СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по геометрии и русскому языку

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по геометрии и русскому языку»

Ваш сайт учит

Интегрированный (бинарный) урок по русскому языку и геометрии в

7 классе по теме: «Без слов и грамматики не учат математике»

1 слайдТЕМА УРОКА: «Без слов и грамматики не учат математике»

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и систематизация сведений о треугольниках, повторение теорем, используемых в   доказательствах свойств треугольников;

  • обобщение сведений о грамматике как разделе языка, об орфограммах проверяемая и непроверяемая    гласная и согласная в корне слова, грамматическая и смысловая связь слов в предложении, причастие и причастный оборот.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание интереса к русскому языку и геометрии;

  • формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач и в работе в группе.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • развитие умения аргументировать, доказывать;

  • развитие умения задавать вопросы по теме;

  • развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА и СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • школьная доска;

  • презентации;

  • карточки дифференцированных заданий;

  • на рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

  • Организационный этап;

  • Этап всесторонней проверки знаний;

  • Этап обобщения и систематизации знаний;

  • Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Подведение итогов урока (рефлексия).

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  • Устный и письменный.

  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Конспект урока.

I. Организационный момент урока.

Учитель математики

Приветствие, настрой на рабочий лад. Оформление тетрадей к уроку

Добрый день ребята и уважаемые гости!  Сегодня урок математики мы проводим совместно с уроком русского языка.

А узнаете тему урока, тогда, когда вы найдете числа в порядке возрастания.

Слайд2

Запишите на рабочих листах число, класс. работа и тему урока «Без слов и грамматики не учат математике»

2. Вступительное слово учителей.

РУССКОГО ЯЗЫКА: Урок русского языка и урок геометрии, вы спросите: «Что их может объединять?» Ведь они такие разные. Но мы сегодня докажем, что математика и русский язык могут тесно сотрудничать .


МАТЕМАТИКИ: Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?


РУССКОГО ЯЗЫКА : Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.


МАТЕМАТИКИ: Нет! Миром числа управляют,

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.


РУССКОГО ЯЗЫКА: Есть листьев шум и мир под облаками,

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.


МАТЕМАТИКИ: Как вы думаете, ребята, кто из нас прав? Высказывание детей.

Мнение детей.

Итак, терминологический диктант. Я читаю определения, а вы, ребята, записываете ключевое слово понятия. Затем проверим.

Слайд 3

I I. Актуализация знаний по теме урока


УЧИТЕЛЬ Р.Я: Насколько важно знание русского языка?

Очень важно.
Как правильно писать слова "профессия" или "искусство»? Как написать заявление или личное письмо, расставив и сформулировав предложения так, чтобы тебя правильно поняли?

Все эти знания очень важны. А вот плохое знание русского языка, неправильное написание слов или формулировка предложений может поставить вас в неловкое положение.

УЧИТЕЛЬ Р,Я

В теме нашего урока есть слово ГРАММАТИКА.

Давайте вспомним: что такое грамматика?

4 слайд.Грамматика — это раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.


Давайте вспомним: что такое Морфология? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.

Высказывание детей.


5 слайд.Морфология - это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Морфология тесно связана с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.


Что такое орфография? Что изучает и за что отвечает? Вопрос классу.

Высказывание детей.


6 слайд Орфография или правописание — раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов.

В русском языке есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, порой, только опираясь на правило.

А что называется синтаксисом?

7 слайд.Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий синтаксический строй языка, то есть:

" словосочетания, предложения, текст;

" способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения;

" способы соединения простых предложений в сложные;

" способы соединения предложений в текст.

Молодцы! Очень хорошо!

I I I. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: А теперь посмотрим, как это всё работает и применяется не только на уроках русского языка, но и на уроках математики.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ:. Итак, орфографическая разминка.

1. Орфографический диктант очень тесно связан с геометрией: я читаю определение некоторого геометрического объекта, а вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение (один человек у доски, а остальные на местах)

8 Слайд

Орфографический диктант по геометрии .

Послушайте определения и запишите понятия

1.Геометрическая фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой.

2.Линия, не имеющая ни начала, ни конца

3.Два луча, исходящие из одной точки

4.Прямая линия, соединяющая вершины треугольника с серединой его противоположных сторон

5.Как называется треугольник, у которого две стороны равны

6.Часть прямой, ограниченная двумя точками


Слайд 9 Проверка заданий с точки зрения русского языка и с точки зрения геометрии.

С точки зрения русского языка все слова записаны верно, но обратим внимание на слово прямая. Назовите в этом слове без.гл. Подберите проверочное слово.(прямо)Оценивание.

Проверим себя:

Треугольник (удар.падает на
О, безуд Е , И))

Прямая(без.гл.в корне я-прямо)

Угол(без.гл. треугольник)

Медиана(удар.глас.А, безуд гл. Е,И,А)

Равнобедренный

Отрезок(уд.Е)

Давайте обратим внимание на слово равнобедренный и вспомним раздел чередование корней.

От чего зависит чередование корней –рав-, -ровн-?

Слайд 10

Ответ: Чередование корней –равн-, -ровн- не зависит ни от ударения, ни от конечного согласного в корне, а только от значения (как и в корне –мак-, -мок-.), -равн- в значении одинаковый, -ровн- в значении гладкий, праямой.

Хорошо! Молодцы!

!А что вы можете сказать о о суф. –енн-

!В прилагательных пишем суф.-онн-, -енн-, -нн-.

!Слово равнобедренный сложное слово, состоящее из двух корней, корни слова соединены гласной О.

2. Задания по разделам морфология и синтаксис.

Слайд №11.А сейчас , ребята, я предлагаю вам выполнить  индивидуальную работу в рабочих листах.

Составьте из данных слов предложение, изменяя при необходимости грамматичексую форму слов , и запишите их в тетрадь

-_Треугольник, В ,углы,при,равны, равнобедренный, основание, (1 ряд слов)


_ Треугольник , и, ,биссектриса, основание, проведенный, равнобедренный, к, являет..ся, в, медиана, высота (2 ряд слов)

Ребята, кто составил предложения? Выходим и записываем на доске. Пока девочки записывают предложение, я бы хотела обратить ваше внимание на глагол. является и объясните написание.

Ответ: глагол является. пишем без мягкого знака т.к.отвечает на вопрос что делает? Если глагол отвечает на вопрос что делает?, что сделает?, то это глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется

Слайд 12.Рус. Проверка заданий с точки зрения русского языка и с точки зрения геометрии.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Проверяет теорему. Оценивание

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА: С точки зрения русского языка. предложения составлены верно.

Знаки препинания во втором предложении расставлены правильно.

-В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

-В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к

основанию, является медианой и высотой.

Слайд 13: Физ.минутка.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Ребята, обратим внимание на признаки равенства треугольников. Исправьте ошибки в условии теоремы, сочетая знания грамматики русского языка и геометрии.


Слайды №14,  Работа по карточкам в группах.


Признаки равенства треугольника

Исправьте ошибки в условии теоремы

Если три стороны и угол между ними одного треугольника соответственно не равны одной стороне и углам между ними другого треугольника, то такие треугольники равны.


Признаки равенства треугольников

Исправьте ошибки в условии теоремы

Если стороны и три не прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно не равны стороне и одному прилежащему к ней углу других треугольников, то такие треугольники равны.


Слайды; №15. №16 Проверка задания.

Обсуждение


УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Повторим с помощью элементов урок русского языка теоремы, приступим к решению задач по геометрии.


Слады № 17, №18,  Блиц-опрос. Устное решение задач.

Блиц-опрос Доказать : треугольник АВС = треугольнику АДМ

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ: Слайд 19


IV. Обобщение и систематизация материала по теме урока.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Вывод урока

  • Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали сведения о треугольниках, повторили теоремы, используемые в доказательствах свойств треугольников;

  • Обобщили сведения о грамматике как разделе языка, об орфограммах грамматических и смысловых связях слов в предложении, причастие и причастный оборот. Таким образом, мы доказали, что математика и русский язык тесно взаимосвязаны.

  • Выставление оценок . Сегодня вы все очень хорошо работали , поэтому получаете оценки.

V. Инструктаж по домашней работе. Откройте дневники и запишите домашние задания

6,

Слайд № 20. Домашнее задание к следующему уроку вы выполняете на индивидуальных карточках.

1.по русскому языку напишите небольшое (30 -40 слов) сочинение-рассуждение на тему: « Без слов и грамматики не учат математике» или «Зачем в математике русский язык?»

2.По геометрии задание по карточкам.


VI. Рефлексия. Всем большое спасибо. Урок окончен, до свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!