Интеллектуальные игры для старших школьников: из опыта работы
В течение нескольких лет на базе гимназии реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Интеллектуальные игры». За это время сложилось сообщество- своеобразный интеллектуальный клуб, объединивший обучающихся 9-11 классов, имеющих высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и т.д.) и активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей.
Участие в клубе помогает подготовить обучающихся к решению нестандартных задач, способствует развитию дивергентного мышления, которое характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. По наблюдениям за несколько лет участники становятся универсалами, способными быстро входить в новые предметные области и перестраивать свое мышление в соответствии с меняющимися картинами мира. Интеллектуальные игры помогают развивать метакогнитивные структуры мышления. Исследования по поводу влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию нестандартного мышления детей повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поэтому программы по развитию интеллектуальных способностей чрезвычайно востребованы. Важность сочетания интеллектуального развития с умением работать в команде определяется тем, что данные навыки и умения специально не формируются ни на одном из традиционных школьных предметов.
Отличительной особенностью программы является участие в онлайн турнирах, проводимых на порталах Всероссийских командных интеллектуальных турниров «Град знаний» (https://www.gradznanij.ru/) и Московского центра интеллектуальных игр «Сириус» (http://moskvasirius.ru). Профессионально и творчески подобранные задания разной степени сложности способствуют активному обучению работе школьников в команде, являются отличным стимулом для самообразования учеников. Организация игр в онлайн форматах позволяет соревноваться с командами всей страны, получая дипломы и сертификаты всероссийского уровня. Вопросы турниров развивают в первую очередь аналитическое мышление и логику, затрагивают разные сферы знаний, а командная форма игры помогает научиться искать ответ в диалоге, доверять товарищам и принимать взвешенные решения. Это ценный опыт для учеников любого возраста. Интеллектуальные игры – отличный способ привлечь подростков к активному и самостоятельному познанию мира, способ показать, что изучение наук и расширение кругозора – это в первую очередь интересно.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Интеллектуальные игры»
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления разработана для учащихся 9-11 классов на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и с учетом плана внеурочной деятельности МБОУ гимназии «Лаборатория Салахова». Программа направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Воспитательная направленность занятий в рамках курса интеллектуальных игр связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Ворошиловский стрелок» и других позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры, филологии, естествознания.
Программа курса рассчитана на 35 часов. Курс состоит из трех частей – теоретической, практической и игровой. Первая часть представляет собой теорию и философию Игры, правила различных игр, теоретические разработки, обобщения и алгоритмы. Вторая часть – отработка полученных знаний на тренировках и учебных заданиях. Третья часть – участие в турнирах по интеллектуальным играм различных категорий, результаты которых будут основной формой подведения итогов реализации программы в целом и ее частей в частности. Основные формы работы: семинарские и тренировочные занятия, игры. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и учебных параллелей. Продолжительность занятия 40 минут.
Цель программы: воспитание у подростков интереса к интеллектуальному творчеству, развитие навыков индивидуальной и коллективной умственной работы, популяризация интеллектуальных игр как средства активного досуга, создание условий для творческой самореализации и самосовершенствования подростков.
Достижение планируемых результатов проектируется через создание условий для вовлечения школьников в интеллектуальное творчество, содействие гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, повышению их лидерской активности и конкурентоспособности на базе школьного интеллектуального клуба.
Программа курса «Интеллектуальные игры» ставит своими задачами следующее:
Развитие у учащихся эрудиции, навыков творческого мышления, психологической устойчивости.
Выработку у учащихся навыков работы в команде, анализа данной информации и синтеза новой на ее основе.
Достижение учащимися определенных результатов в спортивных разновидностях интеллектуально-творческих игр.
Достижение учащимися понимания ценностей эрудиции, интеллекта, Реализация программы способствует решению и одной из приоритетных задач современной школы – научить ценить, сохранять и развивать историю и культуру ХМАО-Югры. Региональный компонент находит свое отражение в подборке вопросов при тренировке и проведении игр, непосредственно связанных с национальными и местными социально-культурными факторами. Решение проектных задач на материале истории, географии, современного развития ХМАО-Югры позволяет участникам восполнять дефицит знаний, формирует ценностные ориентации гражданина Югры.
Особенностью реализации программы являются социальные пробы и практики по завершении курса. В конце учебного года обучающиеся по программе внеурочной деятельности организуют и проводят цикл интеллектуальных игр для других гимназистов. Такой подход не только дает подросткам почувствовать себя творцами и модераторами новых игр, но и популяризировать курс в гимназической среде. Возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
Команда, сформированная из участников программы, представляет образовательную организацию на муниципальном и окружном уровнях: Кубке мэра города и Кубке Губернатора по интеллектуальным играм, в серии игр межшкольного чемпионата по «Что? Где? Когда?»; на федеральном уровне: в Чемпионате России по интеллектуальным играм для школьников Московского Центра интеллектуальных игр «Сириус».
Данный курс предназначен для обучающихся 15-17 лет, как никогда ранее не игравших в интеллектуальные игры, так и для тех, кто имеет некоторый несистематический опыт в этой сфере и желает заключить этот опыт в логические рамки и алгоритмы. Занятия по программе в течение года способствуют решению проблем интеллектуального (через решение творческих задач), эмоционального (через победы и поражения), социального (через взаимодействие в коллективе и команде) развития учащихся.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Под интеллектуально-творческими играми в данной программе подразумеваются игры, требующие от участников решения задач творческого характера методом индивидуального, а чаще – коллективного напряжения интеллекта («мозгового штурма»). К таким играм относятся в первую очередь «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», а так же игры на их основе и игры-упражнения, служащие для отработки того или иного навыка (например, «буриме», «перевертыши», «верю – не верю» и другие). Все занятия в рамках данного курса проходят в игровой форме или с элементами игровых технологий. Структура игры вовлекает участников во взаимодействие, способствуя самоорганизации и самостоятельности, то есть развитию регулятивных компетентностей по собственной инициативе подростка, а также формирует положительный эмоциональный настрой в совместной деятельности со сверстниками. Материалы для тренировок и турниров подготавливаются с учётом пройденной школьной программы и «зоны ближайшего развития». Программа педагогически целесообразна, так как способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у подростков интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Выбор учащимся программы интеллектуального развития гарантирует расширение кругозора, обретение навыков логического и творческого мышления.
Ценностными ориентирами содержания программы внеурочной деятельности являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Участие в общественно полезной добровольческой деятельности (организация игр для гимназического сообщества) повышает мотивацию и уровень вовлеченности детей в различные виды социальных практик. В игры, организуемые участниками интеллектуального клуба, вовлечены не только обучающиеся всех параллелей, но и педагоги гимназии.
Курс направлен на формирование интереса к книжной культуре и ценности знания как такового. В результате прохождения программы учащиеся получат не только массу новых знаний об интересных фактах и повысят свою эрудицию, но и будут обладать инструментами пытливого поиска и критического анализа полученной информации, научатся «читать между строк». У учащихся сформируется активная потребность в постоянном самообразовании и вечный «информационный голод».
Личностные и метапредметные результаты
Личностные:
- решение проблем интеллектуального (через решение творческих задач), эмоционального (через победы и поражения); социального (через взаимодействие в коллективе и команде) развития учащихся;
- развитие активной потребности в постоянном самообразовании, достижение учащимися определенных результатов в разновидностях интеллектуально-творческих игр;
- положительное отношение к исследовательской деятельности; ― широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ― интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Метапредметные:
- развитие у учащихся эрудиции, навыков творческого мышления, психологической устойчивости,
- выработка у учащихся навыков работы в команде, анализа данной информации и синтеза новой на ее основе,
- формирование интереса к книжной культуре и ценности знания как такового.
Учащиеся научатся:
- применять знания об интересных фактах в нестандартных задачах;
- критически анализировать полученную информацию;
- составлять задания для интеллектуальных игр;
- организовывать внутришкольные интеллектуальные турниры.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Решать задачи, основанные на игре слов и их частей: перевертыши; шарады; анаграммы; палиндромы.
2. Решать логические задачи: исключение лишнего и обобщение; производить анализ прочитанного, выявлять ключевые моменты и строить цепочку размышлений.
3. Устанавливать в импровизированной команде контакт для оптимального режима игры и поддерживать его в течение всех соревнований.
4. Объяснять новому игроку правила словесной, логической или командной игры в кратчайшие сроки (не более 15 минут).
5. Подобрать состав команды, включая запасных игроков, с расчетом на работу с ним в течение всего учебного года (игрового сезона).
6.Проявлять быструю реакцию при игре в «Брейн-ринг» и «Свою игру» при использовании сигнальной системы.
Тематическое планирование
№ | Разделы и темы | Часы |
1 | Введение в интеллектуально-творческие игры. | 3 |
| 1 | Индивидуальные и командные игры и их особенности. | |
| 2 | Правила и законы простейших интеллектуальных игр. Алгоритм построения интеллектуальной игры, викторины. | |
| 3 | Знакомство с правилами игры в «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», мультиигр и других форм. | |
2 | Вопрос в интеллектуальных играх. | 7 |
| 4 | Работа с текстами вопросов «на слух». | |
| 5 | Работа с текстами вопроса «под запись». | |
| 6 | Анализ полученной информации и синтез из нее новой информации. | |
| 7 | Классификации вопросов и теории составления вопросов для различных интеллектуально- творческих игр. Особенности вопросов для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов. | |
| 8 | Технологии поиска ответа на вопросы. Вопрос, содержащий ответ. Догадка, ассоциация, анализ. | |
| 9 | Работа со словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернет. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?». | |
| 10 | Самостоятельная работа по составлению вопросов. Защита вопросов, оценка качества выполненной работы. | |
3 | Игры на развитие различных характеристик интеллекта. | 3 |
| 11 | Развитие внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления. | |
| 12 | Стереотипическое и творческое мышление. | |
| 13 | Виды памяти. Тренировка и активизация различных видов памяти. | |
4 | Постановка командной игры. | 4 |
| 14 | Распределение по командам. Различные теории о формировании команды. | |
| 15 | Опробование, выявление склонностей и отработка командных ролей в индивидуальных, групповых и командных упражнениях и играх. | |
| 16 | Теория и практика рассадки за игровым столом, командная синергия. | |
| 17 | Взаимодействия в команде на игре, после игры и вне игры. | |
5 | Работа в течение игрового сезона* | |
| 18-30 | Введение команд в форму и поддержание игровой формы коллективов в течение сезона. Углубление значения для всех игроков их ролей в командах. Выведение на новый уровень игрового обсуждения. Повышение уровня игровой техники. | 13 |
6 | Переход команд в автономный режим. | 5 |
| 31 | Методы подготовки и самоподготовки. Критерии и методы оценки и самооценки игр и результатов. | |
| 32-33 | Практическое составление учащимися вопросов для различных игр. | |
| 34-35 | Проведение игр для сверстников. | |
*участие в он-лайн турнирах и очном муниципальном первенстве школьников «Что? Где? Когда?» проходит по плану организаторов |
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение в интеллектуально-творческие игры.
Индивидуальные и командные игры и их особенности. Правила и законы простейших интеллектуальных игр. Алгоритм построения интеллектуальной игры, викторины. Знакомство с правилами игры в «Что? Где? Когда?»,
«Брейн-ринг», мультиигр и других форм.
Вопрос в интеллектуальных играх.
Работа с текстами вопросов «на слух». Работа с текстами вопроса «под запись». Анализ полученной информации и синтез из нее новой информации. Классификации вопросов и теории составления вопросов для различных интеллектуально- творческих игр. Особенности вопросов для интеллектуальных игр. Правило составления вопросов. Технологии поиска ответа на вопросы. Вопрос, содержащий ответ. Догадка, ассоциация, анализ. Работа со словарями, энциклопедиями, ресурсами Интернет. Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?». Самостоятельная работа по составлению вопросов. Защита вопросов, оценка качества выполненной работы.
Игры на развитие различных характеристик интеллекта.
Развитие внимания, быстроты реакции, логического и ассоциативного мышления. Стереотипическое и творческое мышление. Виды памяти. Тренировка и активизация различных видов памяти.
Постановка командной игры.
Распределение по командам. Различные теории о формировании команды. Опробование, выявление склонностей и отработка командных ролей в индивидуальных, групповых и командных упражнениях и играх. Теория и практика рассадки за игровым столом, командная синергия. Взаимодействия в команде на игре, после игры и вне игры.
Работа в течение игрового сезона.
Введение команд в форму и поддержание игровой формы коллективов в течение сезона. Углубление значения для всех игроков их ролей в командах. Выведение на новый уровень игрового обсуждения. Повышение уровня игровой техники.
Переход команд в автономный режим.
Самостоятельное исследование учащимися теорий Игры и формирование своих выводов на их основе. Методы подготовки и самоподготовки. Критерии и методы оценки и самооценки игр и результатов. Практическое составление учащимися вопросов для различных игр. Проведение игр для сверстников.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для проведения занятий необходимы учебный кабинет с электрической розеткой и возможностью перемещения мебели, мультимедийное оборудование, канцелярские принадлежности, метроном или шахматные часы.
Список литературы для обучающихся
1. Ворошилов В.Я. Феномен игры. М., Советская Россия, 1982 (Библиотечка "В помощь художественной самодеятельности", #23) http://www.kulichki.com/znatoki/dz/mats/fen00.html
2. Борис Бурда. «Что? Где? Когда?» вне телеэкрана. http://chgk-library.narod.ru/burda.html
3. Борис Левин. «Что? Где? Когда?» для чайников. Д., Сталкер, 1999 http://gigabooks.ru/173-chto-gde-kogda-dlya-chajnikov.html
4. Что? Где? Когда? Игра для всех. Москва, Русский язык, 1992
5. Своя игра. Книги для умных. Книги 1-10. М. Терра, 1996-2000.
6. Роман Морозовский. «Что? Где? Когда?» в СНГ http://chgk-library.narod.ru/morozovs.html
Список литературы для педагога
Библиотека знатока. http://chgk-library.narod.ru/
Летопись «Что? Где? Когда?» http://news.chgk.info/
Сайт компании «ТВ-Игра» http://tvigra.ru/
Журнал «Игра» http://igra.chgk.info/
Сайт МАК «ЧГК» http://mak.chgk.info/
Библиотека знатока. Читальный зал. http://www.krylenko.com/chgk/library/znatoky/
Интернет-клуб «Что? Где? Когда?» http://internet.chgk.info/
База вопросов «Что? Где? Когда?» http://db.chgk.info/
ТРИЗ-педагогика http://triz.direktor.ru/default.htm
Энциклопедия ТРИЗ http://triz.org.ru/
Нестандартные логические игры http://eku.ru/puzzle.html
Стенограммы игр азербайджанского телевизионного клуба «Что? Где? Когда?» http://www.gametv.az/stenogramma/
Скипский М.И. Систематизация вопросов на технику. СПб, ЛЭТИ, 2009
«Что? Где? Когда?» для любителей и профессионалов. На путях к новой школе. №3 2003. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/15/
приложения
Социальные пробы: организация интеллектуальных игр для гимназистов
Science Quiz
Мульт-квиз
Квиз «Властелин колец»
Результаты реализации программы внеурочной деятельности
« Интеллектуальные игры »
Уровень участия | Мероприятие | Результат |
2019-20 |
Федеральный | II Общероссийский турнир по интеллектуальным играм среди школьников, организованный Российской ассоциации интеллектуальных клубов, Московским центром интеллектуальных игр «Сириус» | 4 место/ 65 команд |
Федеральный | II Общероссийский турнир по интеллектуальным играм среди школьников, организованный Российской ассоциации интеллектуальных клубов, Московским центром интеллектуальных игр «Сириус» | 3 место в личном первенстве «Женский спринт» |
Региональный | Кубок губернатора ХМАО-Югры | «Астра миллениум» 1 место в игре «Что? Где? Когда?» 1 место в «Своей игре» 2 место в «Брейн-ринге». «Горе от ума» 1 место в «Мультииграх» 2 место в «Что? Где? Когда?» 2 место в «Своей игре». |
2020-21 |
Муниципальный | Интеллектуальные игры среди учащихся муниципальных бюджетных образовательных организаций "Что? Где? Когда?" | 1 место |
Муниципальный | Кубок Мэра города Сургута (студенческий зачет) | участие |
Федеральный | Первенство Сибири по интеллектуальным играм | 3 место |
Региональный | Межрегиональный фестиваль интеллектуальных игр «Покорение Сибири» | 3 место |
Федеральный | Общероссийская синхронная игра Центра интеллектуальных турниров «Град знаний» | 2 место |
2021-2022 |
Муниципальный | Интеллектуальные игры среди учащихся муниципальных бюджетных образовательных организаций "Что? Где? Когда?" | 1 место |
Региональный | Открытый чемпионат по интеллектуальным играм ОАО Россети | 1 место |
Региональный | Интеллектуальные игры среди учащихся муниципальных бюджетных образовательных организаций "Что? Где? Когда?" | 2 место |
Муниципальный | Кубок Мэра города Сургута (студенческий зачет) | 2 место |