СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция как средство повышения эффективности урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и русскому языку "Имя прилагательное в стихотворениях С. Есенина" в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Интеграция как средство повышения эффективности урока»

Интеграция как средство повышение эффективности урока

В настоящее время в педагогический словарь прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного педагогического опыта.

Бинарный урок – это вид интегрированного современного урока.

Интегрированный урок — это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения средствами нескольких предметов (курсов). Его могут проводить как один, так и несколько человек.

Задача интегрирования — не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать учащимся представление об единстве окружающего мира. Структура интегрированных уроков - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока, большая информативная емкость материала.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки.

Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников.

Бинарные уроки требуют очень большой подготовки как учителей, так и учащихся. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь школьников, спровоцировать творческий поиск?

Это новое явление в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Противопоказаниями в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, класс делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.

Бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде презентаций, таблиц, соцопроса, работы с микроскопами и микропрепаратами, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Бинарные уроки создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовка к уроку учащиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность.

Порядок подготовки бинарных уроков:

1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов.

3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

Эффективность бинарного урока достаточно высока. При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Главное, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков. Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis». На бис работают ученики и учителя. В структуре бинарного урока органически сочетаются личности учителя, педагога-специалиста, их взаимодействие друг с другом, а также с учащимися.

Приведем пример бинарного урока русского языка и литературы в 5 класс по теме «Имя прилагательное в стихотворении С.Есенина «Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает».

Цель урока: Познакомить обучающихся со стихотворением С. Есенина «Поёт зима- аукает…», определить прилагательного как части речи.

Задачи: 1.Образовательные: начать знакомство со стихотворением С.Есенина о природе, учить элементам анализа лирического стихотворения, изучить материал о прилагательном как части речи. 2. Развивающие: способствовать развитию навыка правильного осознанного выразительного чтения, способствовать развитию образного мышления, творческого воображения. 3. Воспитательные: воспитание интереса к русскому слову, осознанному чтению, воспитание любви к природе, развитие чувства сострадания к животным зимой.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята! Какое сегодня у вас настроение?

  1. Формулирование темы урока. Целеполагание.

-Наверное, возникает вопрос: почему два учителя ведут один урок? Ответим (видеоролик о близких друг другу обучающих темах и целях данного урока)

-Какие задачи перед собой можете определить вы, ребята?

  1. Мотивация.

Запишите в тетради тему урока.

Учитель:

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют ещё… прилагательное!

Найти нужное прилагательное – дело нелёгкое и для ученика или и для поэта! Надеюсь, что сегодня прилагательное нас удивит.

  1. Изучение новой темы по русскому языку и литературе.

1) Роль прилагательного в тексте. Работает учитель русского языка.

Чтение стихов учителем (слайд) с отрывками из стихотворений С.Есенина «Отговорила роща золотая», «Белая береза»)

Беседа по стихотворениям и выводы:

-Понравились стихи? Знакомые строки? Кто автор? (Сергей Есенин)

-О чем эти стихи? (первое - об осени, второе – о березе)

- Какие слова описывают осень и березу? И прилагательные в том числе, назовите их?

-А какие прилагательные передают отношение автора к предмету изображения? (золотая, весёлым)

-Прочитайте стихотворение (слайд с деформированным текстом стихотворения без прилагательных «Черёмуха»)

-Понравился? Любуется черёмухой автор? Чего не хватает в тексте? (прилагательных)

- Давайте попробуем предположить, какие прилагательные использует автор? Задание: 1 вариант– подберите прилагательные к существительным 1 строфы, 2 вариант – 2 строфы.

- Сравним с авторским текстом. У кого получилось красивее, образнее, точнее? (слайд )

- Какова роль прилагательных в тексте?

Вывод: украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины (слайд)

2) Имя прилагательное как часть речи.

-Что вы знаете, ребята, о прилагательном как части речи?

-С какой частью речи согласуется?

- Каким членом предложения является?

-Используя опорную запись, составьте рассказ о прилагательном как части речи из 4 предложений (слайд – ассоциограмма )

-Проверьте себя (слайд с рассказом о прилагательном как части речи)

Вывод: прилагательное – важные слова в речи, согласуясь с существительными, описывают предметы. Роль их велика особенно в художественной литературе. Их используют при описании чувств, настроения, душевных переживаний. Особая роль – в создании картин природы. Великие мастера русского слова используют их в своих стихах. Один из них – замечательный русский поэт Сергей Есенин.

3). Работа со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает». Работает учитель литературы.

1. Что знаете о поэте Сергее Есенине? (слайд с портретом поэта)

2. Чтение стихотворения «Поёт зима – аукает…» 4 учащимися.

3. Работа с лингвистическим термином «образ». Работа с учебником.

4. Анализ произведения. Анализ первой строфы стихотворения.

- Как вы понимаете выражение «Поёт зима – аукает…»?

- С кем сравнивает автор зиму?

- Какие слова доказывают такое сравнение?

- «Мохнатый лес» - это какой лес?

- Как шумит лес? (Тихо, как мать, когда убаюкивает ребёнка).

- Как вы понимаете выражение «лес баюкает»? (Усыпляет).

- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»? (Сосны высокие, их много, верхушки задевают друг за друга, получается звон от многих сосен). (Слайды с зимним пейзажем)

  1. Проверка домашнего задания. Презентация проектной групповой домашней работы учащимися. Задание к мини-проекту: в рисунке представить образ зимы из данного стихотворения, прокомментировать образ зимы. Учащиеся комментируют свои рисунки о зиме.

4) Работа со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает». Работает учитель литературы.

-Прочитайте про себя вторую строфу, затем вслух.

Беседа:

- Найдите строчки, в которых изображена метель. С чем она сравнивается? Почему? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шёлк).

- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Как автор характеризует воробьёв? («Игривые, детки сиротливые»).

-Как вы понимаете слово «игривые»? (Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют).

- Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»? ( Дрожат от холода и одиночества).

- Почему воробьи прижались именно у окна? (Они греются, потому что из дома идёт тепло, они ещё надеются, что человек их накормит, сытому не так холодно).

5) Физкультминутка.

Ещё раз прочтите вслух хором вторую строфу.

- А какой у вьюги характер? (Свирепый, беспощадный).

-Порычите грозно, постарайтесь предать голосом злость.

-А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте (Музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).

-Как вы себя чувствуете в такую вьюгу? Покажите, как вы замёрзли. Что нужно сделать, чтобы согреться? (Попрыгать, полетать).

-Ну что, воробышки, согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.

7. Анализ произведения. Анализ 3 строфы стихотворения.

- Прочитайте про себя третью строфу, затем вслух.

- Как автор называет воробышков? (Пташки малые).

- Как понимаете слово «пташки»? (Маленькие птички).

- Как вы понимаете слово «озябли»? (Замёрзли). Как греются птички? (Жмутся друг к другу поплотней). Почему воробышки замёрзли? (На улице мороз и ветер, они голодные, усталые).

- Какое чувство вызывают у поэта воробышки? ( Чувства грусти, жалости).

-Почему Сергей Есенин использовал в стихотворении такие слова, как воробышки, детки, пташки, а не назвал воробышков просто воробьями, детьми, птицами? (В словах чувствуется отношение автора к воробьям, видна его любовь, жалость к этим птицам)

6) Изучение новой темы. Морфологические признаки прилагательного. Работает учитель русского языка

1. Ребята, вы хорошо почувствовали отношение поэта к птицам. Сострадательное, ласковое отношение к птицам помогают почувствовать разные части речи.

- Найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (воробышки, пташки). Какие прилагательные дописывают их образы?

- Выпишите словосочетания сущ. +прилаг., определите непостоянные морфологические признаки прилагательных.

- Докажите, что прилагательные изменяется по родам?

-Прокомментируйте, что значит: существительные и прилагательные согласуются?

-Каким членом предложения являются прилагательные, подчеркните.

2. Орфографическая минутка.

-Рассмотрите прилагательные с точки зрения орфограмм в них. Найдите прилагательные с проверяемой гласной в корне слова, запишите в тетрадь, орфограмму обозначьте (1ряд- из 1 строфы,2 ряд- из 2 строфы,3 ряд – из 3 строфы)

Ответ: мохнатый, далёкую, седые, сиротливые, голодные.

Вывод: внимание к корневым гласным необходимо в любой части речи.

3. Лексическая работа. Работа со словарём синонимов.

Беседа.

- Какие прилагательные удивили образностью, необычностью, неожиданностью? А мне очень нравится образ, созданный прилагательным «седой». Почему именно это прилагательное выбрал поэт? У него много синонимов. А сколько?

Индивидуальное задание. Сообщение ученика о синонимах к словам «седой» и «белый».

Вывод: каждое прилагательное, выбранное поэтом, рисует картину природы, передаёт его представление образа.

- Как называем прилагательное, ярко рисующее образ? (эпитет)

-Как говорит история языка, слова «прилагательное» и «эпитет» родственные.

Вывод: прилагательное – это слово, рисующее художественный образ в поэтическом тексте, точно подобранное прилагательное – результат творческой работы поэта со словом.

7) Изучение нового материала. Анализ 4 строфы. Работает учитель литературы.

- Почему «пташки дремлют у мёрзлого окна»? (От окна идёт тепло). Что им снится? (Им снится весна)

- Какой снится воробышкам в студёную зимнюю пору весна? («Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна»)

- Почему воробышкам снится весна? ( Зимой им холодно, а весной - тепло)

  1. Творческое применение полученных знаний. Вывод по изучению нового материала. Работает учитель литературы.

- Ребята, а сейчас прослушайте кантату композитора Г.Свиридова и определите, сумел ли композитор передать настроение, смысл данного стихотворения (звучит кантата на стихи Есенина «Поёт зима-аукает…»)

- Каков главный смысл этого стихотворения? (в милосердии, любви человека к природе)

- Какая часть речи помогает передать отношение поэта к созданному образу? (конечно, прилагательное в большей степени)

  1. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа учащихся.

1.Творческое письменное задание: подобрать эпитеты к образам по теме «Зима» (карточка)

2.Решить тест по теме «Имя прилагательное как часть речи» (карточка).

  1. Рефлексия. Самооценка учеников.

- Вспомните, какие задачи вы поставили перед собой в начале урока. Определите, что получилось, с чем было трудно или легко работать, что интересного, нового узнали? Используйте предложенные опорные клише (на слайде: мне было трудно…, я легко понял, что…, было интересно узнать… и т.д.)

  1. Оценки, комментирование.

  2. Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения наизусть, написать текст из 5-7 предложений на тему «Весна» с использованием эпитетов, прочитать материал о прилагательном в учебнике.

Приложение: презентация; музыкальное сопровождение: звук вьюги, кантата Г.Свиридова; карточки для самостоятельной работы; тест.