«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (из опыта работы)
Подготовила
Мещерякова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СШ №1
г. Переславль-Залесский ,2018г.
- Паровоз без колес -
- Вот так чудо паровоз!
- Не с ума ли он сошёл?
- Прямо по морю пошёл!
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами»
Ш.А.Амонашвили
Домашних животных: корову, собаку и кошку зовут (Б,б)елка,(К,к)нопка, (М,м)алышка. У коровы кличка (Б,б)елка, (К,к)нопкой зовут не собаку. Какие клички у кошки и собаки?
( К,к)отенок (П,п)ушок нашёл (П,п)ушок.
(М,м)аленькая (Р,р)оза подарила маме (Р,р)озу.
Минутка чистописания:2 фазы
- определение и формулирование обучающимися темы минутки чистописания
- Формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов
- Внимательно посмотрите на ряд букв:
т п к е н
Р М Б Р В
А Р
Г П
В Р A Н Е Р
Р
С
Г
Р
Борт
Зубр
Обоз
Борщ
5 3 1
д в ?
Приемы, применяемые на минутке чистописания 1 КЛ.
- С помощью буквы, которую будем писать образуются все слова на схеме
т
к
к
д
м
н
л
Определите, какую букву будем писать, ориентируясь на данный ряд:
П В С Ч П С …
Прочитайте слова :
бумага, гиря, ряд
Буква, которую будем писать обозначает в одном из слов парный звонкий, мягкий согласный звук
Приемы, применяемые на минутке чистописания
- 1.Определите букву, она есть в каждом из данных слов и может разделить их на 2 равные группы:
сетка, енот, ежиха, пенал
- 2. Буква в корне каждого из данных слов:
Закваска, отголосок, мясистый
Приемы, применяемые на минутке чистописания
- 4. Буква обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда:
Детский, тростник, чувствовать, лестница, вестник, отвечаю, местность, резкий
- 5. Буква находится в корне одного из данных слов и обозначает глухой мягкий согласный звук:
Резинка, закрыл, кит
- 6. Буква в корне глагола и обозначает непарный звонкий , парный мягкий согл. :
Лампа, лесной, отлетел
- старость, пошел, новинки, заварной
2 буквы: 1- в приставке гл., в корне сущ. мн. ч., суффиксе сущ. ед. ч. , в окончании прил. 2- парный звонкий , твердый согл. и стоит в корне слова, в котором есть все составные части
Приемы, применяемые на минутке чистописания
- 7. Буквы делят данные слова на равные группы:
Праздник, столица, сердце, урожай, чинил, собака, низина, звездный, лицо
- 8. Внимательно рассмотрите запись. Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания:
Доктор – врач зов - …
Рев - … ураган - …
большой – маленький старый -…
сухой -… гладить -…
война -… твердый -…
глубокий - …
2. Формулирование детьми плана предстоящих действий. Варианты.
- Определите порядок написания букв в данном ряду.
- а / аа / / ааа /// … ма мя мб мю …
- обл лбо обл лбо … Рра Рре Ррё Рр…
- Ввввв / Вввв / … оё ая …
- Написать, поочередно увеличивая количество букв на 1
- Абу аабу ааббу …
Словарно-орфографическая работа
Е..
Д…
Д……
М.
… .в
Е … ..
Ь…….
Словарно-орфографическая работа
.
о
.
.
з
а
б
.
.
.
в
т
.
е
.
р
.
а
.
д
.
к
Словарно-орфографическая работа 2-3 1-6 2-7 1-6 1-4 1-3
1
3
2
4
а
5
м
с
6
г
н
д
о
7
я
р
8
к
9
л
в
10
ч
у
ц
Т
Словарно-орфографическая работа
- Пфбктхешсрчёщзца
- Выд.вить,охр.нять,
б.лезнь,кр.ситель,
зн.чение,умн.жать,аб.жур,
сл.мался, л.скает
род
М. Ж. С.
падеж
И. Р. В.
ОЗЕРО
Д.П. 1 скл
падеж
Е У И
ДРУЖБУ
Д. П. Р.
ПРЕДЛОГ
МАМЫ
Ж.Р. 1 СКЛ.
ОН И К
НЕОПР. ФОРМА
Ь А
-ЕШЬ -ТЬ -ЕТ
Словарно-орфографическая работа
СОЛОМА, ПЕСОК, ВЕРНУТЬ,
СЕВЕР, ЯБЛОКО
6
2
Л
7
3
Б
8
В
4
5
К
У
А
9
З
П
Ф
Ж
Ь
Л
Г
Т
И
О
Словарно-орфографическая работа
- М.Г.ЗИН - ПРОД.ВЕЦ
- Б.ЛЬНИЦА – ВРАЧ
- Т.АТР - .КТЕР
- КОСМИЧЕСКИЙ К.РАБЛЬ - ?
Словарно-орфографическая работа
- В.С НА ГО РОД Н.РОД
- ТР.ВА УГОН ?
На этапе закрепления
- Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках; напишите в строчку те из них, которых нет в правом столбике, найдите среди них лишнее, обоснуйте ответ
(М, м)аршак (М,м)ихаил (П, п)оэт (А, а)гния (Б, б)арто (П, п)оэт (А,а)лексей (С, с)уриков (Б, б)ородин (И, и)ванов (Р,р)епин (С, с)еменов (С, с)еменов (Б, б)орисов
- Прочитайте цепочки слов; напишите их, устранив в каждой лишнее слово; ответ обоснуйте; подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.
колос удар поле уголок кусты сила пена звено люди село лютик люки лед рис мед клев перец лев вяз вес
- Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты убрать вторые слова каждой пары, запишите по памяти в столбик вторые слова; подберите к ним проверочные и напишите их; орфограммы подчеркните
мост река шум вода лес грибы гвоздь доска рой пчела больница врачи
- Из данной цепочки выпишите столбиком слова, которые начинаются на звонкий парный согласный; подберите к ним и напишите слова, начинающиеся с парного согласного так, чтобы они подходили по смыслу; выбор слов обоснуйте.
- Исходные слова:
- Виноград, брюки, грач, пиджак, финики, кукушка.
- Вариант письменного ответа учащихся;
- виноград – финики
- брюки – пиджак
- грач - кукушка
- Установите связь между словами в левой части, в соответствии с ней составьте пару в правой части, выбрав одно из четырех слов, находящихся в скобках; ответ обоснуйте; определите какие признаки обозначают слова отвечающие на вопрос
какой? какая? какое?
- клюква кислая мед (полезный, лечебный,
сладкий, майский);
- стул деревянный игла (острая, тонкая,
короткая, стальная);
- уголь черный сахар (сладкий, сыпучий.
белый, тяжелый)
- Напишите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий; обоснуйте ответ.
Найдите общее и отличное в словах всех строк:
- убежал, испугался, увидел;
- читает, открывает, закрывает;
- зацветет, созреет, вырастет.
- Прочитайте предложение, дайте ему характеристику; Распространите данное предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова.
Туман опустился на город.
Образец.
- Белый туман опустился на город.
- Белый туман медленно опустился на город.
- Белый туман медленно опустился на наш город.
- Белый туман медленно опустился на наш любимый город. И т.д.
Запишите предложение по памяти.
Встаньте, пожалуйста. Внимательно слушайте слова, которые я буду произносить. Если я назову слово, в котором есть мягкий согласный, вы делаете поворот направо; если в слове нет мягких согласных – поворот налево.
Мир, сон, пел, жар, мел, свет, суп, лес, флот, нет, мял, дом, шар, вёл, пил, стол.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!