Интерактивное занятие «Познай себя»
Цель: Формирование позитивного самоотношения.
Задачи:
1. Помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства.
2. Расширить знания подростков о себе.
3. Повлиять на формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.
4. Активизировать стремления к самопознанию и саморазвитию.
Оптимальное число участников занятия — 10-15 подростков.
Продолжительность занятия — от 30 до 40 минут.
Занятие рассчитано на работу с подростками – 15-16 лет.
Вводная часть:
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Здравствуйте. Я проведу с вами интерактивное занятие, направленное на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе и немного пофантазируем о нашем будущем. Занятие проходит в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.
3. Правило равноценности. В группе все равны.
4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.
5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее
7. Правило «поднятой руки».
У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.
Основная часть:
Упражнение 1. «Круги».
Материал: листы бумаги А4 с распечатанными кругами, ручки, карандаши или фломастры
Цель: создание представления знаний друг о друге.
Участникам предлагается на листах формата А4 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.
Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».
Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.
Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.
В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.
Упражнение 3. «Интересные вопросы».
Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».
Материал: распечатанные листочки с вопросами
В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.
1. С каким цветком вы можете себя сравнить?
2. Каким предметом мебели вы можете себя представить?
3. Каким сказочным героем вы можете себя представить?
4. Каким животным вы ассоциируетесь?
5. С каким временем года вы можете себя сравнить?
6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?
7. Какой игрушкой вы могли бы быть?
8. С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?
9. Если бы были киногероем, то, каким?
10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?
11. Если бы были напитком, то каким?
12. Если бы были транспортом, то каким?
13. Если бы были цветом, то каким?
14. С какой одеждой вы себя ассоциируете?
15. Если бы вы были едой, то какой?
Обсуждение. Легко или сложно было выполнить задание? Какие сложности возникли? Данное упражнение помогло посмотреть на себя с другой стороны, посмотреть какой я без оценки, не просто плохой или хороший, красивый или не красивый, посмотреть на ваше внутреннее Я.
Упражнение 4.«Ладошка»
Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
Заключительная часть.
Упражнение 7. «Вылепи себя в будущем»
Звучит спокойная музыка. Дается задание – взять кусочек пластилина, наиболее понравившегося цвета, сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Вы сегодня многое узнали о себе, открыли что-то новое, прикоснулись к своему Я. Почувствуйте сейчас себя, почувствуйте свое тело, что оно ощущает, прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам, дайте свободу своим рукам, (пауза) а сейчас я предлагаю вам попытаться слепить образ своего Я через 10 лет. Представьте какие вы будете. Пусть ваши руки сами начнут лепить, пусть это займет столько времени, сколько Вам необходимо. Вы сами почувствуете, когда получите, то что нужно.
После того как слепите, рассмотрите свое творение. Что вы чувствуете? Как эта фигурка связана с вами настоящими сейчас? О чем это в вашей жизни?
Теперь переходим к следующему этапу, если фигурка вызывает отрицательные чувства или эмоции. Необходимо преобразовать негатив в позитивные ощущения. Начинаем преобразовывать свое творение, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Дайте волю свое фантазии, если хотите, добавьте другой цвет, прилепите что-нибудь к ней, главное, чтобы фигурка дарила радость и чувство удовлетворения, чтобы она вам нравилась.
Запомните, главное в вашей фигурке не ее эстетическая и художественная значимость, а ее ценность в том, что она должна вам нравиться и вызывать положительные эмоции, будет просто отлично, если вы рассмеялись! Так что не оценивайте ее с позиции художественного критика, и не в коем случае не сравнивайте с другими - это фигурка Ваша, она уникальна, и в этом ее истинная красота!
Подержите эти фигурки, это вы, это ваше внутреннее я, почувствуйте его, помечтайте, подумайте о хорошем, вложите в нее ваши положительные эмоции. Поставьте свое произведение на видное место и в минуты грусти, просто подойдите и полюбуйтесь им, зарядитесь его позитивной энергией.
Рефлексия.
Что узнал? Что понравилось? Что хотелось бы изменить, поменять в занятии?