СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю статью VI Межрегиональной НПК "СПО: проблемы, исследования, инновации".

В условиях образовательных реформ особое значение в образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на внедрение различных педагогических нововведений. 

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. ...

Просмотр содержимого документа
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Неверова Ирина Юрьевна

Методист

ГАОУ СПО СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ


На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов.

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного к эффективной профессиональной работе.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции по получаемой им специальности.

Современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, направлены на конечный результат образовательного процесса - подготовку высококвалифицированных специалистов:

  • имеющих фундаментальные и прикладные знания;

  • способных успешно осваивать новые, профессиональные и управленческие области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия;

  • обладающих высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Реализации приоритетных требований к получению высококвалифицированного специалиста способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного педагогического опыта показывает, что большинство нововведений посвящены как разработке новых педтехнологий, так и применению старых, но с новым к ним подходом.

В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология»:

1. Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3. Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

Образовательная технология – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса. Характерные черты:

  • диагностическая формулировка целей;

  • ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

  • оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов;

  • воспроизводимость учебно-воспитательного процесса.

Преимущества применения современных образовательных технологий меняют функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (замена информирующе - контролирующих функций), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Поэтому сегодня результат применения современных образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов, так как образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

В условиях образовательных реформ особое значение в образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на внедрение различных педагогических нововведений. К инновационным технологиям обучения можно отнести интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.

В связи с этим, у преподавателей нашего колледжа особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

С целью повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности преподаватели нашего колледжа применяют в работе следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов и исследований, кейс-метод, социо-игровые методы и деловые игры, методы развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, дистанционное обучение и другое.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает ему войти в роль и раскрыть поисковые возможности будущего специалиста.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами – и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения проблемной ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий.

Я, как преподаватель, веду дисциплины «Информатика» и «Информационные технологии». Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес студентов, подвести их к пониманию того, что дисциплина «Информатика и ИКТ» практически используется во всех специальных дисциплинах любой профессии и в любых жизненных вопросах, вот задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке. Конечно, особую роль играют наличие программно-методического обеспечения преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ»: текстовые, графические, электронные таблицы, мультимедийные и электронные учебники, компьютерные программы, видеофильмы, тестовые оболочки. Реализация учебной программы преподаваемых дисциплин позволяют мне формировать и обеспечивать возможность самостоятельной учебной и предметной деятельности на всех специальностях со средствами новых компьютерных технологий для реализации образовательных программ ФГОС СПО.

Компьютерные технологи – обеспечивают современную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют осуществлять оперативный обмен учебной информацией. Они могут использоваться на всех этапах процесса обучения многих дисциплин: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний и умений, а так же в исследовательской, научной и проектной деятельности студентов.

С помощью компьютерных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные задания, тренинговые упражнения, компьютерное тестирование, использование учебных пособий и электронных учебников как в электронной библиотеке колледжа, так и на личном сайте преподавателя (http://multiurok.ru/neverova/).

Применение современных компьютерных технологий позволяют разнообразить учебный процесс, делая его более творческим и привлекательным. Мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании – разрабатывают презентации, проекты, исследовательские работы, это активизирует самостоятельную и познавательную деятельность студентов, повышает уровень мотивации студентов к учебной деятельности, что в свою очередь ведет к повышению качества знаний.

Кроме этого в своей работе я использую такие педтехнологии как формирование навыков рефлексии (анализа и самоонализа деятельности студентов) различными новыми разработанными методами, технологии развития критического мышления методами интеллект-карт, синквейнов, игровые и конкурсные методики, исследовательские проекты и др.

В заключении хочу отметить, что применяемые мною на занятиях современные образовательные педтехнологии и методики позволили лучше мотивировать и актуализировать познавательную деятельность студентов и повысить качественную успеваемость по преподаваемым мною дисциплинам.


Литература:

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. -М.: Гардарики, 2005.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html






Технология интерактивного обучения



Лекции и практикум по психологии - Методическое объединение

Тема 3. Технология интерактивного обучения

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. 
Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.


В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. 
Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. 
Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. 
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образомучитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной 
технологии

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.
Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. 
Большинству игр присущи 4 главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

  2. Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

  4. Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.
Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. 
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы. 
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:
-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
-формирование объективной самооценки обучаемых;
-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;
-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика методов обмена деятельностями.

  2. Интерактивные технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

  3. Место и роль игровой технологии в учебном процессе с детьми с ОПФР.

 

Литература

  1. Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.

  2. Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.

  3. Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15

  4. Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004

  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.

  6. Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.

  7. Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.

  8. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.

  9. Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.

  10. Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.

Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с. 
Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук




Активные методы обучения это:

Толкование

Активные методы обучения

К инновационным технологиям обучения можно отнести активные методы обучения. Активные методы обучения (АМО) предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательных для выполнения по учебной программе в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

АМО делятся на 2 типа.

АМО 1-го типа включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинар и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику, стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

АМО 2-го типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым АМО относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.


 Напр., в западных бизнес-школах одним изосновных методов обучения является ситуационное обучение. Кейс-стади представляет собой описаниеделовой ситуации, которая реально возникала или возникает в процессе деятельности ответственныхменеджеров. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу разбора производственныхситуаций.

Наиболее сложными являются игровые АМО. Результат игры — принятие решений по поставленной цели(целям). Условия ее проведения характеризуются невозможностью полной формализации всей задачи,наличием неопределенностей, конфликтов, рисков.

Игры бывают имитационные, организационно-деятельные, деловые. В имитационных играх часто имеетсятолько одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, выбирается лишь модельсреды, характеризующая какое-то ее конкретное состояние. Организационно-деятельные игры применяютдля решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различныхспециалистов.

Деловая игра (ДИ) в широко распространенном, обычном понимании — это метод имитации принятияуправленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правиламгруппы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболееполного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Большинство ДИ — управленческие, социально-экономические, проектировочные, производственные.Эффективно использование ДИ с целью получения навыков по управлению охраной труда, т. к. научитьуправлению в различных сферах деятельности чисто инструктивными методами трудно, а иногда иневозможно. В основе любой игры лежит модель объекта управления, которая может быть формализованас различной степенью полноты и точности. Современные информационные технологии существеннооблегчают эту задачу.

Целесообразно придерживаться единой формальной модели принятия решений, обеспечивающейреализацию необходимых требований к ДИ. Такая модель должна автоматически создавать игровыеситуации выбора, реализовывать следующие игровые моменты: выявление проблемной ситуации,определение совокупности целей и критериев, формирование шкалы измерения критериев,формулирование возможных решений, формирование индивидуальных предпочтений и критериев выбора,обоснование оптимального решения.

Возникновению игрового интереса способствуют следующие факторы:

удовольствие от контактов с партнерами по игре;

удовлетворение, вызываемое демонстрацией партнерам своих деловых возможностей;

азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций;

удовлетворение от успеха.

В ДИ сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т. е. основой являетсяцельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему.

Основные этапы ДИ:

формирование модели объекта;

распределение ролей;

различие ролевых целей при выработке решений;

взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

наличие общей цели у всего игрового коллектива;

коллективная выработка решения;

выработка и реализация в процессе игры "цепочки решений";

многовариантность решений;

наличие управления эмоциональным напряжением;

формирование системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Традиционная ДИ подразумевает участие эксперта для имитации реальной обстановки и оценкирезультатов деятельности. Но поскольку специалистов-экспертов всегда не хватает, то применение такихигр в массовом обучении невозможно. Ситуация меняется, когда роль эксперта берет на себя компьютер.Компьютеризация ДИ дает возможность существенно сократить учебное время, увеличить число имитацийциклов управления и "ощутить" динамику процесса взаимодействия основных субъектов моделируемойситуации. Наиболее эффективным считается проведение ДИ в сетевом классе.

Компьютерные ДИ можно разделить на 2 типа: коллективные и индивидуальные. В первых участвуютнесколько игроков или групп, выполняющих роли лиц, принимающих решения. Во вторых моделируется нетолько условная среда, но и действия всех участников игры, кроме одного. Важно отметить, что игра и вэтом случае продолжает оставаться коллективной. Просто отдельные роли выполняют интеллектуальныеимитаторы. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Коллективные игры более приближены к реальности, поскольку решения принимаются реальными лицами,а не имитатором. Тогда игра проходит острее, игровой интерес участников выше. Меняясь ролями,участники изучают процесс с разных позиций. При грамотном анализе результатов игры со стороныруководителя и при коллективном обсуждении игры процесс обучения идет очень эффективно. ГрупповыеДИ позволяют совершенствовать коммуникативные навыки — как в отношении обмена информацией,обоснования своей позиции, так и совместного принятия решений.

Индивидуальная ДИ может проводиться без преподавателя, что весьма важно для дистанционногообучения и для самостоятельной работы обучаемого. Выполнение заданий индивидуальной ДИфиксируется в памяти компьютера или на бумаге. Обсуждение результатов с преподавателем может идти влюбое время. В индивидуальной ДИ у обучаемого больше свободы, он не зависит от уровня подготовки др.участников учебного процесса, от темпа их работы и вообще от их присутствия. Индивидуальная ДИпозволяет существенно экономить время, затрачиваемое на принятие решений. Может быть резкоувеличено количество проигрываемых ситуаций, которые затем анализируются для выработкиоптимального решения.

Обучение методам управления охраной труда целесообразно проводить в малых группах споследующим обсуждением (возможны и комментарии преподавателя). Такая модель получила название"обучение в сотрудничестве". Учебные задания структурируются так, что все члены команды оказываютсявзаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладенииматериалом и в решении задач. Перед участниками следует ставить задачи по решению проблем, которыемогут возникнуть на реальном производстве. После нахождения консенсуса каждая группа устраиваетпрезентацию своего алгоритма решения проблемы. Разработанный алгоритм обсуждается и подвергаетсяконструктивной критике со стороны др. групп и преподавателя.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по этому методустановится исходной частью самостоятельной коллективной работы. Ее результат влияет на результатгрупповой и коллективной работы, вбирает в себя результаты работы др. членов группы, всего коллектива.Это связано с тем, что каждый участник пользуется результатами как самостоятельной групповой работы,так и коллективной. На следующем этапе, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общегорешения, либо уже при работе над новым проектом, участники используют знания, полученные иобработанные общими усилиями группы.

Бе́нчмаркинг (англ. benchmarking — эталонное тестирование) — еще один очень перспективный методобучения. Этот термин следует понимать как проведение сопоставительной оценки деятельностиорганизации (предприятия) на основе определенных показателей. Это может быть и производительность, икачество продукции, и удовлетворенность потребителей и различных категорий персонала работойорганизации, и др. Сравнение проводится с успешно функционирующей организацией, причем ееотраслевая принадлежность может не совпадать с моделью сравнения. Цель бенчмаркинга — поисквозможностей для совершенствования и выявление путей дальнейшего развития организации.

Метод проектов является одним из АМО. В основе метода проектов лежит развитие познавательных,творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать своизнания, ориентироваться в информационном пространстве.

Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательскогопоиска для ее решения;

практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых;

определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов;

определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом;

структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижениегипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализполученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

АМО подходят для интенсивно развивающегося в нашей стране дистанционного образования. Активизациясамообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения вучебный процесс личного опыта обучаемых и их "рабочей ситуации", использования методовпроблематизации позволяет повысить эффективность обучения.

Целесообразно применение компьютерных учебников. Их легко изменять, дополнять. Они позволяют:

полнее использовать технические возможности электронно-вычислительной техники за счет реализацииигровых форм и методов обучения, имитации сложных физических процессов путем дистанционногоуправления процессом обучения;

глубже осваивать современную вычислительную технику;

автоматизировать труд преподавателя при проектировании систем обучения, разработке учебныхпрограмм, возложив часть функций на компьютер;

лучше организовать учебный процесс;

индивидуализировать обучение за счет отбора каждым обучаемым желательного учебного материала иизменения последовательности его изучения с учетом своих индивидуальных возможностей.

Для эффективного внедрения АМО в учебный процесс необходима серьезная работа, подготовкаметодической и информационной базы. Реализация АМО способствует повышению качества подготовкиспециалистов.





6