СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. У детей развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

На каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка»

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка

Беккер Вера Адамовна,

учитель начальных классов

МАОУ Омутинской средней

общеобразовательной школы №1.

Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, составные элементы.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности.

У детей развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

На каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.

Изменение содержания осуществляю за счёт:

  • введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

  • увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;

  • расширения объёма работы с понятиями и терминами;

  • включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

В своей работе с общепринятыми принципами использую принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Использую во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приёмы, подбираю и составляю такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.

Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, неординарных путей решения заданий, что активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.

Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. На ряду с детьми даю свою точку зрения, свой вариант их решения.

Эффективное выполнение зависит и от принципа сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Другим словами, ребёнок не должен попадать в зависимость от учителя.

Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляет ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

В течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока, я постепенно усложняю. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли учащихся детей в организации учебного процесса.

Ежедневно первую часть урока начинаю с минутки чистописания, что обеспечивает необходимость самостоятельного формирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, ориентирую детей на запись на доске:

Большой – маленький

Сухой - …

Война - …

Глубокий - …

Старый - …

Гладить - …

Твёрдый - …

Даю установку: «Если вы правильно сформулируйте и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Можно получить и такой ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу на букву м:

Большой – маленький.

Старый – молодой.

Сухой – мокрый.

Война – мир….

Во время проведения минутки чистописания, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изученным темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и это на фоне увеличения роли ученика в осуществлении учебного процесса.

При проведении словарно-орфографической работы ставлю аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект. Каждый приём имеет свою специфику использования и несёт определённую функциональную нагрузку.

Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанной с работой по фонетике и повторением изученного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. Например, на доске помещаю следующее изображение:

ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА

Детям предлагаю выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся с вами на уроке.

Этот приём, наряду с формированием лингвистических значений и умений, обеспечивает увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.

Возьмём следующее задание: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке».

** ** ** *

озабвтерадк

* * * *

Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряжённо и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивать их речь.

В следующем приёме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу слова, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтексическая работа, развиваются объём и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, даётся задание: «Чтобы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.

1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.

2. Вторая буква – последняя согласная в корне слова север.

3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.

И т. д.

Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является более широкое использование этимологических справок. Они даются после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.

Например: «Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.

Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с разных сторон.

Для введения новых слов в активный словарь учащихся предлагаю следующие способы:

  1. путём сравнения слов, обозначающих понятия одной родовой принадлежности;

  2. посредством оперирования словами, не связанными друг с другом по смыслу;

  3. за счёт использования фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.

На базе фольклорного материала интеллектуальных операций, повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок и значений фразеологических оборотов.

Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа является эффективным средством интенсивного развития интеллектуальных качеств ребёнка и базой для успешного проведения последующих этапов русского языка.

На этапе изучения нового материала предпочтение по-прежнему отдаю частично-поисковому методу. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала использую разные виды обобщения.

Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формируют новое правило. Так, при ознакомлении с темой «Правописание непроизносимых согласных» использую следующий план:

  1. Что такое стечение согласных? Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

  2. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

  3. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Второй вид – использование обобщающих таблиц. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал.

Степень осмысления изученного материала повышается, его запоминание, и интеллектуальное развитие учащихся усиливается при использовании третьего вида – самостоятельного составления ими обобщающих схем. Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщён, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретённые знания. Эта деятельность может носить коллективный, далее групповой и индивидуальный характер.

При освоении материала повышенной трудности использую план и схему одновременно.

Это позволяет значительно расширить роль учащегося в организации учебной деятельности и в определённом смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.

Дальнейшее развитие осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Учащиеся овладевают такими категориями абстрактного мышления, как понятие и суждение не только в практическом, но и в первично-теоретическом плане. У них вырабатывается представление об уровнях абстрагирования свойств и качеств разных предметов и явлений.

На данном этапе использую следующие задания:

  1. Напишите пословицы, группируя их по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

  2. Сгруппируйте пословицы в соответствии с правописанием изученных орфограмм. Напишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

  3. сгруппируйте слова из пословиц по орфограммам. Составленные группы запишите. И т. д..

Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития проводится работа с текстом. Используемые в процессе её осуществления тексты в обязательном порядке подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Здесь очень важно реализовать принцип постепенности и последовательности.

Таким образом, уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие учащихся на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углублённому осмыслению детьми учебного процесса. Сквозными направлениями в нём проходят работа с понятиями на разных этапах урока, призванная уже в этом возрасте закладывать предпосылки логического, шире – философского мышления, а также не менее значимая работа с фольклорным материалом и текстом. При этом в своей работе использую такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами,

Наполняют её игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

Дети с желанием принимают участие в школьных, районных, областных и даже всероссийских конкурсах, показывают неплохие результаты.