессе:

  • поисково-творческая;

  • проектная;

  • проблемно-познавательная;

  • мультимедийная;

  • игровая;

  • здоровьесберегающая.

Вопросы патриотического воспитания и социального становления молодежи неоднократно становились центральными для психолого-педагогической науки.

Актуальный способ интеграции патриотизма в современное образование не исчерпывается воспроизведением социально заданного образа служения Отечеству. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности (то есть личностное развитие и социализация личности).

В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых ориентаций, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом.

3.2.

Этапы проекта и содержание

1 этап - проектировочный (2015-2016 учебный год)

  • Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. Формирование рабочей группы по реализации проекта.

  • Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

  • Разработка программ специальных курсов, реализуемых через учебный план МОУ СОШ п. Родниковский, учебный план внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

  • Составление плана внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся.

  • Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами школы.

  • Уточнение и корректировка основных показателей системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников.

  • Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования для эффективной работы по реализации проекта.

2 этап - практический (2016-2017, 2017- 2018, 2018-2019 учебные годы)

  • Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта.

  • Экспертиза программ специальных курсов, направленных на формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и волжского казачества; на сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья учащихся как важнейшей ценностной составляющей личности; популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта.

  • Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий воспитания и образования.

  • Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами.

  • Реализация программ спецкурсов урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования.

  • Реализация мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся.

  • Организация социальных практик, проектных исследований, оформление выставок и экспозиций военно-патриотической направленности.

  • Организация военно-спортивных игр «Казачий сполох», «Зарница», «Орленок», проведение сборов и слетов.

  • Организация деятельности летнего военно-спортивного лагеря «Патриот».

  • Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения).

  • Организация деятельности творческих групп педагогов по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности.

  • Разработка инструментария системы оценки качества личностных образовательных результатов, критериев эффективности инновационной деятельности.

  1. этап - обобщающий (2019-2020 учебный год)

  • Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами.

  • Обобщение опыта и разработка рекомендаций по совершенствованию системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества.

  • Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение практико-ориентированных семинаров.

  • Организация деятельности школы как центра инновационного развития военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

3.3.

Методы деятельности

Проектирование, моделирование, прогнозирование, классификация, обобщение, методы статистики, рефлексивный анализ.

3.4.

Прогнозируемые результаты (по этапам)

Конечный результат реализации проекта - модель выпускника, которому присущи следующие качества:

  • Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания казачества, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов.

  • Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей.

  • Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.



Кроме того, результатом реализации проекта являются:

  • Система военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

  • Позитивная динамика основных показателей реализации проекта на основании данных мониторинга (количественные и качественные показатели).

  • Совершенствование нормативно-правовой и учебно-методической базы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, в основу которой положен принцип программного управления образовательным процессом.

  • Совершенствование кадрового потенциала: плановое повышение квалификации специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, творческие группы), реализация программ самообразования педагогов, освоение педагогами технологий проектной деятельности, взаимообмен опытом, система поощрения педагогов.

  • Соорганизация внешних и внутренних ресурсов для формирования среды патриотического воспитания и гражданского становления учащихся: расширение количества социальных партнеров школы (заключение договоров, реализация планов совместной деятельности).

  • Создание банка учебно-методических материалов, дидактических пособий: образовательные программы учебных предметов, авторские программы специальных курсов, рабочие программы отделения дополнительного образования, контрольно-измерительные материалы, дидактические пособия, медиатека, цифровые образовательные ресурсы.

  • Распространение опыта инновационной деятельности: предъявление опыта работы на муниципальных семинарах по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся.


3.5.

Средства контроля и диагностики инновационной деятельности

В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов:

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • самооценка учащихся;

  • анализ продуктов творческой деятельности;

  • создание специальных ситуаций;

  • анализ статистических данных;

  • экспертиза материалов;

  • мониторинг качества инновационной деятельности.

3.6.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме

Методические разработки (проекты):

  • «Духовно-нравственное развитие школьников средствами урочной и внеурочной деятельности в кадетских казачьих классах»

  • «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

  • «Казачий кадетский компонент содержания образования как средство развития духовно-культурных основ и патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ п. Родниковский»

3.7.

Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта

Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями)

  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599

  • Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»

  • Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»

  • Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт


3.8.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику, включая предложения (при необходимости)

  • Семинар «Патриотическое воспитание: традиции, опыт, инновации» (обобщение опыта работы, проведение открытых уроков, внеурочных занятий и внеучебных мероприятий)

  • Интерактивная площадка «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами урочной и внеурочной деятельности».

  • Выступления с предъявлением опыта на педагогических конференциях.

  • Публикации учебно-методических материалов по теме инновационного проекта на образовательных порталах и сайте ОУ.

3.9.

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизм его (ее) ресурсного обеспечения (финансово-экономическое обеспечение).

Воспроизводимость опыта реализации данного проекта возможна на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном. Показатели устойчивости результатов заключаются в следующем:

1.Целостность системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

2. Качественный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, способных распространять свой опыт среди педагогов района.

3. Устойчивая востребованность в социуме: расширение границ сетевого взаимодействия для совместного решения задач по воспитанию, развитию и социализации школьников:

  • Пензенский казачий институт МГУТУ им. В.Г. Разумовского

  • МОУ ДОД «Детская школа искусств» р.п. Колышлей

  • Детско-юношеская спортивная школа р.п. Колышлей

  • ДОСААФ р.п. Колышлей

4. Устойчивая востребованность среди родительской общественности: по данным анкетирования 82% родителей учащихся к положительным моментам реализации проекта относят формирование навыков сознательной дисциплины и ответственности, 79% родителей заинтересованы в развитии организаторских способностей и лидерских качеств личности, 86% отмечают необходимость воспитания уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины.

5. Привлечение внебюджетных средств для совершенствования материально-технического и финансово-экономического обеспечения проекта (участие в конкурсах программ, проектов, внебюджетные средства казачьего хутора Колышлейский, спонсорские средства).





Проект согласован с Советом МОУ СОШ п. Родниковский , протокол № 1 от 04.09.2015г.

(название органа государственно-общественного управления)

































Паспорт программы инновационной деятельности МОУ СОШ № 12 г. Волгодонска

в 2012-2015 гг.


Наименование

«Использование инновационных форм и методов

программы

гражданско-патриотической работы


в целях совершенствования


образовательной системы школы»



Адрес организации

347395, г. Волгодонск, ул. Лучезарная, 54


Тел./факс 8 (8639) 26-85-40.


e-mail: [email protected]


школьный сайт: http://mousosh12red.ucoz.ru/



Разработчики

Автор проекта – Симонихина Светлана Анатольевна, директор

программы

МОУ СОШ № 12. Организаторы проекта – заместители


директора по УВР и ВР Быхкало Л.Н., Гончарова Е.В.,


руководитель МО Андреева С.Г.



Участники программы

Педагогический коллектив СОШ №12, обучающиеся школы,


родительская общественность



Исполнители программы

Педагогический коллектив школы

Цель и задачи

Цель: Обеспечение условий для внедрения и использования

программы

инновационных форм и методов гражданско-патриотической


работы в образовательную систему школы.


Задачи:


Осуществить теоретический анализ современных


инновационных технологий в педагогике.


Повысить образовательные, профессиональные,


теоретические и практические знания педагогов по данной


проблеме


Внедрить новые, оригинальные формы и методы гражданско-


патриотического воспитания учащихся, которые могли бы


использоваться на уровне школ.


Использовать проектно-исследовательскую деятельность как


основное направление учебно-воспитательного процесса.


Ориентировать семьи обучающихся на духовно-нравственное


воспитание детей, укрепление авторитета семьи посредством


создания и развития социально-значимой среды,


ориентированной на традиционные ценности отечественной


культуры, с учетом современных условий и потребностей


социального развития общества.


Приобщать обучающихся к социально-культурным


традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в


условиях многонационального государства через работу


школьного этнографического музея


Создать методологическую базу по теме инновационного


проекта в целях методической помощи педагогам


образовательных учреждений города.



Основные направления

1. Интеграция вопросов гражданско-патриотического

деятельности

воспитания в содержание общеобразовательных дисциплин.


2. Обновление содержания дополнительного образования


детей посредством реализации проектно-исследовательской,


внеурочной деятельности, ФГОС.




2


3.

Повышение квалификации педагогических кадров в рамках



инновационного проекта.


4.

Систематизация, обобщение и распространение опыта



работы педагогического коллектива учреждения в



образовательной среде города.


5.

Систематизация традиционных мероприятий школы в



рамках гражданско-патриотического воспитания


6.

Достижение качественного уровня сотрудничества семьи в



воспитании и социализации детей и подростков.




Социальные партнѐры

1.

МОУ ДОД ЦДОД ВК «Радуга».


2.

МОУ ДОД ВК «СЮТ».


3.

МОУ ДОД УДЮТ «Пилигрим».


4.

Городской клуб «Патриот».


5.

ДК «Молодежный».


6.

Общество охраны природы г. Волгодонска.


7.

Городской исторический музей.


8.

Центральная библиотека.


9.

Воинская часть 3504.


10.

Совет ветеранов микрорайона.


11.

Образовательные учреждения города.

Сроки реализации

1 этап – подготовительный (2012-2013 уч. г.)

программы

Проблемный анализ эффективности работы школы, ра зработка


плана мероприятий.


2 этап – основной (2013 – 2014 уч. г.) Работа школы по


реализации направлений инновационной деятельности.


3 этап – обобщающий (2014-2015 уч. г.) Проблемный анализ


результатов реализации проекта, определение перспектив


дальнейшей траектории развития школы.




Ожидаемые конечные

1.

Создать и описать систему учебно-воспитательных

результаты


мероприятий по теме инновационного образовательного



проекта


2.

Активное использование результатов сотрудничества семьи



и школы для качественного воспитательного эффекта в



формировании гражданско-патриотического мировоззрения



личности ребенка.


3.

Публикация методических материалов по итогам



эксперимента.


4.

Разработка материалов психолого-педагогического



сопровождения экспериментально-инновационной



деятельности.


5.

Проведение практических семинаров, педагогических



чтений, публичных слушаний по реализации эксперимента.


6.

Создание рейтинговой шкалы на основе проведенного



мониторинга мероприятий, показывающей качество



формирования у обучающихся гражданско-патриотической



позиции.


7.

Совершенствование навыков научно-исследовательского



труда: работа с источниками, справочной литературой,



умение формулировать проблему, делать выводы.









3

Обоснование актуальности проекта


Национальная доктрина образования в РФ определяет проблемы воспитания патриотов России, сознательных граждан правового, демократического государства в числе приоритетных. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть конкурентоспособным и законопослушным гражданином. На школе лежит ответственность за воспитание адекватного политическим и юридическим переменам правового и политического сознания, в основе которых лежат важнейшие ценности общества: достоинство, свобода, уважение прав человека, гражданское согласие.


Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной культурной специфики, осознание процессов, происходящих в окружающей среде, помогает школьникам, активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нѐм комфортно и уютно, понимать его проблемы, находить пути их решения, таким образом, формируя свое собственное мировоззрение.


Ведущим направлением в учебно-воспитательном процессе нашего образовательного учреждения является военно-патриотическая работа. Школьный этнографический музей с его научно-исследовательской базой, экспозициями позволяют обеспечить наглядность и интерактивность в процессе освоения материала практически на каждом уроке по самым разным дисциплинам учебного плана школы. Музей помогает интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся. Краеведение как значимая часть гражданско-патриотического воспитания является эффективным средством обучения и воспитания. В каждом уголке нашей необъятной Родины, есть свои особенности исторического и краеведческого развития, специ фические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.


У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами :


наша школа находится в специфическом микрорайоне г. Волгодонска, который до недавнего времени являлся сельским населенным пунктом (Красный Яр), где сохранились многие, старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы и т.п.;

совет музея проводит совместную систематическую работу с учащимися школы по


изучению культурно-исторического наследия русского народа, в особенности казачества, его традиций, обычаев и фольклора, что нашло отражение в двух книгах о Красном Яре (руководитель музея Шеремета И.И.).





4

Теоретической основой эксперимента являются идеи гуманистической педагогики и личностно-ориентированной психологии, концептуальные положения, которых изложенны в трудах Л.С. Выготского, И.С. Якиманской и др.


Имеющиеся на современном этапе развития общества проблемы формирования гражданско-патриотического мировоззрения, ослабление в нашей стране ценностей общечеловеческой культ уры повлияли на выбор темы нашей экспериментальной работы, так как любовь к Родине, знание и соблюдение законов своего государства, традиций, обрядов, быта народов своей малой родины неотъемлемы от бережного отношения к окружающему миру, охране и восстановлению памятников природы.


В современном обществе практически утратили свою актуальность такие ценности, как верность культурным и национальным традициям. Утрата культурных традиций влечѐт за собой разрушение нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства. Поэтому возрождение народных традиций, приобщение к ним с самого раннего возраста – первоочередная задача для образовательного пространства школы.


Без знания исторических корней, уважения и сохранение семейных ценностей, обычаев своего народа невозможно стать настоящим гражданином, патриотом своей Родины.


Экспозиции музея, музыкальный и обрядовый фольклор малой родины требует сегодня более основательного теоретического изучения. Реализация проекта позволит на более высоком уровне организовать творческую, досуговую и исследовательскую деятельность по возрождению и развитию национальных традиций. Привлечение обучающихся к изучению истории и природы родного края через дела, не навязанные взрослыми, а интересные, в первую очередь, им самим, даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотичекой культуры более эффективным и практически значимым.


В связи с этим перед педагогическим коллективом учреждения обозначилась проблема экспериментального обоснования по данной теме.


Программа эксперимента


Гипотеза:


Можно предполагать, что реализация программы инновационной работы будет способствовать возрождению духовности, процессу формирования патриотического сознания учащихся как одного из факторов единения нации, что в свою очередь приведѐт к формированию активной жизненной позиции гражданина России, социально-экономической и политической стабильности, укреплению национальной безопасности страны. Реализация задач инновационной площадки обеспечит условия для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания в городе Волгодонске.


Объект исследования образовательная среда школы Предмет исследования организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Цели эксперимента:


Обеспечение условий для внедрения и использования инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в образовательную систему школы.

Задачи:


Осуществить теоретический анализ современных иннов ационных технологий в педагогике.


Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по данной проблеме




5

Внедрить новые, оригинальные формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся, которые могли бы использоваться на уровне школ.


Использовать проектно-исследовательскую деятельность как основное направление учебно-воспитательного процесса.

Ориентировать семьи обучающихся на духовно-нравственное воспитание детей,


укрепление авторитета семьи посредством создания и развития социально-значимой среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, с учетом современных условий и потребностей социального развития общества.

Приобщать обучающихся к социально-культурным традициям своего народа,


общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства через работу школьного этнографического музея.


Создать методологическую базу по теме инновационного проекта в целях методической помощи педагогам образовательных учреждений города.


Методы:


Эмпирический - изучение литературы по теме эксперимента, педагогическое наблюдение, социологические опросы, тестирование, рейтинговая оценка, а также изучение и обобщение передового опыта.


Диагностический – подразумевает анкетирование и мониторинг готовности учащихся к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, применение методик анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию в школе.


Психолого-педагогический – подразумевает формирование активной гражданской активности учащихся, выработку новых подходов к формированию патриотического


сознания обучающихся.

Информационно-технологический – создание странички на сайте школы для


информационного сопровождения реализации программы патриотического воспитания учащихся в сети Интернет.


Условия, необходимые для проведения исследования:


Правовые:


Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 г. Волгодонска.


Лицензия Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 0002048 серия К, выданная 09.09.2008 г.


Приказ Управления образования г. Волгодонска «Об организации инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях города» № 464 от 25.06.2012 г.


Кадровые:


Автор проекта – Симонихина Светлана Анатольевна, директора МОУ СОШ № 12. Организаторы проекта: заместители директора по УВР и ВР Быхкало Л.Н., Гончарова Е.В., руководитель МО Андреева С.Г.

Мотивационные:


Получение практических знаний по вопросам формирования активной гражданской позиции, социально-правовых компетенций личности школьников.

Создание методологической базы для учащихся и педагогов позволит


систематизировать имеющиеся наработки в области формирования гражданско-патриотического сознания школьников.








6

Сроки реализации эксперимента:


сентябрь 2012г. – сентябрь 2015г.


Этапы эксперимента


1 этап – подготовительный (2012-2013 уч. г.)


Проблемный анализ эффективности работы школы, разработка плана мероприятий.


Прогнозируемые результаты:


Работа методической службы школы по теме проекта, с целью анализа гражданско-патриотического направления образовательной работы учреждения, разработки плана мероприятий.

2 этап – основной (2013 – 2014 уч. г.)


Работа школы по реализации направлений инновационной деятельности.


Прогнозируемые результаты:


Качественное сотрудничество семьи и школы в формировании гражданско-патриотического мировоззрения личности ребенка.


Публикация методических материалов по итогам эксперимента.


Разработка материалов психолого-педагогического сопровождения экспериментально-инновационной деятельности.


Проведение практических семинаров, педагогических чтений, публичных слушаний по реализации эксперимента.


Создание и описание системы учебно-воспитательных мероприятий по теме инновационного образовательного проекта.


3 этап – обобщающий (2014-2015 уч. г.)


Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшей траектории развития школы.


Прогнозируемые результаты:


Проведение обобщающего семинара, публичных слушаний по реализации эксперимента.


Создание рейтинговой шкалы, на основе проведенного мониторинга мероприятий, показывающей качество формирования у обучающихся гражданско-патриотической позиции.


Совершенствование навыков научно-исследовательского труда: работа с источниками, справочной литературой, умение формулировать проблему, делать выводы.


Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента


Мониторинг процесса инновационной работы, проводимый совместно с социально-психологической службой школы в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ учащихся.

Показателями эффективности деятельности будет являться:

Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.



7

Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от

насилия.

Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

учащихся.


Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.


Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию молодѐжи.


Распространенность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений города.

Наличие победителей, призѐров и участников по теме инновационного проекта.


Спектр способов и форм контроля и обеспечения достоверности результатов:


Грамоты, дипломы Творческие работы Анкеты, тестирование


Протоколы диагностики, соревнований Фото и видеоматериалы Отзывы (детей и родителей)


Статьи в СМИ, Размещение на сайте учреждения


Аналитические справки, методические разработки Портфолио и т.д.


Предварительные расчеты по обеспечению и финансированию эксперимента


Кадровое обеспечение:

педагогический коллектив МОУ СОШ № 12.

Материально-техническое обеспечение:


школьный этнографический музей; музеи города Волгодонска; школьный стадион, спортзал;


информационные ресурсы (компьютерный класс, средства ИКТ, подключение к сети Интернет);

библиотека с достаточным фондом учебной и методической литературы с медиатекой

Экономическое обеспечение:


экономические затраты по организации экскурсионно-познавательной деятельности несут родители обучающихся;

привлечение благотворительных взносов от общественности.


Комплекс мер по нейтрализации негативных результатов и обеспечению защиты прав ребенка


  1. Ознакомительно-информационная работа с родителями на родительских собраниях.

  2. Психолого-психологическая поддержка и сопровождение инновационной работы.

  3. Разъяснительная работа Уполномоченного по правам ребенка.



8


© 2017 804 9