СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок: «Решение физических задач с помощью рациональных уравнений»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок: «Решение физических задач с помощью рациональных уравнений»»

МКОУ «Дылымская гимназия имени Махмуда Салимгереева»













Открытый интегрированный урок

на тему:

«Решение физических задач с помощью рациональных уравнений»

/8 класс/















Учитель математики

Далгатова М.К.










Дылым 2019

Цели:


– обобщить знания по теме «Дробные рациональные уравнения. Решение задач с помощью рациональных уравнений»;


– через межпредметные связи воспитать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность.


Эпиграф урока: (записан на доске) Слеп физик без математики

(М.В. Ломоносов)


Вводная часть. Постановка цели урока.


Математика и физика обычно считаются наиболее трудными. Во все времена формирования человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс. Непонимание какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составлением и решением математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические построения. Об этом и говорят слова эпиграфа. Тема сегодняшнего нашего урока «Решение физических задач с помощью рациональных уравнений». Мы попытаемся составлять рациональные уравнения для решения некоторых физических задач.


Решение задач.


Задача №1


Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 60 м/с. Через сколько секунд тело окажется на высоте 100 м/с?


Решение.


Из курса физики мы знаем, что если не учитывать сопротивление воздуха, то высота h (в метрах), на которой окажется тело, брошенное вертикально вверх, находится по формуле: h = v0t (1),

где v0 – начальная скорость тела (м/с), t – время движения тела (с),

g – ускорение свободного падения (м/с2) (g примерно 10 м/с2).

По условию задачи v0= 60 м/с, h = 100 м. Подставим в формулу (1) и решим:

100 = 60t

t2 – 12t + 20 = 0

t1 = 2c, t2 = 10c.

Ответ: на высоте 100м тело окажется дважды: через 2с и через 10 с.

Задача №2


Электрическое сопротивление одного проводника на 1 Ом больше, чем сопротивление другого. Напряжение 20В вызывает в параллельно соединенных проводниках ток силой 9А. Найти сопротивление каждого из проводников.

R1

Решение:



R2






Пусть сопротивление одного проводника х (Ом), тогда другого – (х + 1) Ом. Из курса физики известно, что если проводники соединены параллельно, то сопротивление участка связано с сопротивлением каждого элемента формулой:

= (1)


По закону Ома: (2)


Выразим из (2) R:


По условию U = 20В, I = 9А. Значит, R = Ом.


Подставим значения R, R1, R2 в формулу (1):

= ; x


20(2x+1) = 9x(x+1)

9x2 – 31x – 20 = 0

x1 =4

x2 = – не удовлетворяет условию задачи

Итак, R1 = 4 Ом, R2 = 5 Ом.



Задача №3

Вода массой 40 кг разлита в два сосуда. При нагревании оба сосуда получили по 48 ккал, после чего температура в первом сосуде оказалась на 1° С выше, чем во втором. Сколько килограмм воды находилось в каждом сосуде? (Теплоотдачу в окружающую среду не учитывать).



Решение.

Количество теплоты , – теплоемкость воды, – разность температур, показывающая на сколько градусов нагрели воду.


С = cm, где m – масса воды, с - удельная теплоемкость воды.

= /cm, с =1.

Пусть масса воды в первом сосуде х кг, во втором сосуде – (40 – х) кг.

По условию = 48 ккал, тогда 1 = , 2 .

Составим по условию задачи уравнение:

- = 1,

х1 = 16

x2 = 120 (не удовлетворяет условию задачи).


Значит, в первом сосуде 16 кг, во втором – 24 кг.



Подведение итогов.



Домашнее задание.


Задача


На расстоянии 80 м переднее колесо повозки сделало на 8 оборотов больше заднего. Найдите длину каждого колеса повозки, если у переднего она на 0,5 м меньше чем у заднего.


Решение.







80 м



колеса

S (км)

Длина одного оборота колеса – длина окружности (м)

Количество оборотов

переднее

80

x

заднее

80

x + 0,5

2x2x – 10 = 0

х1 = 2, x2 = – 2,5 – не удовлетворяет условию задачи

Ответ: 2 м; 2,5 м.