СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физической культуры и математики для учащихся 2 классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен вариант интегрированного урока физической культуры и математики. Урок построен по методу "автобусной остановки", упражнения подобраны по принципу круговой тренировки. В математических задачах используются действия сложения и умножения.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физической культуры и математики для учащихся 2 классов»

Курочкина Юлия Артуровна,

учитель физической культуры, «Многопрофильный лицей №1» г. Магнитогорска

julija_kurochkina@rambler.ru


Интегрированный урок физической культуры и математики для учащихся 2 классов


Интегрированные уроки становятся всё более распространенными, а самое главное, необходимыми, поскольку они позволяют повысить эффективность обучения, уровень познавательной активности и интерес обучающихся к изучаемым предметам. На уроках физической культуры особенно важно вовлечь в работу детей, физическая подготовленность которых находится на низком уровне, из-за чего у них падает мотивация и интерес к занятиям. А такие дети очень часто показывают высокие результаты в математике, литературе, русском языке и др., в этом случае интегрированный урок становится своеобразным «спасательным кругом». Я решила объединить физическую культуру с математикой, т.к. очень часто среди ребят ходит мнение, что для физкультуры не нужно быть умным, сообразительным, уметь считать и т.д., вследствие чего отношение к занятиям может становиться недоверчивым, поверхностным, несерьезным.

Данный урок построен на методическом приеме «автобусная остановка», упражнения подбираются по принципу круговой тренировки. В основной части занятия дети делятся на 5 команд, каждой из которых присваивается цвет (красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). Каждая команда распределяется на свою «остановку», на которой находится парта и лежат теоретические задания (см. приложение). Остановки имеют названия по видам упражнений, которые на них будут выполняться: «приседания», «отжимания», «прыжки на скакалке», «смешанные упоры (бёрпи)» и «прыжки на скакалке»

В теоретических заданиях содержатся по 5 задачек (по 1 задаче на команду, команда решает только задачку своего цвета) на разные математические действия: сложение и умножение. После объяснений подается сигнал, и каждая команда приступает к решению своей задачи, записав ответ, они выполняют то количество упражнений (зависит от того, на какой станции они находятся), которое получилось в ответе, таким образом, ребята сами дозируют себе физическую нагрузку. На каждую станцию отводится 2-3 мин. По следующему сигналу команды переходят по часовой стрелке к следующей «остановке» и решают задачу только своего цвета, выполняют упражнение. Так продолжается до тех пор, пока команды не вернутся на свои первоначальные станции. Вернувшись, команды в течении 2-3 минут проверяют все решенные примеры, если они находят ошибку, необходимо ее исправить. Далее каждая команда выбирает отвечающего, и он озвучивает результаты – какие были допущены ошибки и какой командой, разбирается правильное решение.


Технологическая карта интегрированного урока
(физическая культура + математика) для 2 класса

Тема: развитие выносливости

Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения знаний и умений.

Цель урока: научить находить связь физической культуры с математикой, повторить изученные математические действия – сложение и умножение.

Планируемые результаты обучения, формируемые УУД:

Предметные: соблюдение правил поведения и выполнения действий по предупреждению травматизма, проявление активности в выполнении физических упражнений, оказание посильной помощи одноклассникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их исправления.

Личностные: проявление дисциплинированности, упорства в достижении цели.

Метапредметные:

Познавательные УУД: научатся ставить перед собой учебные задачи и понимать цель урока, выполнять организационные команды, круговую тренировку, осуществлять анализ действий учителя и учащихся по выполнению разминки, круговой тренировки, решению задач.

Коммуникативные УУД: научатся выбирать наиболее сильных игроков – капитанов команд, прилагать совместные усилия для достижения общей цели, объективно и тактично указывать на ошибки, допущенные другими людьми.

Регулятивные УУД: научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, соблюдать правила, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, правильно дозируют физическую нагрузку, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Ресурсы: парты 5 шт, листы с распечатанными заданиями в цвете, ручки, скакалки, гимнастические маты и коврики, комплекты цветных кружков (красный, желтый, зеленый) по количеству учащихся.





Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Построение, приветствие, строевые приемы на месте / фронтальный

Проверяет готовность детей к уроку (наличие спортивной формы), настраивает внимание детей на себя, подает команды, следит за правильным выполнением.

Строятся в спортивном зале по боковой линии волейбольной площадки, по росту м/д. приветствуют учителя и выполняют команды и строевые упражнения.


Учатся выполнять организационные команды, строить свою деятельность в соответствии с требованиями учителя.

Постановка цели и задач. Мотивация к учебной деятельности

-Кто-нибудь из вас знает, где в спорте может пригодится математика?

- Какие математические действия вы уже изучали на математике, что проходите в данный момент?

-Сегодня мы с вами попробуем выяснить, может ли математика пригодиться в спорте, в конце урока вы должны будете назвать мне такие ситуации.

Ставит проблемный вопрос, подводит к цели занятия, мотивирует быть включенным в процесс весь урок для поиска ответа.

Определяют для себя задачи урока

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Актуализация знаний

  • Разновидности ходьбы, ОРУ в движении.

  • «Математическая разминка»: пока дети выполняют разновидности ходьбы, учитель вслух называет простые примеры на сложение и умножение (напр, 7+8, 3*6, 12+11, 2*6 и т.д.) – дети вслух называют ответы / фронтальный

  • Медленный бег 2*2 мин через ходьбу.

  • Разминка (комплекс ОРУ из 8-10 упр).


Следит за правильной осанкой, положением рук и стопы, корректирует полученные ответы.

Выбирает 2 учащихся для самостоятельного проведения разминки.

Следят за осанкой, отвечают на вопросы, вспоминают правила сложения и умножения, правильно выполняют упражнения разминки, соблюдают последовательность упражнений.

проявление активности в выполнении физических упражнений,


Составление плана решения задач урока

  • Перестроение в шеренгу.

  • Выбор капитанов команд, ребятам предлагается самим назначить 5 капитанов из самых сильных учащихся.

  • Капитаны по очереди выбирают по 1 ученику в свою команду.

  • Объяснение правил игры, принципа «автобусной остановки». Пояснения к задачам / фронтальный

  • Распределение по станциям / групповой

Организует перестроение, направляет учащихся в выборе капитанов, поясняет как решать задачи с картинками.

Выбирают капитанов, запоминают план работы, правила игры.

осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению разминки,

объективно оценивают возможности одноклассников, выбирают лидера, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Реализация выбранного проекта.


Каждая команда на своей станции по сигналу начинает решать задачи и записывает ответ, после этого выполняют практические задания: отжимания, приседания, смешанные упоры, прыжки на скакалке, пресс. По следующему сигналу – команды переходят к следующей станции. В итоге все должны вернуться на первоначальную станцию / групповой

Объясняет правила выполнения заданий и перемещения по остановкам. Следит за процессом выполнения, помогает при возникновении затруднений, следит за техникой выполнения упажнений.

Организуют работу в группе – кто записывает ответ, кто считает и т.д. выполняют физические упражнения.

правильно дозируют физическую нагрузку, прилагают совместные усилия для достижения общей цели, проявление дисциплинированности, упорства в достижении цели, проявление активности в выполнении физических упражнений, оказание посильной помощи одноклассникам при выполнении учебных заданий, осуществлять анализ действий учителя и учащихся по выполнению круговой тренировки, решению задач.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

  • Каждая команда, вернувшись на свою станцию, проверяет все задачки, при выявлении ошибок, исправляют их.

  • По очереди озвучивают ошибки, которые они нашли в примерах или говорят, что всё было решено верно.

Помогает в проверке примеров

Прорешивают все задачки на их этапе, сверяют ответы, выявляют ошибки. Выбирают члена команды, который будет озвучивать ошибки.

Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, объективно и тактично указывают на ошибки, допущенные другими людьми, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их исправления.


Этап рефлексии деятельности.


  • Построение в одну шеренгу, раздача цветных карточек.

- Ребята, так вы нашли ситуации, в которых в спорте без математики никуда? Где она может пригодиться?

Прием рефлексии «светофор»: каждый ученик показывают карточку, оценивая свою работу на уроке:

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно / фонтальный

  • Сообщение темы следующего урока.


Задает вопросы, помогает сформулировоать ответы, направляет мысль учащихся.

Вспоминают задачи и делают вывод о том, где в спорте может пригодиться математика, отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке, выявляют ошибки, определяют собственные «слабые» и «сильные» темы в математике.

адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, планируют свои действия, анализируют допущенные ошибки, ставят задачи на будущие уроки.



Список используемых источников:


  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов,
    Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).

  2. Генике Е.А., Активные методы обучения : новый подход /
    Е. А. Генике. – М. : «Сентябрь», 2013 г. – 217с.

  3. Общество взаимопомощи учителей Pedsovet [Электронный ресурс] : URL : http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos

  4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2011. - 192 с.

  5. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. B.C. Кукушина. – Изд. 4-е, прераб. и доп. – Ростов н/Д. : «МарТ» ; Феникс , 2010. – 333 с.

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. – 59 с.




Приложение


Математические задачи



  1. Приседания. Перед вами несколько примеров, но вместо чисел в них – изображения видов спорта или спортивных снарядов. Для решения примера необходимо посчитать количество букв в названии вида спорта или предмета и вставить это число в пример, выполнив указанное действие.














2. Пресс

А) Посчитайте количество фишек-конусов на рисунке, умножьте это число на 4 и отнимите 5.



Ответ:













Б) Посчитайте количество мячей на рисунке, умножьте это число на 6 и отнимите 9.



Ответ:









В) Посчитайте количество мячей на рисунке, умножьте это число на 3 и отнимите 6.



Ответ:













Г) Посчитайте количество кубиков на рисунке, умножьте это число на 4 и отнимите 9.

Ответ:























Д) Посчитайте количество обручей на рисунке, умножьте это число на 5 и отнимите 10.



Ответ:













  1. Прыжки на скакалке.

А) В кёрлинге в одной команде играют 4 человека. Играли 2 команды и каждый игрок заработал по 3 очка. Сколько всего очков набрали обе команды за игру?

Б) В водном поло в одной команде играют 7 человек (6+1). Если каждый полевой игрок забьет по 4 гола, сколько всего голов забьет команда?

В) В баскетбол играют 2 команды, по 5 игроков в каждой. Если каждый игрок забьет по 2 мяча, сколько всего мячей залетит в кольцо?

Г) В хоккей в одной команде играют 5 человек ( 4 + 1). Если каждый полевой игрок забросит в ворота по 6 шайб, сколько всего команда забьет голов?

Д) В гандболе в одной команде играют 7 человек (6+ 1). Если каждый полевой игрок забьет по 3 гола, сколько всего очков наберет команда?



  1. Смешанные упоры.

А) Миша прыгнул в длину 1 м 5 дм, а Паша 10дм. На сколько дм Миша прыгнул больше?



Б) Вова прыгнул в длину 1 м 6 дм, а Паша 11 дм. На сколько дм Вова прыгнул больше?



В) Аня прыгнула в длину 1 м 3 дм, а Катя 8 дм. На сколько дм Аня прыгнула больше?



Г) Маша прыгнула в длину 1 м 4 дм, а Вера 9 дм. На сколько дм Маша прыгнула больше?



Д) Лена прыгнула в длину 1 м 2 дм, а Валя 7 дм. На сколько дм Лена прыгнула больше?



  1. Отжимания

А) При игре в волейбол команда «Спартак» выиграла команду «Динамо» со счетом 25:20 в первой партии и 25:22 во второй. На сколько всего больше мячей забила команда «Спартак»?

Б) При игре в баскетбол команда «ЦСКА» выиграла команду «Спартак» со счетом 26:19 в первой партии и 20:19 во второй. На сколько всего очков больше заработала команда «ЦСКА»?

В) При игре в волейбол команда «Локомотив» выиграла команду «СКА» со счетом 25:23 в первой партии и 25:19 во второй. На сколько всего больше мячей забила команда «Локомотив»?

Г) При игре в баскетбол команда «Зенит» выиграла команду «Спартак» со счетом 16:12 в первой партии и 18:14 во второй. На сколько всего очков больше заработала команда «Зенит»?

Д) При игре в волейбол команда «Металлург» выиграла команду «Химки» со счетом 26:24 в первой партии и 25:19 во второй. На сколько всего больше мячей забила команда «Локомотив»?

Ответы:

1 Приседания

А – скакалка(8) + мяч(3) = 11

Б – лыжи(4) + клюшка(6) = 10

В – футбол(6) + обруч(5) = 11

Г – ворота(6) + кольцо(6) = 12

Д – кегля(5) + ракетка(7) = 12

2 Пресс

А – 5*4-5=15

Б – 4*6-9=15

В – 7*3-6=21

Г – 6*4-9=15

Д – 5*5-10=15

3 Прыжки на скакалке

А – 4*2*3=24

Б – 6*4=24

В – 2*5*2=20

Г – 4*6=24

Д – 6*3=18

4 Смешанные упоры

Во всех вариантах ответ – 5

5 Отжимания

А – 5+3=8

Б – 7+1=8

В – 2+6=8

Г – 4+4=8

Д – 2+6=8