Технология проектного обучения
Авторы проекта: Болотова Елена Вячеславовна
Паланчук Галина Валентиновна
Проект «Река жизни»
Введение
В наших классах сложилась традиция: после очередных каникул обмениваться впечатлениями об увиденном, прочитанном. И в который раз ребята удивляют друг друга увлекательными рассказами о путешествиях по разным странам, прекрасными творениями зарубежных художников, легендами о замках, фотографиями с чудесными горными и морскими пейзажами. Могут ли наши ребята так же увлечённо рассказать о нашей стране, о своей малой родине? Мы предложили им ответить на вопросы теста (см. Приложение № 1). Детские представления о родном крае оказались довольно скудными.
Мы заметили, что в путешествиях ребят интересуют историческое и культурное наследие, разнообразие природы, как живут их сверстники в других странах. Значит, проект о родном крае может быть им интересен с исторической, искусствоведческой, природоведческой, коммуникативной сторон. Осталось только найти объект, который позволит организовать такое исследование. Конечно это река, на которой стоит наш город Мытищи, славная река Яуза. Берега реки ещё сохранили памятники истории на территории города, изумительны флора и фауна истока реки в Лосином Острове (см. Приложение № 23). Мытищинские поэты и художники с огромной любовью воспевают её в своих творениях.
Запуск проекта состоялся на уроке английского языка. Ребятам предстояло сопоставить экологические знания о реке Темза и реке Яуза. Выяснилось, что у учащихся недостаточно знаний для ответа на этот вопрос. Тут же возникло множество других вопросов, связанных с рекой родного края. Зафиксированные на доске вопросы, ребята смогли распределить на группы по разным областям знаний. Так появились исследовательские группы: экологическая, биологическая, историческая, искусствоведческая.
На протяжении проекта ребята вели дневники и указывали на карте места, где они побывали (см. Приложение № 3).
Целью работы каждой группы было создание своей карты реки Яуза, а, в конечном итоге, появлялась публикация «Атлас реки Яуза» (см. Приложение № 5).
Проект стал учебным, межпредметным, личностно и социально важным. Во время проекта полностью изучена тема по английскому языку «Экология водоёма», по окружающему миру «Водоёмы нашего края. Жизнь пресного водоёма». Осуществлена пропедевтика темы по математике «Задачи на движение. Скорость течения реки. Движение по течению, против течения». В области русского языка ребята впервые так обширно работали с топонимией слов (см. Приложение № 21). Интересны и исторические исследования ребят о влиянии знаменитых людей на развитие родного края.
Завершился проект презентацией для родителей «Река жизни» (см. Приложения № 6, 7), самоанализом групп (см. Приложения № 24, 25, 26, 27) и итоговым тестом (см. Приложение № 4).
Работа группы экологов
Цель работы: изучить экологическое состояние реки Яуза.
Ход работы:
1. На уроке английского языка были выявлены экологические проблемы реки Темза (см. Приложение № 9). Группа ребят с учебной экскурсией побывала в Лондоне, где воочию увидели то, что было изучено на уроке. Дополнила картину беседа с местными жителями. По возвращении на родину ребятам предстояло выяснить, существуют ли такие проблемы у реки Яуза. Отправляясь в экспедицию на побережье реки, мы поставили перед собой следующие задачи: определить экологическое состояние реки и параметры ее загрязненности. Одновременно нам предстояло измерить скорость течения реки, ее глубину на разных участках (благоустроенном и близ жилого комплекса). Ребята фотографировали, заполняли дневник проекта и собирали мусор на очень загрязненном участке (см. Приложение № 10).
2. Увиденное на побережье, очень поразило ребят, что они решили рассказать об этом в своих очерках (см. Приложение № 11 ).
3. Также нам хотелось привлечь внимание учащихся школы к проблемам Яузы. Мы организовали выставку-конкурс экологических плакатов «Помоги Яузе» (см. Приложение № 12).
4. На уроках английского языка ребята изготовили карточки с проблемами реки Яуза и организовали блицтурнир, совершенствуя английскую речь. Итогом стал экологический текст о реке Яуза (см. Приложение № 13) и предложения по устранению экологических проблем (см. Приложение № 14).
5. О влиянии промышленных объектов на наш водоем мы узнали из экскурсии на «МЕТРОВАГОНМАШ». Мы увидели, как производятся вагоны для метро, узнали, что вода Яузы используется для охлаждения двигателей, вследствие чего температура в Яузе стала повышаться, и на протяжении нескольких лет река не замерзает в зимний период, что пагубно повлияло на жизнь ее обитателей (см. Приложение № 15).
6. Итоговой работой стало создание экологической карты на английском языке в программе SMARTNOTEBOOK (см. Приложение № 16 ).
Работа группы биологов.
Цель работы: изучить и систематизировать флору и фауну реки Яуза.
Ход работы:
1. Во время экскурсии в Национальный парк «Лосиный остров» мы обратились к специалисту Виктору Васильевичу …, который подробно рассказал о флоре и фауне реки, а также провел по заповедным тропам парка. В ходе экскурсии ребята задавали заранее подготовленные вопросы, конспектировали и фотографировали объекты окружающей среды. Несмотря на пасмурную погоду, ребята вернулись с экскурсии очень бодрые, веселые, воодушевленные и готовые к следующему этапу – систематизации полученных знаний и собранного материала. Они решили представить свою работу в виде таблицы в Wordдокументе (см. Приложение № 17 ).
2. Свои положительные и отрицательные впечатления ребята отразили в очерках (см. Приложение № 18 ).
3. Составив список животных и растений, ребята начали индивидуальные поиски более точной информации о них в энциклопедиях и справочной литературе.
4. Чтобы ознакомить всех участников проекта со своей работой, ребята объединили свои усилия в одну общую таблицу на формате А1.
5. Следующим видом работы было изготовление коллажа «Флора и фауна реки Яуза» в программе SMARTNOTEBOOK (см. Приложение № 19).
6. Работа с картой завершила основную исследовательскую деятельность группы биологов, выполненное в программе SMARTNOTEBOOK (см. Приложение № 20).
7. Итоговой работой стало совместное написание сказки о жителях реки Яуза и последующая его инсценировка (см. Приложение № 7 ).
Работа группы историков.
Цель работы: познакомиться с историей родного края, связанной с рекой Яуза; выявить влияние реки на развитие поселения Мытищи.
Ход работы:
1. Посещение историко-краеведческого музея с целью получить ответы на поставленные вопросы (см. Приложение № 2).
2. Работа группы историков с текстом на сайте городского поселения Мытищи (http://www.mytyshi.ru/about_district/symbol/index.php ) с целью выявить основные исторические события, связанные с рекой Яуза.
3. Распределили исторические события между участниками группы, подготовили сообщения, с использование дополнительных самостоятельно найденных источников информации, в которых отражены дата, исторические деятели и архитектурные сооружения того времени.
4. Самостоятельно посещали исторические места ( село Тайнинское, завод «МЕТРОВАГОНМАШ», Владимирская церковь на Ярославском шоссе, ДК «Яуза», Третьяковская галерея), фотографировали и делали заметки в дневнике проекта.
5. Обсудили собранную информацию в группе и оформили ее в виде «Ленты времени» (см. Приложение № 5) для представления ее другим участникам проекта.
6. Итоговой работой стало создание исторической карты реки Яуза в программе SMARTNOTEBOOK (см. Приложение № 22)
Работа группы искусствоведов.
Цель работы: познакомиться с историей родного края, связанной с рекой Яуза, отраженной в литературных и художественных произведениях, соотнести художественные произведения с историческими событиями на «Ленте времени» (см. Приложение № 5).
Ход работы:
1. Посещение историко-краеведческого музея с целью получить ответы на поставленные вопросы (см. Приложение № 2).
2. Знакомство с музыкальными (на уроках музыки), изобразительными (на уроках ИЗО, Третьяковская галерея), художественными и литературными произведениями («Мытищи в красках и стихах» сост. А.Г.Уралова) с целью соотнести данные произведения с историческими событиями.
3. Заучивали понравившиеся произведения наизусть.
4.Иотговой работой стало дополнение исторической «Ленты времени» художественными произведение, согласно ключевым событиям.