МКОУ «Дылымская гимназия имени Махмуда Салимгереева»
Открытый интегрированный урок
на тему:
«Решение физических задач с помощью рациональных уравнений»
/8 класс/
Учитель математики
Далгатова М.К.
Дылым 2019
Цели:
– обобщить знания по теме «Дробные рациональные уравнения. Решение задач с помощью рациональных уравнений»;
– через межпредметные связи воспитать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность.
Эпиграф урока: (записан на доске) Слеп физик без математики
(М.В. Ломоносов)
Вводная часть. Постановка цели урока.
Математика и физика обычно считаются наиболее трудными. Во все времена формирования человеческого сознания эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс. Непонимание какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составлением и решением математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические построения. Об этом и говорят слова эпиграфа. Тема сегодняшнего нашего урока «Решение физических задач с помощью рациональных уравнений». Мы попытаемся составлять рациональные уравнения для решения некоторых физических задач.
Решение задач.
Задача №1
Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 60 м/с. Через сколько секунд тело окажется на высоте 100 м/с?
Решение.
Из курса физики мы знаем, что если не учитывать сопротивление воздуха, то высота h (в метрах), на которой окажется тело, брошенное вертикально вверх, находится по формуле: h = v0t –
(1),
где v0 – начальная скорость тела (м/с), t – время движения тела (с),
g – ускорение свободного падения (м/с2) (g примерно 10 м/с2).
По условию задачи v0= 60 м/с, h = 100 м. Подставим в формулу (1) и решим:
100 = 60t –
t2 – 12t + 20 = 0
t1 = 2c, t2 = 10c.
Ответ: на высоте 100м тело окажется дважды: через 2с и через 10 с.
Задача №2
Электрическое сопротивление одного проводника на 1 Ом больше, чем сопротивление другого. Напряжение 20В вызывает в параллельно соединенных проводниках ток силой 9А. Найти сопротивление каждого из проводников.
R1
Решение:
R2
Пусть сопротивление одного проводника х (Ом), тогда другого – (х + 1) Ом. Из курса физики известно, что если проводники соединены параллельно, то сопротивление участка связано с сопротивлением каждого элемента формулой:
=
(1)
По закону Ома:
(2)
Выразим из (2) R:
По условию U = 20В, I = 9А. Значит, R =
Ом.
Подставим значения R, R1, R2 в формулу (1):
=
; x
20(2x+1) = 9x(x+1)
9x2 – 31x – 20 = 0
x1 =4
x2 = –
не удовлетворяет условию задачи
Итак, R1 = 4 Ом, R2 = 5 Ом.
Задача №3
Вода массой 40 кг разлита в два сосуда. При нагревании оба сосуда получили по 48 ккал, после чего температура в первом сосуде оказалась на 1° С выше, чем во втором. Сколько килограмм воды находилось в каждом сосуде? (Теплоотдачу в окружающую среду не учитывать).
Решение.
Количество теплоты
,
– теплоемкость воды,
– разность температур, показывающая на сколько градусов нагрели воду.
С = cm, где m – масса воды, с - удельная теплоемкость воды.
=
/cm, с =1.
Пусть масса воды в первом сосуде х кг, во втором сосуде – (40 – х) кг.
По условию
= 48 ккал, тогда
1 =
,
2
.
Составим по условию задачи уравнение:
-
= 1,
х1 = 16
x2 = 120 (не удовлетворяет условию задачи).
Значит, в первом сосуде 16 кг, во втором – 24 кг.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Задача
На расстоянии 80 м переднее колесо повозки сделало на 8 оборотов больше заднего. Найдите длину каждого колеса повозки, если у переднего она на 0,5 м меньше чем у заднего.
Решение.
80 м
№ колеса | S (км) | Длина одного оборота колеса – длина окружности (м) | Количество оборотов |
переднее | 80 | x | |
заднее | 80 | x + 0,5 | |
2x2 – x – 10 = 0
х1 = 2, x2 = – 2,5 – не удовлетворяет условию задачи
Ответ: 2 м; 2,5 м.