Технологическая карта урока в 9 классе
Предметы: география, информатика, математика
Тема каждого урока: Машиностроение. Электронные таблицы. Свойства функции.
Тема урока: Определение главных центров машиностроения, их количественное и качественное сравнение.
Цель урока:
География: особенности и значения, состав машиностроения
Информатика: закрепить назначение электронных таблиц. Уметь заполнять и форматировать таблицы данных.
Математика: закрепить свойства функций (построение графиков).
Формирование УУД:
Предметные:
умение самостоятельно находить нужную информацию;
умение применять полученную информацию и логические функции в электронной таблице Excel;
умение табулировать функцию и строить ее график
Метапредметные:
строить понятные высказывания;
закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы ;
презентовать подготовленную информацию.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
гигиенические навыки работы с оргтехникой;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Тип урока: интегрированный
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран, презентация.
Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент ) - 1 мин | Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку? Я желаю вам чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: Настрой на работу, уважение к окружающим |
Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока - 2-3 мин | Игра "Телекомментатор": Работа с папкой на компьютере | Откройте папку на рабочем столе "Телекомментатор" с фотографиями, рассмотрите их и определите тему урока. Определите значение машиностроения | Рассматривают фотографии и определяют тему урока Учащиеся определяют значение машиностроения | Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы. Регулятивные: -развитие умения формулировать тему и цель урока Коммуникативные: -оформляют свои мысли в устной речи, - умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, Личностные: развитие логического мышления, |
Усвоение новых знаний 10 - 15 | Работа с текстом учебника Работа с дополнительным материалом | Откройте учебник стр 151 -156 параграф 31 Найдите основные центры машиностроения России и запишите их в тетрадь. Рассмотрите более подробно основную отрасль машиностроения - автомобилестроение. Перед вами текст ваша задача определить в нашей стране идет рост или спад производства автомобилей. | Работают с текстом учебника и делают записи в тетради Работают с дополнительным материалом | Познавательные: Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: Высказывают свою точку зрения, слушают других, развитие диалогической речи. |
Практическая работа 10 мин | Беседа Физкультминутка Работа на компьютере | Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Организация физкультурной разминки Вспомним правила работы за компьютером Работают за компьютером в программе Excel Сделать вывод по полученной таблице | Определяют в какой форме
Выполняют упражнения Учащиеся работают индивидуально с электронной таблицей Excel Учащиеся фиксируют ответ в тетради. | Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; Личностные: Признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей |
Закрепление полученных знаний 10 мин | Установить степень усвоения темы по трем предметам. | Из полученных результатов таблицы построить график используя три цвета (синий, красный, зеленый). Сделать вывод по графику | Выполняют работу в группах Учащиеся фиксируют ответ в тетради. | Регулятивные: умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные умение выполнять учебные задания в группе. Предметные знание понятий и терминов по изученной теме; знание (понимание) значения машиностроения, электронных таблиц и свойств функции. |
Итоги урока 2 мин | Подведение итогов с использованием приема «синквейн». Объявление оценок. | Учитель поясняет правила составления «синквейна».
Благодарит ребят за сотрудничество на уроке. | Учащиеся высказываются о знаниях, полученных на уроке, о навыках, сформированных на уроке. Совместно с учителем составляют синквейн. Выставление оценок в дневник. | Регулятивные: Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено) Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей |
Домашнее задание 1 мин | | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Личностные: формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
Рефлексия 2 мин | | Учитель предлагает оценить эмоциональный настрой. | Ученики делятся собственными впечатлениями от урока. Рассказывают о своём эмоциональном настрое. Показ выбранных смайликов | Регулятивные: Оценка (осознание качества и уровня усвоения) Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности (Организационный момент ) (слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку?
Я желаю вам чтобы вы были старательными, активными и внимательными.
Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока (слайд 2, 3)
- Игра "Телекомментатор": учащиеся получают задание открыть папку на рабочем столе "Телекомментатор" с фотографиями объектов различных отраслей машиностроения: автомобили, суда, самолеты, поезда, приборы, трактора, комбайны, турбины и т.д. В процессе показа слайдов они должны назвать и прокомментировать отрасль машиностроения: автомобилестроение, судостроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, авиастроение, железнодорожное машиностроение, оборудование для шахт и электростанций.
- Учащиеся определяют значение машиностроения (обеспечение народного хозяйства новыми современными машинами).
Усвоение новых знаний (4)
Работа с текстом учебника параграф 31 стр 151 - 156.
- Найдите основные центры машиностроения России и запишите их в тетрадь.
- Рассмотрим более подробно основную отрасль машиностроения - автомобилестроение. Перед вами текст ваша задача определить в нашей стране идет рост или спад производства автомобилей.
Автомобилестроение
«АвтоВА́З» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе
По итогам 2013 года предприятием «АвтоВАЗ» было выпущено 51630 автомобилей. В этом периоде завод показал спад продаж и производства. Общее количество проданных автомобилей в России за этот период — 456 300 машин, а включая экспорт — 534 900 автомобилей Lada. В том же году «АвтоВАЗ» продолжил модернизацию мощностей и обновление модельного ряда, начав выпуск автомобилей Lada Kalina нового поколения.
В 2014 году «АвтоВАЗ» произвел 57510 автомобилей и сборочных комплектов. Продажи автомобилей марки Lada составили 439100 штук. Около 57 % автопарка России — автомобили марки ВАЗ.
В 2015 году «АвтоВАЗ» произвел 35 200 автомобилей. Аналитики указывают на рост стоимости компонентов и девальвацию рубля как причины убыточности компании. А в 2016 году производство автомобилей возросло до 40 800 штук.
В 2017 году российский автоконцерн «АвтоВАЗ» произвел 49 700 тысяч автомобилей и сборочных материалов.
В 2013 году в России было произведено 110 807 грузовых автомобилей, а в 2014 году производство снизилось до 110 795 штук.
В 2015 году заводы, расположенные на территории РФ в общей сложности произвели 132 200 грузовых автомобилей.
По данным Росстата, производство грузовых автомобилей в 2016 году составило 137 тысяч единиц, что на 6,9% выше показателя годичной давности.
Выпуск отечественных грузовых автомобилей в 2017 году составил 95 351 штук.
В России в 2013 году было произведено 53 200 автобусов, в 2014 – 44 000, в 2015 – 36 400.
Добавим также, что выпуск автобусов в России за 2016 год увеличился на 18,6% до 43200 штук.
По данным аналитической компании "АСМ-холдинг" объём выпуска автобусов, включая микроавтобусы, в 2017 году, выпущено 36400 штук.
Практическая работа
- Беседа «Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме. Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации. С таблицами мы знакомились в 7-8м классе, когда рассматривали информационные модели. Там же, выполняя практические работы, мы использовали возможности работы с таблицей».
-Но перед тем как начать, нам практическую задачу сделаем физминутку и вспомним правила работы за компьютерам.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Глазки дружно повращали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Какие существуют правила работы за компьютером: (слайд 5)
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.
2. Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы
3. Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.
4. Не прикасайтесь к экрану монитора.
5. Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.
- Сейчас из текста вам нужно выбрать необходимую информацию и занести данные в таблицу Excel. На рабочем столе у Вас находится файл с названием «Автомобилестроение». Откройте его и занесите данные в таблицу. (заносят данные).
Таблица 1: (слайд 6)
Виды | Количество выпушенных автомобилей по годам |
| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
легковые | | | | | |
грузовые | | | | | |
автобусы | | | | | |
- Сравним ваши таблицы с таблицей на экране.
Таблица 2: (слайд 7)
Виды | Количество выпушенных автомобилей по годам |
| 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
легковые | 51630 | 57510 | 35200 | 40800 | 49500 |
грузовые | 110807 | 110795 | 132200 | 137000 | 95351 |
автобусы | 53200 | 44000 | 36400 | 43200 | 36400 |
- По полученным данным в тетради сделайте краткий вывод. (один ученик читает вывод)
Закрепление полученных знаний
Сейчас мы вспомним основные свойства функции, график функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания. Мы попробуем объединить и закрепить знания, полученные на уроках географии и информатики.
- Что такое функция?
- Что такое график?
- Сколько осей у графика и как они называются?
- По данным таблицы, что и как можно изобразить на графике?
- Сейчас ваша задача объединится в одну группу и изобразить на одном графике «Автомобилестроение», используя три цвета (красный - грузовые, синий - легковые, зеленый - автобусы).
График: (слайд 8)
![]()
- Ребята, как легче воспринимается для вас информация в виде текста, таблицы или графика? Почему?
Итоги урока (слайд 9)
-Составление синквейна
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное;
вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
- В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
(слайд 10)
Машиностроение.
Тяжелое, среднее.
Производит, ремонтирует, строит.
Развито машиностроение – развита страна.
Отрасль.
Домашнее задание (слайд 11)
География: прочитать параграф 31
Информатика: сделать таблицу в Excel «Коммунальные услуги».
Математика: закрепить свойства функции.
Рефлексия (слайд 12)
- Какую задачу решали?
-Что надо было сделать?
-Что делали?
-Как выполняли задание?
-Что не получилось и почему?
-Что следует делать в дальнейшем?
-Что может помочь в дальнейшей работе?
-Показ графиков: (слайд 13)
- На графике настроения покажите свое настроение во время урока. (Выберите из трех графиков, который подходит к вашему настроению во время урока)