СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра «Калейдоскоп понятий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра предназначена для формирования понятийного аппарата по курсу "Обществознание" в рамках подготовки к экзаменам.  

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра «Калейдоскоп понятий»»

Интеллектуальная игра «Калейдоскоп понятий»

Игра предназначена для формирования понятийного аппарата по курсу «Обществознание» в рамках следующих тем:

  1. Человек и общество

  2. Социальные отношения

  3. Экономика

  4. Политика

  5. Право

Участники: обучающиеся 8-11 классов.

Время игры рассчитана на 30-60 мин, в зависимости от количества игроков и подготовленности участников.

Комплектация игры: набор карточек желтого, оранжевого, красного, синего, зеленого цвета, по 40 шт. в каждой группе. Цвет советует одной из пяти тем. шесть результативных карточек, в которых ученик фиксирует свой результат в игре, фломастеры, игральный кубик.

Кубик с гранями желтого, оранжевого, красного, синего, зеленого цвета (соответствует цвету темы) и шестая грань белая – при выпадении дает участнику право самостоятельного выбора.



Игра рассчитана от 2 до 6 игроков. Один человек выполняет роль ведущего.

Порядок ответа может быть построен при принципам: «от понятия к определению» или «от определения к понятию». Карточки со звездочкой выполняются по принципу «от задания к ответу».

Варианты игры:

  1. В рамках одной темы. Кубик не используется. Ведущий в свободном порядке вынимает картонку определенного цвета и засчитывает игрокам понятие или определение. Право ответа достается игроку, который первый поднял руку.

В случаи правильного ответа игрок делает отметку в результативной карточке в разделе «считаем очки». Если ответ был неверным, то отметка ставится в разделе «ход без ответа».

Правильный ответ оценивается в 1 балл, за исключением заданий со звёздочкой – они оцениваются в 3 балла. Ошибка – 1 балл.

В конце игры результат рассчитывается по формуле: количество баллов за правильные ответы минус количество баллов за ошибки. Полученное число проставляются в графе «результат». Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов.

В конце игры проводится беседа с обучающими, с целью оценки качества проведенной игры, успехов её участников. Определяются зоны, требующих внимания учащегося и педагога.

Может использоваться, как часть обобщающего урока по теме или при подготовке к ГИА.

  1. По всем темам или по нескольким темам. Используется кубик. По условной договорённости грани неиспользуемых тем приравниваются к любому цвету изученных тем.

Игроки по очереди кидают кубик и получают от ведущего вопрос: понятие-определение или наоборот.

В случаи правильного ответа игрок делает отметку в результативной карточке в разделе «считаем очки». Если ответ был неверным, то отметка ставится в разделе «ход без ответа».

Правильный ответ оценивается в 1 балл, за исключением заданий со звёздочкой – они оцениваются в 3 балла. Ошибка – 1 балл.

В конце игры результат рассчитывается по формуле: количество баллов за правильные ответы минус количество баллов за ошибки. Полученное число проставляются в графе «результат». Полученные по темам баллы суммируются и выставляются в графе «итого». Побеждает тот, кто набрал больше всего баллов.

В конце игры проводится беседа с обучающими, с целью оценки качества проведенной игры, успехов её участников. Определяются зоны, требующих внимания учащегося и педагога.

Может использоваться при подготовке к ГИА.

  1. «Тематические цепочки». Кубик и задания со звёздочками не используются. Задание – собрать тематические цепочки из предложенных понятий и объяснить взаимосвязи между ними. Карточки можно использовать как из одной темы, так из нескольких.

Имя_______________

Человек и общество

Экономика

Социальные отношения

Политика

Право

Считаем очки















Ход без ответа










Результат







ИТОГО


Оцени свой результат __________



Список понятий:

Человек и общество: общество (в узком смысле), общество (в широком смысле), индивид, индивидуальность, личность, свобода, мышление, потребность, деятельность, интерес, ответственность, общественные отношения, индустриальное общество, культура (в узком смысле),культура (в широком смысле), институт общества. Реформа, революция, эволюция, образование, атеизм, революция, человек, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, модернизация, мораль, нравственность, знание, наука, истина, заблуждение, искусство, глобализация, мировоззрение, познание, религия.

Задание: назовите типы социальных институтов; назовите виды деятельности; назовите виды потребностей с примерами; назовите формы культуры.

Социальные отношения: нация, социальный контроль, социальная мобильность, этнос, деликвентное поведение. Социальная адаптация, авторитет, социальный лифт, социальная общность, шовинизм, иерархия, формальная группа, неформальная группа, национализм, молодёжь, статусный набор, престиж, брак, социальный статус, социальная стратификация, социальные санкции, семья, ролевой конфликт, племя, социальная роль, социализация, конформизм, маргиналы, девиантное поведение, социальный конфликт, социальные отношение, социальная группа, страта. Народность, социальные нормы, дискриминация.

Задания: назовите виды социальных статусов с примерами; перечислите способы завершения конфликта, приведи примеры формальных и неформальных санкций (позитивных и негативных); назовите методы социального контроля.

Экономика: деньги, инвестиции, занятость, банк, каталог, рыночное равновесие, банковский кредит, предложение, конкуренция, производительность труда, экономическое развитие, экономическая политика государства, уровень жизни, семейный бюджет, инфляция, государственный бюджет, заработная плата, ценные бумаги, прибыть, цена, рынок, спрос, издержки, экономическая система, безработица, факторы производства, распределение, собственность, потребление, натуральное хозяйство, экономика как хозяйственная деятельность, экономика как наука, обмен, производство, ресурсы, экономическое благо.

Задание: перечисли виды экономических систем, перечисли по порядку стадии экономики, расскажи закон спроса и предложения, назови факторы производства.

Политика: власть, политика, политические системы, унитарное государство, политическая культура, политическая идеология, мажоритарная избирательная система, монархия, государство, политический режим, гражданское общество, республика, правовое государство, демократия, политическое участие, выборы, конфедерация, политические партии, легитимность власти, федерация, авторитаризм, суверенитет, референдум, государственные органы, политическая элита, СМИ, избирательная система, легальность власти, тоталитаризм, общественно-политические движения, смещенная избирательная система, политические институты, политических лидер, политический абсентеизм, пропорциональная избирательная система, политическая власть, партийная система.

Задания: назови виды политического участия с примерами, перечисли ветви власти (к какой из них относится государственная дума, назови высшие органы власти.

Право: правоотношение, проступок, преступление, правоспособность, семейное право. Дееспособность, отрасль права, уголовное право, институт права, административное право, право, нормативный договор, конституционный строй, гражнанско-процессуальное право, правовые обычаи, юридическая обязанность, правоохранительная деятельность, уголовный процесс, система права, физическое лицо, трудовое право, юридическое лицо, уголовно-процессуальное право, судебный прецедент, юридическая ответственность, нормативный правовой акт, гражданство, закон, Конституция РФ, гражданское право, правоотношения, ребенок, судебное право, трудовая книжка, санкция, правовые нормы.

Задания: перечисли правоохранительные органы РФ (не менее пяти), перечисли отрасти права, что объединяет данные понятия: трудовой договор, работодатель, работни; назови виды юридической ответственности.