2.Целеполагание и мотивация обучения | Довести до учащихся тему урока и стоящие перед ними задачи. | - Посмотрите на подготовленные учебные предметы и попробуйте рассказать, какие школьные предметы (в значении уроки) мы объединили? - Верно, сегодня мы проводим урок в Музейном доме. - Исходя из этого, какие задачи мы поставим перед собой на урок? -В ходе работы над картиной вам нужно будет не только подметить детали и ответить на вопросы по картине. Во второй части урока, распределившись на пары, вам нужно составить устный рассказ по этой картине. | - На партах лежат учебники литературного чтения, значит урок литературы. -Видим набор инструментов, значит, будем работать с картиной. - Учебник «Русский язык», ΙΙ часть. Может понадобиться словарь. Работа по развитию речи. - Рассмотреть картину, ответить на вопросы учителя. -Составить устный рассказ по картине. | Принятие обучающимися цели занятия; готовность обучающихся к восприятию нового материала. |
3.Актуализация знаний. (подготовка к восприятию) | Актуализировать знания | -Какой раздел в литературном чтении мы сейчас изучаем? -Какие последние произведения вам запомнились? -Как называются картины, если на них изображена природа? -Какие еще жанры изобразительного искусства вам знакомы? -Найдите в учебнике стихотворение, где встречаются три этих понятия. Кто автор? Зачитайте. | -Природа для поэта любимая и живая. - Мы читали произведения Евгения Чарушина про Томку. -Пейзаж, портрет, натюрморт. 1. «Литературное чтение». Содержание. 2. Учебник, стр.8 | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения материала. |
4. Постановка цели урока ИЗО | Выяснить, почему автор так назвал свою картину. | В ходе работы над картиной нам нужно выяснить: можно ли передать присутствие людей на картине, если на ней нарисованы только предметы. -Найдите в учебнике литературное чтение картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». -К какому жанру изобразительного искусства можно отнести эту картину? Докажите. - Найдите в толковом словаре второй части учебника «Русский язык» значение слова «Натюрморт». Прочитайте. -Прочитайте информацию на слайде, это толкование слова «натюрморт» из словаря иностранных слов. Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа. Произведение, изображающее крупным планом неодушевленные предметы. - Что нового вы узнали о натюрморте? Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. В искусстве есть два вида натюрморта. В одном вещи говорят прежде всего не о себе, а своем хозяине, который незримо присутствует на картине. В другом типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное, которые говорят о самих себе, предлагая зрителю полюбоваться их красотой. В нем могут изображаться различные предметы быта. | 1. Ответы детей. 2. Находят в учебнике «Литературное чтение» картину Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». 3. Работа со словарем. 4. Внимательно рассматривают картину и отвечают на вопросы. 5. Художник правильно назвал картину, т.к. главное изображено на переднем плане. | |
4.Первичное восприятие | Научиться описывать натюрморт | 1.Описание собаки. -Натюрморт – это мертвая природа. Разве нет живых существ на этой картине? Ученики обнаруживают большую рыжую собаку, которая скромно сидит возле стола. -Что вы можете рассказать о собаке. -Как вы думаете, зачем она здесь сидит? -Нет ли ощущения того, что она кого-то ждет? 2. Описание предметов на столе. -Чувствуется ли, что люди где-то рядом? Рассмотрите внимательно содержимое стола. Выделите с помощью «зоркого ока» следующие предметы: стакан с чаем, спичечный коробок, фонарик, 2 яйца (белое и розовое) и дайте характеристику предметам. Стеклянный граненый стакан с чаем, который стоит в глубоком фарфоровом блюдечке, чайная серебряная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз. Похоже, люди еще не позавтракали. -Рассмотрите внимательно, в какие оттенки окрашены яйца. Одно яйцо отражается в грани самовара и на его белой поверхности отражается голубое блюдце, а на другом яйце – отражение розово-рыжего стола. 3. Рассматривание на картине кота. Выделите с помощью одного волшебного окна собаку, а с помощью другого – самовар. Рассматривают собаку, зеркальную грань самовара. -На кого смотрит собака? -Не кажется ли вам, что собака смотрит на вас? Почему это так происходит? На кого на самом деле смотрит собака? В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. -Где сидит кот? (сидит там, куда направлен взгляд собаки) - Кого ждут собака и кошка? Скорее всего, дожидаются, когда люди сядут завтракать, и надеются, что и их чем-нибудь угостят. 4. Описание цветов на столе. Выделите с помощью волшебного окна цветы на столе. -Цветы в баночке на столе полевые или садовые? -Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? (Здесь мнения детей могут разделиться) 5. Описание самовара. - Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием? - Есть ли что-то необычное в форме самовара? 6. Описание стола Рассмотри внимательно поверхность самого стола. Можешь взять лупу. -Этот стол находится в городской квартире, или это дачный стол? Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской. -Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом воздухе? Почему ты так думаешь? Возможно, стол стоит на открытой веранде. 7. В картине есть ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха. -Какие предметы нам помогают это увидеть? (синие васильки - голубое небо, желтые ромашки – солнышко). -Люди еще вернуться к столу? Конечно, ведь они еще не позавтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно. -Кто из вас разгадал секрет этой картины? Как прекрасна жизнь с ее простыми радостями. -К какому виду натюрморта относится картина Кузьмы Петрова-Водкина? Это картина, где вещи говорят о своем хозяине, который незримо присутствует на картине. | Рассматривают собаку, зеркальную грань самовара. Работа с лупой. Высказывают свои предположения Дети рассматривают предметы: стакан с чаем, спичечный коробок, яйцо. Высказывают свои предположения. . Еще раз внимательно рассматривают картину и пытаются найти на картине кота. Высказывают свои предположения. Рассматривают цветы и обнаруживают что, это синие лесные колокольчики и полевые желтые цветы, похожие на ромашки. Рассматривают баночку с водой и делают вывод, что баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже «выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны накануне, вечером. Цветы – свежие, наверное, только что были сорваны во время ранней прогулки. Их поставили небрежно в баночку, и они едва в ней умещаются Рассматривают самовар. Самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы. Рассматривают стол, высказывают свои предположения. Ответы детей. | |
5. Работа по картине. б) детальное рассматривание картины; составление рассказа по ней в) работа в группах д) сообщение дополнительных сведений | Помочь детям составить первое впечатление о картине. Формировать умение работать в группе; находить на картине указанные детали; выделять на картине фрагменты. Детально рассмотреть картину. Составить устный рассказ по ней. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. Сообщить детям дополнительные сведения о натюрморте. | - Давайте вместе составим план вашего устного рассказа. Даю пару минут, чтобы вы могли сосредоточиться и вспомнить основные моменты работы над картиной. ………………………………. Учитель пишет на доске. -Я предлагаю вам рассматривать картину, а по ходу, опираясь на план составлять рассказ по ней, чтобы вы могли рассказать своим домашним, приятелям, что видели в музее. У вас сложилось общее впечатление о картине. Я предлагаю вам оформить его, составив предложения. Итак, с чего начнём? - Слушаю ваши предложения - как будем составлять рассказ? (Дети могут предложить несколько вариантов: пары, группы, каждый сам). Учитель выбирает один. Предлагает каждой группе проработать только одну деталь картины, соответственно плану. 1. Название 2. Природа на картине. 3. Спичечный коробок. 4.Самовар. 5. Завтрак. 6. Стол. 7. Какова тема картины? Что хотел передать автор? - Дети работают в мини-группах по 3-4 минуты. Выбирают отвечающего. - Поочередно выходят ребята из каждой мини-группы и рассказывают свою часть описания. - Дать возможность рассказать друг другу. (По времени) - Уточняем упущенные детали и в итоге один – два ученика рассказывают. | План Название, коротко о нем. Природа на картине: в виде чего? (животные, букет) Описание деталей: а) спичечный коробок б) самовар в виде чайника в) завтрак, чай 4. Стол 5. Возвращаемся к названию. - Кузьма Петров-Водкин назвал свою картину «Утренний натюрморт» чтобы показать, что вещи вовсе не мертвые, а живые. Они хранят тепло человеческих рук, прикосновения человека, о них заботятся, ими пользуются и любуются. - Природа на картине присутствует. На столе мы видим букетик полевых цветов. Это колокольчики и ромашки. Они были сорваны совсем недавно, выглядят свежо. Хотя, может быть, их сорвали вечером накануне, так как баночка наполовину пуста. - Не смотря на то, что это натюрморт автор изображает большую рыжую собаку, которая сидит возле стола. Вероятно, она ждет хозяина, чтобы полакомиться. - На столе лежит спичечный коробок. Он необходим, чтобы разжечь самовар. - Самовар граненый, необычной формы - в виде чайника. У него вместо краника – чайный носик, есть ножки, труба открыта, крышечка от трубы лежит на столе. - На завтрак приготовлены два вареных яйца. Но они по-разному окрашены. Одно имеет голубоватый оттенок. Оно отражается в грани самовара и на его белой поверхности отражается голубое блюдце. А другое розоватое, так как на нем блики розовато-рыжего стола. На столе в глубоком фарфоровом блюдце стоит стакан с налитым чаем. Чайная ложечка преломляется в гранях стакана и отражается несколько раз. - Натюрморт изображен на дачном столе. На столе глубокая трещина и мелкие трещинки и царапины, от дождя или от старости краска вытерлась, почти на видна. -Присутствие людей чувствуется в расположении предметов: чай недопит, снята крышка самовара, накренившийся букет (может от ветра), положен фонарик, рядом небрежно брошен спичечный коробок. - Настроение солнечного утра художник отразил в названии. На картине чувствуется утренняя свежесть и свобода. - С помощью натюрморта художник делится с нами чувством радости жизни, ее красоты и наполненности. Кузьма Петров-Водкин передает присутствие людей на картине с помощью простых предметов, которые он объединил на столе и освещенные утренним солнцем они передают настроение бодрости и счастья. | Составленное обучающимися общее впечатление о картине. Готовность к более детальному рассматриванию репродукции. Картина детально рассмотрена обучающимися Составлен устный рассказ из десяти предложений. Достижение взаимопонимания в группах, выполнение задания обучающимися, выборы докладчика. Снятие усталости у детей. Готовность продолжать работу. Расширение знаний детей об истории создания натюрморта. |