Интеллектуальная игра по химии
Цель: Продолжить развитие логического мышления, применение теоретических знаний, полученных в ходе уроков; повышение познавательного интереса учащихся к предмету.
Обучающая: реализация межпредметной связи химии и других дисциплин.
Развивающая: продолжить формирование научного мировоззрения; положительно отношения к знаниям;
Воспитательная: воспитание любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности. Расширить кругозор.
Сценарий игры
Учитель: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, отвечая на вопросы химических процессов.
Сегодня играют команды 8-9 класса. Итак, начнем первый тур нашей игры.
Команды представляют название, девиз, эмблему команды ( жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале.
Учитель: Переходим ко второму туру игры: команды по очереди отвечают на вопросы за каждый ответ получают по 1 баллу. Вопросы отличаются по степени сложности.
Вопросы тура:
1. Химическое соединение, используемое в медицинской практике для наложения повязок при переломах костей (гипс)
2. Сложное вещество из класса алкалоидов, содержится в табаке. (никотин)
3. Носители жизни. (белки)
4. Вещество – продукт питания , на его основе в медицине готовят мази, присыпки. (крахмал)
5. Эффективный жаропонижающий препарат – производное салициловой кислоты. (аспирин)
6. Взрывчатое вещество , способное облегчить спазмы сердечных сосудов? (Нитроглицерин)
7. Соединение кислорода необходимое для процесса жизнедеятельности? (Вода)
8. Важнейший антисептик, который используется для получения кислорода? (марганцовка)
9. Это сильный антисептик, его используют для приготовления многих лекарственных настоек и экстрактов? (Спирт этиловый)
10. Это вещество используют для смягчения кожи человека? (Глицерин)
Учитель: Третий тур: «Ассорти». Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
Не все то аурум, что блестит.
Белый, как карбонат кальция.
Куй феррум, пока горячо
Слово – аргентум, молчание – аурум.
Купрумного гроша не стоит.
С тех пор много оксида водорода утекло
Учитель: Четвертый тур. Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы. В этом конкурса 5 баллов получает та команда которая первая даст правильный ответ.
Маилюний
Антрий
Ромб
Солодик
Алюминий
Натрий
Бром
Кислород
Учитель: Пятый тур конкурс капитанов «Ответы дуэтом»
1. Воздушная оболочка Земли атмосфера
2. Переход жидкого вещества в пар испарение
3. Латинское название водорода гидрогениум
4. Итальянский ученый, открывший один из газовых законов Авогадро
5. Сосуд для растирания вещества ступка
6. Элемент, укрепляющий зубную эмаль кальций
7. Родина пороха Китай
8. В каком виде встречается золото в природе самородном
9. Почему натрий хранят под слоем керосина окисляется
10. Закон сохранения массы вещества открыл Ломоносов
11. Кислота, содержащаяся в желудочном соке соляная
12. Главный элемент атомной энергетики уран
13. Какая вода мутнеет от дыхания известковая
14. Из-за этого металла гибли целые племена золото
15. Изменяет цвет в кислоте или щелочи индикатор
Учитель: А сейчас я хочу поиграть с болельщиками.
Загадки про элементы
1. Какой элемент всегда рад? (Радон)
2 Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
3. Часть какого элемента лает? Гафний.
4. Какой элемент является лесом? (Бор)
5. В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов? Хром, бром.
6. Какой химический элемент имеет отношение и к цирку и табуну лошадей? Цирконий.
7. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)
8. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран)
9. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)
10. Название, какого металла несёт в себе волшебника? (Магний)
11. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)
12. Какой элемент своим названием говорит, что он «светоносец»? (Фосфор)
13. Частью какого химического любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)
14. От названия какого металла нужно отрезать 1/3, чтобы получить известную кость скелета человека и животных? (Серебро)
15. В состав названий каких элементов входит дерево? (Никель, дубний)
16. Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПСХЭ Д.И. Менделеева? (Водород)
17. Какой металл при обычных условиях является жидким? (Ртуть)
18. Какой неметалл при обычных условиях является жидким? (Бром)
19. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)
20. Элемент 3 периода, 5А группы. (Фосфор)
21. Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)
22. Вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.
23. Процесс с участием кислорода, сопровождающийся с выделением света и тепла. (Горение)
Учитель: Шестой тур: «Дальше, дальше, дальше...» А сейчас я по очереди буду задавать в течение одной минуты вопросы каждой команде. Задача же команды - ответить на большее количество вопросов. Если ответ вы не знаете, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы для 1-й команды
Как называются соединения металлов с азотом? (Нитриды)
2. Как называются соли угольной кислоты? (карбонаты)
3. К каким оксидам – кислотным или основным – относится оксид
кремния? (Кислотным)
4. Какая кислота соответствует оксиду кремния? (кремнивая)
5. Углекислый газ тяжелее воздуха или легче? (тяжелее)
6. Какой из элементов азот или фосфор проявляет
в большей степени неметаллические свойства? (азот)
7. Какое из соединений CH4 или SiH4 обладает более кислотными
свойствами. (SiH4)
8. Какой из оксидов N2O5 или P2O5 носит более кислотный характер? (P2O5)
9. Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы
азота? (-3 до +5)
10. В соединениях с водородом углерод проявляет положительную
или отрицательную степень окисления. (отрицательную)
11. Какова валентность азота в нитридах? (3)
12. Какова относительная атомная масса кремния? (28)
13. В каком агрегатном состоянии при нормальных условиях находится оксид кремния (IV). (твердом)
14. На каких свойствах основано применение кристаллов кремния в радиоэлектронике? (полупроводниковых)
15. Сколько электронов в атоме углерода. (6)
16. Сколько энергетических уровней в атоме фосфора (3)
Вопросы для 2-й команды
Как называются соли азотной кислоты? (Нитраты)
Как называют соединения металлов с углеродом. (карбиды)
3. Какой из элементов углерод или азот проявляют в большей
степени неметаллические свойства? (азот)
4. К каким оксидам – кислотным или основным – относится оксид
азота (V)? (Кислотным)
5. Какая кислота соответствует оксиду азота (V). (азотная)
6. . Какой из элементов углерод или кремний проявляет
в большей степени неметаллические свойства? (углерод)
7. Угарный газ тяжелее или легче воздуха? (легче)
8. Какое из соединений NH3 или PH3 обладает более кислотными
свойствами.( PH3)
9. Какой из оксидов СО2 или SiO2 носит более кислотный характер? (SiO2)
10. Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы углерода? (-4 до +4)
11. В соединениях с кислородом азот проявляет положительную
или отрицательную степень окисления. (положительную)
12. Какова валентность углерода в карбидах? (4)
13. Какова относительная атомная масса азота? (14)
14. В каком агрегатном состоянии при нормальных условиях находится оксид фосфора (V). (газообразном)
15. На каких свойствах основано применение алмаза в бурении скважин? (высокой твердости)
16. Сколько электронов в атоме азота? (7)
17. Сколько энергетических уровней в атоме кремния? (3)
Жюри подводит итоги Объявление победителей и оценок.
Цели мероприятия:
Расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.
Мотивировать учащихся на успех и индивидуальное и коллективное творчество.
Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
Формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету – к химии.
“Просто знать – еще не все, знания нужно использовать”
И.В. Гете
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры – расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести викторину по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри. Пи выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.
Условия игры: “Синий раунд” (Приложение)
Команды по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. Вопрос зачитывает ведущий. На обдумывание дается 5 – 10 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии с ценой вопроса, при неправильном – такое же количество баллов снимается. Если команда, выбравшая вопрос затрудняется с ответом, то игра переходит в индивидуальную, и каждый участник игры может набирать баллы, подняв сигнальную карточку. Если на данный вопрос нет ответа, то его дает ведущий.
Звездный час "Знатоки химии" Игра. 9-й класс
Матвеева Людмила Владимировна, учитель химии
Разделы: Химия
Класс: 9
Цели:
Дидактические: применение ЗУН в практической деятельности, познавательная деятельность, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: формирование определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, речи, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: стрессовый контроль, саморегуляция, психотерапия.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, таблицы: “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”, “Растворимость кислот, солей, оснований”, “Электроотрицательность”; штативы, пробирки, спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой, раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки для выпаривания.
Форма проведения – игра.
Этапы игры:
Этап подготовки
Этап введения в игру
Этап проведения
Этап анализа
Заключительный этап
В игре участвуют:
основные игроки – учащиеся 9 класса;
3 человека - счетная группа;
2 человека – помощники;
Ведущий – учитель.
Ход и содержание мероприятия
Каждый человек стремится чего-то в жизни достичь, быть не похожим на других. В жизни каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный час, который показывает, на что мы способны. Вот сегодня и давайте попытаемся определить, для кого наступил звездный час, но пока только в одном – в изучении химии. А сделаем это в форме игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час “Знатоки химии”.
Правила игры.
Игра состоит из 10 туров.
В девяти турах участвуют все желающие, в финале – 3 лучших игрока.
Каждый тур посвящен определенной теме и содержит несколько заданий.
На обдумывание задания – 30 секунд.
Ответ дается в виде цифры, под которой правильный ответ.
Право первого ответа принадлежит тому, кто первым поднимет руку.
За каждый правильный ответ выдается звездочка.
Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика, снимается с игры.
Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф - лишение заработанной звезды или удаление из игры.
Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.
Три игрока, набравшие наибольшее количество звездочек, выходят в финальный тур.
Финальный тур – выполнение практического задания.
Оценивание эксперимента:
выбор нужного оборудования - 1 балл
соблюдение правил безопасности – 1 балл
четкое проведение эксперимента – 1 балл.
Прошу счетную комиссию занять свои места. Счетной комиссии выдается список всех участников игры с таблицей-сеткой.
Мы начинаем игру. Задания первых девяти туров предлагаются в виде презентации. (Приложение 1)
1-й тур: Знание химических элементов
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Атом, какого из элементов легче всего отдает свои внешние электроны? (Натрий.)
Какой из приведенных элементов назван в честь нашей страны? (Рутений.)
Какой из приведенных элементов назван в честь континента? (Америций.)
У атома какого элемента электронная конфигурация внешнего уровня s2p1? (Алюминий.)
Какой из перечисленных элементов наиболее распространен в природе?(Алюминий.)
2-й тур: Электронные формулы атомов
развернуть таблицу
1 1s22s22p4 | 2 1s22s22p63s23p6 | 3 1s22s1 | 4 1s22s2 | 5 1s22s22p3 |
развернуть таблицу
Какая из электронных формул соответствует аниону хлора? (2.)
Какая из электронных формул соответствует атому элемента, наиболее распространенного в Солнечной системе? (1.)
Какая электронная формула принадлежит атому элемента с наиболее выраженными металлическими свойствами? (3.)
3-й тур: Свойства веществ различных классов
развернуть таблицу
1 SO2 | 2 А1(ОН)3 | 3 СаСО3 | 4 MgO | 5 SO3 |
развернуть таблицу
Какие из приведенных веществ взаимодействуют с раствором гидроксида натрия? (1, 2, 5.)
Какие из веществ подвергаются разложению при нагревании? (2, 3.)
Какие из указанных веществ при растворении в воде образуют кислоту? (1, 5.)
В каком из веществ массовая доля кислорода составляет 50 %? (1.)
4-й тур: Реакции ионного обмена
развернуть таблицу
1 K++ Ag+ | 2 Ag++ Cl- | 3 Ba2++SO42- | 4 Zn2++ 2OH- | 5 Zn0 + 2H+ |
развернуть таблицу
Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата серебра к раствору хлорида калия? (2.)
Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора нитрата бария к раствору сульфата натрия? (3.)
Какая пара ионов участвует в химической реакции при приливании раствора хлорида цинка к раствору гидроксида натрия? (4.)
Какое из ионных уравнений не может существовать, так как подобную реакцию нельзя провести практически? (1.)
Какое из ионных уравнений соответствует реакции замещения? (5.)
5-й тур: Окислительно-восстановительные процессы
1) H2S + O2 — 2) H2SO4 + BaCl2 —
3) S + Fe — 4) H2S + SO2 — 5) S + O2 —
В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства восстановителя? (1, 5.)
В уравнениях каких реакций сера проявляет свойства окислителя? (3.)
Уравнение какой реакции относится к реакциям обмена? (2.)
Уравнения каких реакций относятся к реакциям соединения? (3, 5.)
6-й тур: Химия и математика
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу сульфата меди в медном купоросе? (5.)
Сколько молей ионов натрия образуется при полной диссоциации одного моля фосфата натрия? (1.)
Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г серной кислоты? (4.)
7-й тур: Изменение свойств веществ
развернуть таблицу
развернуть таблицу
Какие из элементов нарушают порядок расположения их по убыванию металлических свойств? (3-4.)
Соединения, какого элемента проявляют амфотерные свойства? (2.)
Какой элемент входит в состав мозговой ткани? (4.)
8-й тур: Великие химики
развернуть таблицу
1 Ломоносов | 2 Аррениус | 3 Берцелиус | 4 Каблуков | 5 Семенов |
развернуть таблицу
Кому из ученых принадлежит идея о гидратации ионов в растворах? (4.)
Кому из ученых принадлежит это высказывание: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”? (1.)
Кто из ученых является основоположником теории электролитической диссоциации? (2.)
9-й тур: Химическая связь в веществах
развернуть таблицу
1 Н2О | 2 НС1 | 3 РН3 | 4 Na2S | 5 O2 |
развернуть таблицу
Молекула, какого вещества образована ионной связью? (4.)
В молекуле какого вещества две ковалентных полярных связи? (1.)
Молекула, какого вещества имеет двойную ковалентную неполярную связь? (5.)
Итак, мы подошли к финалу.
Уважаемые члены счетной комиссии, определите трех лучших игроков сегодняшней игры.
Прошу выйти финалистов на подиум.
Финал: Химический эксперимент.
Ведущий приглашает финалистов за столы, на которые находится необходимое оборудование. Каждому выдается задание на карточке. На выполнение – 2 минуты.
1) Выделите поваренную соль из раствора.
2) Проведите очистку сахарного сиропа.
3) Вскипятите воду в пробирке.
Итог игры:
- проводится награждение победителя, для которого наступает “Звездный час”;
- выступление победителя.
10-й тур: (внеконкурсный)
Химия и лирика.
Во все времена богатство государства, народа, монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и назовите пословицы, поговорки или стихотворные строки в которых встречается слово “Золото” или его производные.
Интеллектуальная игра по химии «Знатоки»
Цели мероприятия:
Расширить кругозор, активизировать опыт учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.
Мотивировать учащихся на успех и индивидуальное и коллективное творчество.
Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы.
Формировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету – к химии.
“Просто знать – еще не все, знания нужно использовать”
И.В. Гете
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры – расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести викторину по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами.
Наша интеллектуальная игра состоит из 5 туров.
Учитель: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, отвечая на вопросы химических процессов.
Сегодня играют команды 9 классы. Итак, начнем первый тур нашей игры.
Команды представляют название, девиз, эмблему команды ( жюри оценивает задание по 10-ти бальной шкале.
Учитель: Переходим ко второму туру игры: команды по очереди отвечают на вопросы за каждый ответ получают по 1 баллу.
Вопросы.
1. Самый лёгкий неметалл.(водород)
2. Какой из всех газов-неметаллов самый тяжелый? (Хлор) водород хлор кислород
3. Какие неметаллы утверждают, что могут другие вещества рождать?( Кислород, водород, галоген)
4. Какой неметалл является лесом? (Бор)
5. Какой неметалл не имеет постоянной прописки в таблице Менделеева? (водород)
6. Название какого неметалла переводится как «безжизненный»? (азот)
7. Какой неметалл говорит, что он – это не он? (неон)
8. Соединением какого неметалла был отравлен Наполеон? (мышяк)
9. Какой неметалл получен искусственно? (астат)
10. Из атомов какого неметалла состоит алмаз? (углерод)
11. Какой неметалл открыл кот? (йод)
12. Какой неметалл всегда рад? ( радон)
13. Недостаток какого элемента вызывает заболевания щитовидной железы? (йод)
14. Недостаток какого элемента вызывает кариес? (фтор)
15. Жёлто-зелёный газ, используемый как химическое оружие во время первой мировой войны? (хлор)
16. Единственный жидкий неметалл. (бром)
17. Название какого неметалла переводится как «зловонный»? (бром)
18. Открытие какого неметалла стоило жизни и здоровья многим учёным? (фтор)
19. Название какого элемента переводится как «светоносный»? (фосфор)
20. Какой неметалл считался у алхимиков обязательной составной частью «философского камня»? (сера)
21. Самый распространенный элемент во Вселенной. (водород)
22. Самый активный неметалл. (фтор)
23. Второй по распространенности неметалл на Земле после кислорода. (кремний)
24. Неметалл, названный в честь Луны.( селен)
25. Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы углерода? (-4 до +4)
26. В соединениях с кислородом азот проявляет положительную
или отрицательную степень окисления. (положительную)
27. Какова валентность углерода в карбидах? (4)
28. Какова относительная атомная масса азота? (14)
29. В каком агрегатном состоянии при нормальных условиях находится оксид фосфора (V). (газообразном)
30. На каких свойствах основано применение алмаза в бурении скважин? (высокой твердости)
Следующий тур то есть 3 тур называется «Закончим реакцию». Для этого приготовит учитель заранее листы которые учащихся должны дополнить реакции. Оценивается за каждую реакцию по 1 балла.
1. 4NO2 + 2H2O + O2
2. 2KClO3
3. Cl2 + 2NaOH
в холодной воде!
4. Al4C3 + 12H2O
5. Na2O2 + CO2
4 тур называется « Решим задачи». По 5 задачи дается решить за 5 минут. За каждый правильный ответ по 1 баллу.
1. Определите элемент, высший оксид которого имеет формулу ЭО3, а с водородом образует соединение, содержащее 2,47% водорода.
2. Чему равна массовая доля кислорода (%) в смеси 0,5 молей карбоната магния и 0,1 моля доломита?
3. Вычислите число атомов натрия в 0,04 молях оксида натрия.
4. Сколько гр углекислого газа можно получить при горении углерода, если для реакции потребовалось 33,6 л (н.у.) кислорода?
5. Определите значение n, если в составе кристаллогидрата MgSО4 ∙ nН2O массовая доля серы 13%.
5 тур самый интересный. Называется анаграммой.
АНАГРАММЫ — это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое.
Радон — народ; зола — лоза; торф — фтор; ромб — бром; лира — арил; канал — алкан; уран — урна; удар — руда; соль — лось; колба — бокал; клоун — колун — уклон — кулон
Итог игры. Счетная комиссия подводит итоги.
Команды, преодолев все препятствия, успешно достигли финиша. Мы поздравляем победителей и благодарим всех игроков за участие.
1. 4NO2 + 2H2O + O2
2. 2KClO3
3. Cl2 + 2NaOH
в холодной воде!
4. Al4C3 + 12H2O
5. Na2O2 + CO2
1. Определите элемент, высший оксид которого имеет формулу ЭО3, а с водородом образует соединение, содержащее 2,47% водорода.
2. Чему равна массовая доля кислорода (%) в смеси 0,5 молей карбоната магния и 0,1 моля доломита?
3. Вычислите число атомов натрия в 0,04 молях оксида натрия.
4. Сколько гр углекислого газа можно получить при горении углерода, если для реакции потребовалось 33,6 л (н.у.) кислорода?
5. Определите значение n, если в составе кристаллогидрата MgSО4 ∙ nН2O массовая доля серы 13%.
Анаграмма.
народ; зола ; торф ; ромб; лира; канал; урна; удар ; лось; бокал; клоун