ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «Я знаю»
Цели и задачи:
Образовательные: проверить знания учащихся по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента, показать связь разных наук, выявить общий кругозор учащихся.
Развивающие: способствовать развитию интереса к изучаемым учебным дисциплинам.
Воспитательные: способствовать интеллектуальному воспитанию учащихся, создавать ситуацию успеха у учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, релаксационный ролик, бланки ответов.
Источники:
Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: «Издательство Астрель», 2003. – 414 с.
www.tvr.by/special/ya-znayu/polozhenie-konkursa-ya-znaju/
doc4web.ru/fizika/intellektualnaya-igra-samiy-umniy-dlya-klassov.html
kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-ugadaj-stranu-po-fotografii
Интеллектуальный марафон проводится по принципу телевизионной игры «Я знаю» и включает вопросы по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента: математика, информатика, физика, астрономия, биология, химия, география, русский язык, белорусский язык, иностранный язык (английский/немецкий), история, обществоведение. В марафоне участвуют учащиеся 1 курса. Число участников - по 3 человека из каждой учебной группы (итого - 9 учащихся).
Первый тур «Верно ли, что…»
В первом туре участникам задаются 10 вопросов по физике, математике, информатике и астрономии с возможностью ответа «ДА»-«НЕТ». На ответ отводится 7 секунд. Участник фиксирует свой ответ в бланке (приложение 1). За каждый правильный ответ учащийся получает один балл. Шесть участников, набравших большее количество баллов, проходят во второй тур.
Первым лауреатом Нобелевской премии по физике стал А.Эйнштейн.
Единица измерения количества вещества в системе СИ - моль.
В фонарике используют постоянный вид тока.
Сумма смежных углов равна 1800.
У куба 6 вершин.
Минутная стрелка описывает за 5 минут угол в 35˚.
Информацию, хранимую в памяти человека, можно назвать оперативной.
Клавиша «End» на клавиатуре ПК прекращает выполнение любой программы.
В Солнечной системе 10 планет.
Земля является третьей по счёту от Солнца.
Игра со зрителями
Зрителям предлагается разгадать 4 ребуса, чтобы узнать зашифрованные слова в области физики и информатики (приложение 3).
Второй тур
Участникам задаются десять вопросов по биологии, географии и химии, имеющих три варианта ответа: «А», «В» и «С». На ответ отводится 7 секунд. Участник фиксирует свой ответ в бланке. За каждый правильный ответ он получает два очка. Четыре участника, набравшие большее количество баллов, проходят в третий тур. Если к концу второго тура несколько участников набирают одинаковое количество баллов, то в следующий тур проходит участник, который отвечал на вопросы быстрее других.
Сколько изгибов имеет позвоночник человека?
два B) три C) четыре
Какое растение имеет сочные многосемянные плоды?
A) слива B) смородина C) черемуха
Наука о строении организма и его органов
A) гигиена B) анатомия C) ботаника
Самая полноводная река мира
Амазонка B) Нил C) Енисей
Самый маленький материк
Антарктида B) Африка C) Австралия
6. На снимке – сакура и вулкан Фудзияма. В какой стране они находятся?
A) Китай B) Япония C) Корея

7. В какой стране можно полюбоваться Ниагарским водопадом?
A) в США B) в Новой Зеландии C) в Мексике
8. Какой металл является жидким?
A) алюминий B) ртуть C) вольфрам
9. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород:
A) кислоты B) соли C) оксиды
Самый легкий газ:
A) водород B) азот C) кислород
Третий тур
В этом туре принимают участие четверо учащихся. Им задаются десять вопросов (учебные дисциплины: белорусский язык и литература, русский язык и литература, английский язык, немецкий язык, история). Участник, правильно ответивший на вопрос, получает три балла. Если участник отвечает неверно, право ответа переходит к следующему участнику, который после сигнала ведущего первым поднимает руку. Два учащихся, набравшие большее количество баллов, проходят в четвертый тур. Если к концу третьего тура несколько участников набирают одинаковое количество баллов, то им предлагается ответить на два дополнительных вопроса.
Назовите автора романа «Каласы пад сярпом тваiм» (У.Караткевiч)
Переведите слово «одуванчик» на белорусский язык (дзьмухавец)
Назовите автора пьесы «Пінская шляхта» (Вінцэнт Дунін-Марцінкевіч)
Кто придумал алфавит? (Кирилл и Мефодий)
Назовите автора пьесы «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Из какого произведения взят следующий отрывок:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Сколько падежей в немецком/ английском языке? (4/2)
Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”? (Microsoft)
В каком году началась Первая Мировая война? (1914)
Узнайте исторического деятеля. (Константин (Кастусь) Калиновский)

Четвертый тур
В этом туре принимают участие двое учащихся. Им предлагается ответить на десять вопросов. Участники по очереди выбирают учебную дисциплину и отвечают на вопрос. За каждый правильный ответ участник получает четыре очка. Если участник не знает ответа на вопрос, право ответа переходит ко второму участнику, который в случае правильного ответа получает два балла. Первым на вопросы начинает отвечать участник, набравший к четвертому туру большее количество баллов.
Если в четвертом туре участники набирают одинаковое количество баллов, им предлагается ответить на два дополнительных вопроса (приложение 4).
Победителем интеллектуального марафона становится участник, набравший наибольшее количество баллов. В случае, если участники набирают одинаковое количество баллов после дополнительных вопросов, победителями становятся оба участника.
География: Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина, от латинского argentum – серебро)
Химия: Соли угольной кислоты. (Карбонаты).
Информатика: Язык программирования, названный в честь известного ученого-физика. (Паскаль)
Английский язык: Часы Биг Бен стали визитной карточкой Лондона, его символом. Над каким зданием возвышается часовая башня Биг Бен? (На башне здания Парламента).
Немецкий язык: Was ist falsch? In Deutschland sind 6 Noten. Die beste Note ist dabei eine Fünf. (Die beste Note ist dabei eine Eins)
Математика: Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти четыре действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас все это прекрасно знает любой школьник. А как он это называет? (Сложение, вычитание, умножение и деление)
Русский язык/ информатика: Используя блок-схему, отгадайте пословицу.

История: При каком князе ВКЛ достигло наибольшего могущества? (Витовт)
Биология: Верно ли выражение с точки зрения биологии: «Чудо-юдо, рыба-кит» (Нет, кит – млекопитающее).
Белорусский язык: Подберите эквивалент русскому фразеологизму «два сапога пара» (Абое рабое)
Физика: Явление резкого возрастания силы тока при внезапном “падении” сопротивления (Короткое замыкание)
Обществоведение: Специфически человеческий способ жизни, процесс и результат материальной и духовной человеческой деятельности, «вторая природа» (Культура)
В конце интеллектуального марафона подводятся итоги, всем участникам вручаются грамоты.
Приложение 1
Бланк ответов
Ф.И. учащегося ____________________________________________
Учебная группа ____________________
1 тур «Верно ли, что…»
Итого:
2 тур
Итого:
Приложение 2
Ключ
1 тур
1 | - |
2 | + |
3 | + |
4 | + |
5 | - |
6 | - |
7 | + |
8 | - |
9 | - |
10 | + |
2 тур
1 | С |
2 | В |
3 | В |
4 | А |
5 | С |
6 | В |
7 | А |
8 | В |
9 | С |
10 | А |
Приложение 3

(кодирование)

(скорость)

(маятник)

(обработка)
Приложение 4
Дополнительные вопросы
1. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет, их горбы хранят запас жира).
2. Как называется явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел? (Инерция)
3. Какой пигмент определяет цвет кожи? (Меланин).
4. Самая высокая вершина мира. (Джомолунгма или Эверест).
5. Столица страны пирамид (Столица Египта – Каир)
Add-to