СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные уроки по изобразительному искусству как средство формирования творческого мышления у обучающихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается важность изобразительной деятельности в процессе формирования полноценного восприятия окружающего мира у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки по изобразительному искусству как средство формирования творческого мышления у обучающихся в начальной школе»

Интегрированные уроки по изобразительному искусству как средство формирования творческого мышления у обучающихся в начальной школе


Изобразительная деятельность, направленная на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Во время рисования у младших школьников развивается мышление, память, воображение, мелкая моторика, речь, а также развиваются зрительные и двигательные анализаторы. Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах, о природе, о действиях вокруг него. Ребёнок с помощью изобразительного искусства выделяет только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальные деталями.

Рисование – одна из излюбленных деятельностей младших школьников, предоставляющая широкую свободу для возможности проявления их созидательной, креативной активности. Выбор тем и направлений, по которым могут выполняться рисунки, неограничен и разнообразен. Дети закономерно изображают в рисунке все те объекты и явления окружающего мира, которые вызывают у них интерес: отдельные вещи и картины из собственной жизни, книжных, сказочных персонажей и декоративные узоры, животных, машины и т.д. Тем не менее, понимание и техническое усвоение способов рисования предполагают достаточно немаленькую трудность для младшего школьника, вследствие этого воспитателю следует достаточно серьёзное внимание сосредоточить на теме работ, которые будет выполнять ребёнок.

В начальной школе на уроках по изобразительному искусству применяются в большинстве своём цветные грифельные и восковые карандаши, также, обычной практикой является использование акварельных и гуашевых красок, перечисленные материалы, имеющие в своем распоряжении различным выразительным потенциалом [4, с. 120].

Для каждого возраста детей обычно отводятся свои предпочтительные виды графических материалов, используемых в развитии изобразительной деятельности. Для младших школьников, кроме стандартных, целесообразно использовать такие дополнительные материалы как угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Использование описанных материалов позволяют расширить возможности к изображению объектов у детей.

Если говорить о такой форме изобразительной деятельности как лепка, то для неё характерен объемный способ отображения объектов и явлений. По своей сути, лепка невероятно близка к созданию скульптуры, отличие заключается в типе используемого материала, лепка предполагает использование мягкого материала, а скульптура может работать и с твёрдым материалом (мрамор, гранит и др.). Вполне очевидно, что в младшем школьном возрасте ребёнок может полноценно работать только с мягкими, легко поддающиеся изменениям и воздействиям материалами, такими как глина, тесто и пластилин [1, с. 87].

При формировании образа средствами лепки, прежде всего передаётся форма и объем этой формы. В отличии от изображения карандашом или красками, использование цвета ограничено и не несёт фундаментального значения. Цвет прорабатывается преимущественно в тех фигурках, которые впоследствии планируется применять в организации игровой деятельности детей [3, с. 156].

Создавая аппликацию, младший школьник приобретает и развивает такие новообразования как цветовосприятие, ритмоощущение, способность к восприятию симметрии. Именно на базе созревания данных чувств у ребёнка и организовывается так называемый художественный вкус. В процессе выполнения данной деятельности ребёнку не нужно отвлекаться на тщательный подбор цвета либо закрашивание изображённых фигур. Работая с цветной бумагой, с цветными фигурками, вырезанными из неё и собирая их воедино как мозаику, младший школьник формирует и оттачивает навык и умение выбирать и формировать наиболее красивые и удачные сочетания.

Младшие школьники узнают такое понятие как симметрия, в процессе размещения на поле для аппликации или листе отдельных компонентов декоративного узора. Создавая аппликацию, работая над ней, младшие школьники получают навык планирования и структурирования рабочего процесса. В данном виде художественной деятельности для успешного её выполнения и создания достойной композиции большое имеет соблюдение последовательности прикрепления отдельных частей (в первую очередь, используются и располагаются самые крупные из имеющихся форм, и только после этого, прикрепляются более мелкие детали; при создании сюжетных работ, порядок схожий – первоначально формируется фон, затем дополнительные предметы заднего плана, которые будут заслоняться другими элементами аппликации, а уже потом в последнюю очередь добавляются ключевые предметы переднего плана) [5, с. 193].

Также стоит отметить такой вид изобразительной деятельности младших школьников, как конструирование из самых разнообразных материалов. Данный вид изобразительной деятельности более остальных соотносится с игровой деятельностью. Игровая деятельность довольно часто находится во взаимосвязи с деятельностью по конструированию, а произведенные младшие школьники поделки довольно часто применяются затем в организуемых играх [2, с. 125].

Взаимодействие между разнообразными типами изобразительной деятельности достигается через поочередное усвоение формообразующих процессов в труде с самыми разнообразными использованными материалами.

Изобразительное искусство способствует развитию воображения и получение изобразительных навыков у детей. Образовательная программа включает в себя методики позволяющие развивать у младших школьников наблюдательность способность видеть многообразие красок и форм. В состав методики должны входить приемы, которые будут учитывать возраст и развитие детей и применятся в зависимости от поставленных задач.

Главная роль в системе обучения изобразительному искусству должна уделяться развитию воображению ребенка. На практике, педагогам рекомендовано при работе с детьми использовать методики коллективного обучения и внимательному подходу к каждому ученику. Отечественные педагоги считают развитие изобразительных способностей и воображения базой всестороннего развития личности.

Самыми значимыми структурными элементами процесса креативного воображения выступают диссоциация и ассоциация обнаруженных и принятых к восприятию впечатлений. Диссоциация состоит в том, что имеющийся и по своей сути сложный цельный объект или явление как будто бы «рассекается», разделяется на отдельные части. Причём, стоит отметить, что некоторые из этих частей в большинстве случаев отличаются и выделяются на фоне остальных; некоторые сохраняются и используются в дальнейшем, другие же благополучно забываются. Диссоциация представляет собой необходимое условие для той деятельности, которую в будущем будет осуществлять такой компонент, как фантазия Ассоциация – это совокупность диссоциированных и модифицированных частей [48, с. 65].

В итоге, воображение креативно перестраивает реальность, оно способно предоставлять новые и зачастую вполне неожиданные итоги. Свежим и современным в представленных теориях выступает то, что рост и становление воображения в процессе изобразительной деятельности назначено ведущей темой эстетического воспитания, и потенциал подобного развития признан за всеми участвующими в деятельности детьми. Также, стоит отметить, что в данном процессе немалая роль принадлежит окружающей среде, и конечно педагогу. Однако все представленные заявления сочетаются с ошибочными объяснениями и неточными методологическими заключениями.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Младший школьник рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Изобразительная деятельность понимается как художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх.