Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка
Беккер Вера Адамовна,
учитель начальных классов
МАОУ Омутинской средней
общеобразовательной школы №1.
Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, составные элементы.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности.
У детей развиваются восприятие, внимание, формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
На каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Это достигается путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Изменение содержания осуществляю за счёт:
введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
расширения объёма работы с понятиями и терминами;
включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
В своей работе с общепринятыми принципами использую принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка. Использую во время учебно-воспитательной работы на уроках русского языка такие методы и приёмы, подбираю и составляю такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, неординарных путей решения заданий, что активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений по русскому языку. На ряду с детьми даю свою точку зрения, свой вариант их решения.
Эффективное выполнение зависит и от принципа сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точке зрения; обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Другим словами, ребёнок не должен попадать в зависимость от учителя.
Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляет ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
В течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока, я постепенно усложняю. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли учащихся детей в организации учебного процесса.
Ежедневно первую часть урока начинаю с минутки чистописания, что обеспечивает необходимость самостоятельного формирования и выполнения задания, предусматривающего определение буквы. Например, ориентирую детей на запись на доске:
Большой – маленький
Сухой - …
Война - …
Глубокий - …
Старый - …
Гладить - …
Твёрдый - …
Даю установку: «Если вы правильно сформулируйте и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания». Можно получить и такой ответ: «К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу на букву м:
Большой – маленький.
Старый – молодой.
Сухой – мокрый.
Война – мир….
Во время проведения минутки чистописания, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, разбора слов по составу, углубляются знания по изученным темам русского языка, продолжается дальнейшее формирование важнейших качеств интеллекта, и это на фоне увеличения роли ученика в осуществлении учебного процесса.
При проведении словарно-орфографической работы ставлю аналогичные цели – увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект. Каждый приём имеет свою специфику использования и несёт определённую функциональную нагрузку.
Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанной с работой по фонетике и повторением изученного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя. Например, на доске помещаю следующее изображение:
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА
Детям предлагаю выполнить задание: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся с вами на уроке.
Этот приём, наряду с формированием лингвистических значений и умений, обеспечивает увеличение объёма и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Возьмём следующее задание: «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке».
** ** ** *
озабвтерадк
* * * *
Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряжённо и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю, сообразительность, наблюдательность, развивать их речь.
В следующем приёме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор по составу слова, деление слов на слоги, орфографическая работа и т. д., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтексическая работа, развиваются объём и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, даётся задание: «Чтобы узнать слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
1. Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната.
2. Вторая буква – последняя согласная в корне слова север.
3. Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак.
И т. д.
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является более широкое использование этимологических справок. Они даются после формирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения.
Например: «Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый», «светлый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с разных сторон.
Для введения новых слов в активный словарь учащихся предлагаю следующие способы:
путём сравнения слов, обозначающих понятия одной родовой принадлежности;
посредством оперирования словами, не связанными друг с другом по смыслу;
за счёт использования фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.
На базе фольклорного материала интеллектуальных операций, повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок и значений фразеологических оборотов.
Обстоятельно организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа является эффективным средством интенсивного развития интеллектуальных качеств ребёнка и базой для успешного проведения последующих этапов русского языка.
На этапе изучения нового материала предпочтение по-прежнему отдаю частично-поисковому методу. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала использую разные виды обобщения.
Первый вид – обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану. Его пункты представляют собой ряд последовательных вопросов, отвечая на которые, учащиеся формируют новое правило. Так, при ознакомлении с темой «Правописание непроизносимых согласных» использую следующий план:
Что такое стечение согласных? Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?
Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
Второй вид – использование обобщающих таблиц. С помощью таблиц дети учатся логически рассуждать вслух, оперируя условными обозначениями и переводя их на языковой материал.
Степень осмысления изученного материала повышается, его запоминание, и интеллектуальное развитие учащихся усиливается при использовании третьего вида – самостоятельного составления ими обобщающих схем. Ученики приступают к работе над ними после формулирования словесного вывода, когда материал в основном осознан, усвоен, обобщён, а его когнитивная переработка углубляет и систематизирует приобретённые знания. Эта деятельность может носить коллективный, далее групповой и индивидуальный характер.
При освоении материала повышенной трудности использую план и схему одновременно.
Это позволяет значительно расширить роль учащегося в организации учебной деятельности и в определённом смысле вывести их мышление на уровень, предусматривающий использование отдельных логических операций.
Дальнейшее развитие осуществляется на этапе закрепления вновь изученного материала, где широкое применение находят лексико-орфографические упражнения, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Учащиеся овладевают такими категориями абстрактного мышления, как понятие и суждение не только в практическом, но и в первично-теоретическом плане. У них вырабатывается представление об уровнях абстрагирования свойств и качеств разных предметов и явлений.
На данном этапе использую следующие задания:
Напишите пословицы, группируя их по смыслу. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Сгруппируйте пословицы в соответствии с правописанием изученных орфограмм. Напишите. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
сгруппируйте слова из пословиц по орфограммам. Составленные группы запишите. И т. д..
Особым направлением в системе комплексного интеллектуального развития проводится работа с текстом. Используемые в процессе её осуществления тексты в обязательном порядке подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Здесь очень важно реализовать принцип постепенности и последовательности.
Таким образом, уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие учащихся на новом, более высоком уровне. Прежде всего, он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углублённому осмыслению детьми учебного процесса. Сквозными направлениями в нём проходят работа с понятиями на разных этапах урока, призванная уже в этом возрасте закладывать предпосылки логического, шире – философского мышления, а также не менее значимая работа с фольклорным материалом и текстом. При этом в своей работе использую такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами,
Наполняют её игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.
Дети с желанием принимают участие в школьных, районных, областных и даже всероссийских конкурсах, показывают неплохие результаты.