ИННОВАЦИОННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся»
2015г.
Паспорт проекта
1. | Название организации | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Родниковский |
1.2. | Адрес организации | 442830 Пензенская обл. Колышлейский р-н п. Родниковский ул. Школьная, 1 |
1.3 | Электронный адрес организации | [email protected] |
1.4. | Руководитель проекта | Администрация МОУ СОШ п. Родниковский Инициативная группа учителей |
1.5. | Ответственные исполнители проекта | Заместитель директора по воспитательной работе - Матвеева Ирина Валерьевна Преподаватель ОБЖ - Киселёв Олег Анатольевич Учитель физической культуры – Шиндин Александр Анатольевич Учитель истории и обществознания – Вислова Евгения Михайловна |
2. | Тема проекта | «Духовно-нравственные ценности и культурно-исторические традиции российского казачества и кадетского движения как средство воспитания, развития и социализации учащихся» |
2.1. | Цель проекта | Создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей российского казачества и кадетского движения. |
2.2. | Задачи проекта | Формирование системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Разработка системы специальных курсов, направленных на: 2.1.формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и волжского казачества; 2.2.формирование у учащихся представлений об этике и морали на основе кодекса чести кадета; 2.3.сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья учащихся как важнейшей ценностной составляющей личности; популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта; 2.4.приобщение школьников к достижениям мировой культуры, повышение интереса учащихся к традиционной казачьей культуре. Разработка и реализация системы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующей патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся; Разработка системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников на основе использования системы объективных критериев, обобщенных оценочных показателей. Расширение сети социального партнерства с целью приобретения опыта социально-значимой деятельности, формирования активной гражданской позиции школьников; Создание системы научно-методического сопровождения педагогов (освоение современных технологий воспитания и образования для эффективной работы по реализации проекта). |
2.3. | Основная идея проекта | Проектная идея раскрывается в миссии школы – создание и развитие единого образовательного пространства, способствующего возрождению патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности и обеспечивающего становление личности, готовой к государственной службе на военном и гражданском поприще на основе лучших традиций российского казачества и кадетского движения. Проблема заключается в том, что необходимо не просто поднять уровень информированности ребенка, но радикально изменить ценностные ориентиры, при которых каждый мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего. Проект представляет собой систему элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающей формирование гражданско-патриотической и духовно-нравственной компетентности учащихся. |
2.4. | Обоснование его значимости | Образование, культура и социум – это пространство для формирования духовно-нравственных основ гражданина и патриота России. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается: «...наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». Реализация проекта осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта. Опыт инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном. Опыт, предъявленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях, в военно-спортивных клубах и секциях, а также в отделениях дополнительного образования. Проект является экономически эффективным, так как педагогическая отдача значительно выше затрат на его воспроизведение. |
3. | Программа реализации проекта |
3.1. | Исходные теоретические положения | Методологической основой проекта является: диалектико-материалистическая концепция о взаимосвязи общества и личности, обществоведческие идеи о субъектной позиции личности и активной роли среды в ее развитии, воспитании и социализации; системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную познавательную и созидательную личность школьника. Развитие образовательной среды патриотического воспитания обеспечивают инновационные технологии, применяемые в образовательном процессе: Вопросы патриотического воспитания и социального становления молодежи неоднократно становились центральными для психолого-педагогической науки. Актуальный способ интеграции патриотизма в современное образование не исчерпывается воспроизведением социально заданного образа служения Отечеству. В его основе лежат собственные переживания, творческое переосмысливание, проблематизация образа Отечества и служения в качестве проекции их собственной будущности (то есть личностное развитие и социализация личности). В процессе переживания собственной сопричастности к Отечеству происходит изменение ценностно-смысловых ориентаций, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее ядро, задают направленность жизнедеятельности в целом. |
3.2. | Этапы проекта и содержание | 1 этап - проектировочный (2015-2016 учебный год) |
Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. Формирование рабочей группы по реализации проекта. Составление нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. Разработка программ специальных курсов, реализуемых через учебный план МОУ СОШ п. Родниковский, учебный план внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Составление плана внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся. Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами школы. Уточнение и корректировка основных показателей системы оценки качества воспитания, развития и социализации школьников. Составление перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования для эффективной работы по реализации проекта. |
2 этап - практический (2016-2017, 2017- 2018, 2018-2019 учебные годы) |
Совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы по реализации проекта. Экспертиза программ специальных курсов, направленных на формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и волжского казачества; на сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья учащихся как важнейшей ценностной составляющей личности; популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта. Информационно-консультативное и научно-методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий воспитания и образования. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами. Реализация программ спецкурсов урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся. Организация социальных практик, проектных исследований, оформление выставок и экспозиций военно-патриотической направленности. Организация военно-спортивных игр «Казачий сполох», «Зарница», «Орленок», проведение сборов и слетов. Организация деятельности летнего военно-спортивного лагеря «Патриот». Реализация перспективного плана профессионального роста педагогов, направленного на освоение современных технологий воспитания и образования (в том числе через дистанционные формы обучения). Организация деятельности творческих групп педагогов по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности. Разработка инструментария системы оценки качества личностных образовательных результатов, критериев эффективности инновационной деятельности. |
этап - обобщающий (2019-2020 учебный год) |
Мониторинг эффективности реализации основных направлений инновационного проекта. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами. Обобщение опыта и разработка рекомендаций по совершенствованию системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества. Предъявление результатов инновационной деятельности через проведение практико-ориентированных семинаров. Организация деятельности школы как центра инновационного развития военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания. |
3.3. | Методы деятельности | Проектирование, моделирование, прогнозирование, классификация, обобщение, методы статистики, рефлексивный анализ. |
3.4. | Прогнозируемые результаты (по этапам) | Конечный результат реализации проекта - модель выпускника, которому присущи следующие качества: Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания казачества, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов. Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей. Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Кроме того, результатом реализации проекта являются: Система военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Позитивная динамика основных показателей реализации проекта на основании данных мониторинга (количественные и качественные показатели). Совершенствование нормативно-правовой и учебно-методической базы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, в основу которой положен принцип программного управления образовательным процессом. Совершенствование кадрового потенциала: плановое повышение квалификации специалистов в области патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся (курсы повышения квалификации, семинары, конференции, творческие группы), реализация программ самообразования педагогов, освоение педагогами технологий проектной деятельности, взаимообмен опытом, система поощрения педагогов. Соорганизация внешних и внутренних ресурсов для формирования среды патриотического воспитания и гражданского становления учащихся: расширение количества социальных партнеров школы (заключение договоров, реализация планов совместной деятельности). Создание банка учебно-методических материалов, дидактических пособий: образовательные программы учебных предметов, авторские программы специальных курсов, рабочие программы отделения дополнительного образования, контрольно-измерительные материалы, дидактические пособия, медиатека, цифровые образовательные ресурсы. Распространение опыта инновационной деятельности: предъявление опыта работы на муниципальных семинарах по вопросам патриотического воспитания и гражданского становления учащихся. |
3.5. | Средства контроля и диагностики инновационной деятельности | В качестве изучения результативности работы используются следующие методы диагностики результатов: тестирование; наблюдение; анкетирование; самооценка учащихся; анализ продуктов творческой деятельности; создание специальных ситуаций; анализ статистических данных; экспертиза материалов; мониторинг качества инновационной деятельности. |
3.6. | Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме | Методические разработки (проекты): «Духовно-нравственное развитие школьников средствами урочной и внеурочной деятельности в кадетских казачьих классах» «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта» «Казачий кадетский компонент содержания образования как средство развития духовно-культурных основ и патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ п. Родниковский» |
3.7. | Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта | Необходимость разработки инновационного проекта обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современной образовательной организации: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями) Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599 Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09) Федеральный государственный образовательный стандарт |
3.8. | Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику, включая предложения (при необходимости) | Семинар «Патриотическое воспитание: традиции, опыт, инновации» (обобщение опыта работы, проведение открытых уроков, внеурочных занятий и внеучебных мероприятий) Интерактивная площадка «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами урочной и внеурочной деятельности». Выступления с предъявлением опыта на педагогических конференциях. Публикации учебно-методических материалов по теме инновационного проекта на образовательных порталах и сайте ОУ. |
3.9. | Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизм его (ее) ресурсного обеспечения (финансово-экономическое обеспечение). | Воспроизводимость опыта реализации данного проекта возможна на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном. Показатели устойчивости результатов заключаются в следующем: 1.Целостность системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций волжского казачества, реализуемая через интеграцию учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. 2. Качественный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, способных распространять свой опыт среди педагогов района. 3. Устойчивая востребованность в социуме: расширение границ сетевого взаимодействия для совместного решения задач по воспитанию, развитию и социализации школьников: Пензенский казачий институт МГУТУ им. В.Г. Разумовского МОУ ДОД «Детская школа искусств» р.п. Колышлей Детско-юношеская спортивная школа р.п. Колышлей ДОСААФ р.п. Колышлей 4. Устойчивая востребованность среди родительской общественности: по данным анкетирования 82% родителей учащихся к положительным моментам реализации проекта относят формирование навыков сознательной дисциплины и ответственности, 79% родителей заинтересованы в развитии организаторских способностей и лидерских качеств личности, 86% отмечают необходимость воспитания уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины. 5. Привлечение внебюджетных средств для совершенствования материально-технического и финансово-экономического обеспечения проекта (участие в конкурсах программ, проектов, внебюджетные средства казачьего хутора Колышлейский, спонсорские средства). |
Проект согласован с Советом МОУ СОШ п. Родниковский , протокол № 1 от 04.09.2015г.
(название органа государственно-общественного управления)
Паспорт программы инновационной деятельности МОУ СОШ № 12 г. Волгодонска
в 2012-2015 гг.
Наименование | «Использование инновационных форм и методов |
программы | гражданско-патриотической работы |
| в целях совершенствования |
| образовательной системы школы» |
| |
Адрес организации | 347395, г. Волгодонск, ул. Лучезарная, 54 |
| Тел./факс 8 (8639) 26-85-40. |
| e-mail: [email protected] |
| школьный сайт: http://mousosh12red.ucoz.ru/ |
| |
Разработчики | Автор проекта – Симонихина Светлана Анатольевна, директор |
программы | МОУ СОШ № 12. Организаторы проекта – заместители |
| директора по УВР и ВР Быхкало Л.Н., Гончарова Е.В., |
| руководитель МО Андреева С.Г. |
| |
Участники программы | Педагогический коллектив СОШ №12, обучающиеся школы, |
| родительская общественность |
| |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школы |
Цель и задачи | Цель: Обеспечение условий для внедрения и использования |
программы | инновационных форм и методов гражданско-патриотической |
| работы в образовательную систему школы. |
| Задачи: |
| Осуществить теоретический анализ современных |
| инновационных технологий в педагогике. |
| Повысить образовательные, профессиональные, |
| теоретические и практические знания педагогов по данной |
| проблеме |
| Внедрить новые, оригинальные формы и методы гражданско- |
| патриотического воспитания учащихся, которые могли бы |
| использоваться на уровне школ. |
| Использовать проектно-исследовательскую деятельность как |
| основное направление учебно-воспитательного процесса. |
| Ориентировать семьи обучающихся на духовно-нравственное |
| воспитание детей, укрепление авторитета семьи посредством |
| создания и развития социально-значимой среды, |
| ориентированной на традиционные ценности отечественной |
| культуры, с учетом современных условий и потребностей |
| социального развития общества. |
| Приобщать обучающихся к социально-культурным |
| традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в |
| условиях многонационального государства через работу |
| школьного этнографического музея |
| Создать методологическую базу по теме инновационного |
| проекта в целях методической помощи педагогам |
| образовательных учреждений города. |
| |
Основные направления | 1. Интеграция вопросов гражданско-патриотического |
деятельности | воспитания в содержание общеобразовательных дисциплин. |
| 2. Обновление содержания дополнительного образования |
| детей посредством реализации проектно-исследовательской, |
| внеурочной деятельности, ФГОС. |
| |







2
| 3. | Повышение квалификации педагогических кадров в рамках |
| | инновационного проекта. |
| 4. | Систематизация, обобщение и распространение опыта |
| | работы педагогического коллектива учреждения в |
| | образовательной среде города. |
| 5. | Систематизация традиционных мероприятий школы в |
| | рамках гражданско-патриотического воспитания |
| 6. | Достижение качественного уровня сотрудничества семьи в |
| | воспитании и социализации детей и подростков. |
| | |
Социальные партнѐры | 1. | МОУ ДОД ЦДОД ВК «Радуга». |
| 2. | МОУ ДОД ВК «СЮТ». |
| 3. | МОУ ДОД УДЮТ «Пилигрим». |
| 4. | Городской клуб «Патриот». |
| 5. | ДК «Молодежный». |
| 6. | Общество охраны природы г. Волгодонска. |
| 7. | Городской исторический музей. |
| 8. | Центральная библиотека. |
| 9. | Воинская часть 3504. |
| 10. | Совет ветеранов микрорайона. |
| 11. | Образовательные учреждения города. |
Сроки реализации | 1 этап – подготовительный (2012-2013 уч. г.) |
программы | Проблемный анализ эффективности работы школы, ра зработка |
| плана мероприятий. |
| 2 этап – основной (2013 – 2014 уч. г.) Работа школы по |
| реализации направлений инновационной деятельности. |
| 3 этап – обобщающий (2014-2015 уч. г.) Проблемный анализ |
| результатов реализации проекта, определение перспектив |
| дальнейшей траектории развития школы. |
| | |
Ожидаемые конечные | 1. | Создать и описать систему учебно-воспитательных |
результаты | | мероприятий по теме инновационного образовательного |
| | проекта |
| 2. | Активное использование результатов сотрудничества семьи |
| | и школы для качественного воспитательного эффекта в |
| | формировании гражданско-патриотического мировоззрения |
| | личности ребенка. |
| 3. | Публикация методических материалов по итогам |
| | эксперимента. |
| 4. | Разработка материалов психолого-педагогического |
| | сопровождения экспериментально-инновационной |
| | деятельности. |
| 5. | Проведение практических семинаров, педагогических |
| | чтений, публичных слушаний по реализации эксперимента. |
| 6. | Создание рейтинговой шкалы на основе проведенного |
| | мониторинга мероприятий, показывающей качество |
| | формирования у обучающихся гражданско-патриотической |
| | позиции. |
| 7. | Совершенствование навыков научно-исследовательского |
| | труда: работа с источниками, справочной литературой, |
| | умение формулировать проблему, делать выводы. |
| | |
3
Обоснование актуальности проекта
Национальная доктрина образования в РФ определяет проблемы воспитания патриотов России, сознательных граждан правового, демократического государства в числе приоритетных. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть конкурентоспособным и законопослушным гражданином. На школе лежит ответственность за воспитание адекватного политическим и юридическим переменам правового и политического сознания, в основе которых лежат важнейшие ценности общества: достоинство, свобода, уважение прав человека, гражданское согласие.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной культурной специфики, осознание процессов, происходящих в окружающей среде, помогает школьникам, активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нѐм комфортно и уютно, понимать его проблемы, находить пути их решения, таким образом, формируя свое собственное мировоззрение.
Ведущим направлением в учебно-воспитательном процессе нашего образовательного учреждения является военно-патриотическая работа. Школьный этнографический музей с его научно-исследовательской базой, экспозициями позволяют обеспечить наглядность и интерактивность в процессе освоения материала практически на каждом уроке по самым разным дисциплинам учебного плана школы. Музей помогает интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся. Краеведение как значимая часть гражданско-патриотического воспитания является эффективным средством обучения и воспитания. В каждом уголке нашей необъятной Родины, есть свои особенности исторического и краеведческого развития, специ фические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
У нас имеются большие возможности проведения проектно-исследовательской работы, что определяется следующими факторами :
наша школа находится в специфическом микрорайоне г. Волгодонска, который до недавнего времени являлся сельским населенным пунктом (Красный Яр), где сохранились многие, старинные народные обряды, ритуалы, праздники, песни, утварь, диалектная речь, сохранились некоторые ремесла и промыслы и т.п.;
совет музея проводит совместную систематическую работу с учащимися школы по
изучению культурно-исторического наследия русского народа, в особенности казачества, его традиций, обычаев и фольклора, что нашло отражение в двух книгах о Красном Яре (руководитель музея Шеремета И.И.).
4
Теоретической основой эксперимента являются идеи гуманистической педагогики и личностно-ориентированной психологии, концептуальные положения, которых изложенны в трудах Л.С. Выготского, И.С. Якиманской и др.
Имеющиеся на современном этапе развития общества проблемы формирования гражданско-патриотического мировоззрения, ослабление в нашей стране ценностей общечеловеческой культ уры повлияли на выбор темы нашей экспериментальной работы, так как любовь к Родине, знание и соблюдение законов своего государства, традиций, обрядов, быта народов своей малой родины неотъемлемы от бережного отношения к окружающему миру, охране и восстановлению памятников природы.
В современном обществе практически утратили свою актуальность такие ценности, как верность культурным и национальным традициям. Утрата культурных традиций влечѐт за собой разрушение нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства. Поэтому возрождение народных традиций, приобщение к ним с самого раннего возраста – первоочередная задача для образовательного пространства школы.
Без знания исторических корней, уважения и сохранение семейных ценностей, обычаев своего народа невозможно стать настоящим гражданином, патриотом своей Родины.
Экспозиции музея, музыкальный и обрядовый фольклор малой родины требует сегодня более основательного теоретического изучения. Реализация проекта позволит на более высоком уровне организовать творческую, досуговую и исследовательскую деятельность по возрождению и развитию национальных традиций. Привлечение обучающихся к изучению истории и природы родного края через дела, не навязанные взрослыми, а интересные, в первую очередь, им самим, даст возможность сделать процесс воспитания гражданско-патриотичекой культуры более эффективным и практически значимым.
В связи с этим перед педагогическим коллективом учреждения обозначилась проблема экспериментального обоснования по данной теме.
Программа эксперимента
Гипотеза:
Можно предполагать, что реализация программы инновационной работы будет способствовать возрождению духовности, процессу формирования патриотического сознания учащихся как одного из факторов единения нации, что в свою очередь приведѐт к формированию активной жизненной позиции гражданина России, социально-экономической и политической стабильности, укреплению национальной безопасности страны. Реализация задач инновационной площадки обеспечит условия для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания в городе Волгодонске.
Объект исследования – образовательная среда школы Предмет исследования – организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Цели эксперимента:
Обеспечение условий для внедрения и использования инновационных форм и методов гражданско-патриотической работы в образовательную систему школы.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ современных иннов ационных технологий в педагогике.
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по данной проблеме
5
Внедрить новые, оригинальные формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся, которые могли бы использоваться на уровне школ.
Использовать проектно-исследовательскую деятельность как основное направление учебно-воспитательного процесса.
Ориентировать семьи обучающихся на духовно-нравственное воспитание детей,
укрепление авторитета семьи посредством создания и развития социально-значимой среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, с учетом современных условий и потребностей социального развития общества.
Приобщать обучающихся к социально-культурным традициям своего народа,
общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства через работу школьного этнографического музея.
Создать методологическую базу по теме инновационного проекта в целях методической помощи педагогам образовательных учреждений города.
Методы:
Эмпирический - изучение литературы по теме эксперимента, педагогическое наблюдение, социологические опросы, тестирование, рейтинговая оценка, а также изучение и обобщение передового опыта.
Диагностический – подразумевает анкетирование и мониторинг готовности учащихся к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, применение методик анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию в школе.
Психолого-педагогический – подразумевает формирование активной гражданской активности учащихся, выработку новых подходов к формированию патриотического
сознания обучающихся.
Информационно-технологический – создание странички на сайте школы для
информационного сопровождения реализации программы патриотического воспитания учащихся в сети Интернет.
Условия, необходимые для проведения исследования:
Правовые:
Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 г. Волгодонска.
Лицензия Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 0002048 серия К, выданная 09.09.2008 г.
Приказ Управления образования г. Волгодонска «Об организации инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях города» № 464 от 25.06.2012 г.
Кадровые:
Автор проекта – Симонихина Светлана Анатольевна, директора МОУ СОШ № 12. Организаторы проекта: заместители директора по УВР и ВР Быхкало Л.Н., Гончарова Е.В., руководитель МО Андреева С.Г.
Мотивационные:
Получение практических знаний по вопросам формирования активной гражданской позиции, социально-правовых компетенций личности школьников.
Создание методологической базы для учащихся и педагогов позволит
систематизировать имеющиеся наработки в области формирования гражданско-патриотического сознания школьников.
6
Сроки реализации эксперимента:
сентябрь 2012г. – сентябрь 2015г.
Этапы эксперимента
1 этап – подготовительный (2012-2013 уч. г.)
Проблемный анализ эффективности работы школы, разработка плана мероприятий.
Прогнозируемые результаты:
Работа методической службы школы по теме проекта, с целью анализа гражданско-патриотического направления образовательной работы учреждения, разработки плана мероприятий.
2 этап – основной (2013 – 2014 уч. г.)
Работа школы по реализации направлений инновационной деятельности.
Прогнозируемые результаты:
Качественное сотрудничество семьи и школы в формировании гражданско-патриотического мировоззрения личности ребенка.

Публикация методических материалов по итогам эксперимента.
Разработка материалов психолого-педагогического сопровождения экспериментально-инновационной деятельности.
Проведение практических семинаров, педагогических чтений, публичных слушаний по реализации эксперимента.
Создание и описание системы учебно-воспитательных мероприятий по теме инновационного образовательного проекта.
3 этап – обобщающий (2014-2015 уч. г.)
Проблемный анализ результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшей траектории развития школы.
Прогнозируемые результаты:
Проведение обобщающего семинара, публичных слушаний по реализации эксперимента.
Создание рейтинговой шкалы, на основе проведенного мониторинга мероприятий, показывающей качество формирования у обучающихся гражданско-патриотической позиции.
Совершенствование навыков научно-исследовательского труда: работа с источниками, справочной литературой, умение формулировать проблему, делать выводы.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента
Мониторинг процесса инновационной работы, проводимый совместно с социально-психологической службой школы в виде наблюдения, интервьюирования, тестирования, анкетирования, собеседования, анализа творческих, исследовательских работ учащихся.
Показателями эффективности деятельности будет являться:
Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.
7
Обогащение содержания школьного образования такими ценностями, как права и свободы человека, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, отказ от
насилия.
Разносторонность деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
учащихся.
Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Доступность и содержательность информации по гражданско-патриотическому воспитанию молодѐжи.
Распространенность опыта по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения среди других учебных заведений города.
Наличие победителей, призѐров и участников по теме инновационного проекта.
Спектр способов и форм контроля и обеспечения достоверности результатов:

Грамоты, дипломы Творческие работы Анкеты, тестирование
Протоколы диагностики, соревнований Фото и видеоматериалы Отзывы (детей и родителей)

Статьи в СМИ, Размещение на сайте учреждения
Аналитические справки, методические разработки
Портфолио и т.д.
Предварительные расчеты по обеспечению и финансированию эксперимента
Кадровое обеспечение:
педагогический коллектив МОУ СОШ № 12.
Материально-техническое обеспечение:

школьный этнографический музей; музеи города Волгодонска; школьный стадион, спортзал;

информационные ресурсы (компьютерный класс, средства ИКТ, подключение к сети Интернет);
библиотека с достаточным фондом учебной и методической литературы с медиатекой
Экономическое обеспечение:
экономические затраты по организации экскурсионно-познавательной деятельности несут родители обучающихся;
привлечение благотворительных взносов от общественности.
Комплекс мер по нейтрализации негативных результатов и обеспечению защиты прав ребенка
Ознакомительно-информационная работа с родителями на родительских собраниях.
Психолого-психологическая поддержка и сопровождение инновационной работы.
Разъяснительная работа Уполномоченного по правам ребенка.
8