ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В настоящее время происходит становление новой системы обучения, которая должна быть ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. Это очень длительный и непростой процесс, который сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики. Предлагается как новое содержание, так и новое отношение, поведение, полностью меняется педагогический менталитет. Изменение педагогического менталитета - наиболее сложный и длительный процесс, но без его смены невозможно говорить о тех нововведениях, которые необходимы всему педагогическому пространству на данном этапе существования. Традиционные способы получения необходимых умений, знаний и навыков теряют свою актуальность для современных студентов, если их не обогащать новейшими средствами обучения с использованием современных компьютерных технологий. Поэтому, требование ведения образовательного процесса в колледже и ВУЗе сопряжено с формированием цифровой культуры, как у студентов, так и у педагогов. Современный преподаватель должен быть готов к использованию новых информационных технологий и уметь в полной мере научиться их применять на практике. Это предполагает не только выработку определенных умений и навыков, но и развитие всех компонентов цифровой культуры педагога. С этой целью педагоги нашего института постоянно совершенствуют свое мастерство, обучаясь на курсах. Существует много онлайн-площадок для проведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования, таких как: «Единый урок. рф», программа развития педагогов от Яндекса «Я Учитель», «Степик», дополнительные профессиональные программы на сайте Академии Минпросвещения России и другие. Практически все педагоги обучаются на курсах на выбранных платформах по темам цифровой образовательной среды и получают документы об окончании курсов, посещают вебинары и участвуют во Всероссийских форумах.
Содержание образования обогащается новыми умениями, развитием способностей поиска и нахождения необходимой информацией, креативным решением поставленных задач с учетом индивидуализации образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и студента. Принцип вариативности в обучении наиболее востребован на данном переходном этапе, так как он позволяет педагогическим коллективам выбирать и конструировать процесс по любой модели. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий [1, с.12].
Из опыта работы хочется отметить, что обучение английскому языку невозможно без применения новейших технологий и работы на современных образовательных площадках. Я регулярно провожу заключительные практические занятия по изучаемым темам с применением обучающей платформы Kahoot. Игровая обучающая платформа Kahoot вызывает особый интерес у наших студентов. Особенно это было актуально в прошлом учебном году при проведении занятий по английскому языку с применением Skype. Работая в Skype, необходимо было учитывать утомляемость студентов, поэтому смена деятельности во время проведения занятий по английскому языку – необходимое условие для качественного проведения занятий.
Так, при завершении работы над грамматическими темами, такими, как «Прошедшее простое время», «Настоящее завершенное время», «Страдательный залог», мною были разработаны тесты на платформе Kahoot. Каждый тест состоял из 30 вопросов, и предлагалось 4 варианта ответа. Студенты, выбрав быстро и правильно верный вариант, получали большее количество баллов. На каждый вопрос отводилось по 20 секунд, т.е. возможности подсмотреть ответы не было. Результаты по 3 местам также формировались автоматически. Задания для студентов младших курсов разрабатывали старшекурсники под руководством преподавателя. Создавались тесты, викторины, как на английском, так и на русском языках. Работа на обучающей платформе помогает не только закрепить свои знания, полученные на занятиях информатики, а также расширить словарный запас по английскому языку, повторить грамматику, углубить свои знания по тем предметам, по которым они создают тесты. Мотивация студентов - тоже важный момент в обучении, интерес к языку при проведении таких занятий повышается. Студенты также с удовольствием самостоятельно работают в Kahoot, создавая тесты прямо на занятиях (сильные студенты, в то время как другие студенты повторяют и отвечают домашнее задание). Платформа проста в создании тестов, студенты быстро придумывают интересные вопросы и сами предлагают выбор ответов. Базовые функции этой платформы бесплатны. Особый интерес вызывает у студентов выполнение домашних заданий по QR кодам. QR код прост и удобен в использовании, а количество методов применения безгранично, всё зависит только от фантазии педагога. Это очень эффективный метод привлечений студентов к учебно-познавательной деятельности, ведь 21 век - это век высоких информационных технологий и большинство людей имеют средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию либо о предмете, либо о какой-то учебно-познавательной задаче. Студенты самостоятельно шифруют информацию. Практическая значимость QR код позволяет быстро находить необходимую информацию. В кабинетах появляются современные QRстенды.
В этом учебном году студентам было предложено ознакомиться с платформой Скретч, это визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков. Многие студенты уже учатся создавать мультфильмы, обучающие видео на английском языке. Результат их деятельности представляется на ежегодной научно-практической конференции, проводимой в нашем ВУЗе.
В настоящее время осваивается платформа для взаимодействия педагогов, студентов «Сферум». Ожидается, что платформа «Сферум» поможет сделать обучение более гибким, удобным и технологичным. Это российский аналог Zoom. «Сферум» - это бесплатная платформа, доступная и открытая для педагогов страны. Она даёт педагогам широкий набор инструментов для общения со студентами.
Работа преподавателя строится с применением цифровых образовательных ресурсов. Мною используются интерактивные онлайн-упражнения с самокоррекцией (интерактивные листы) [2]. Студенты дома выполняют задания и отправляют свои ответы преподавателю. Это мотивирует студентов (интересно), экономит время преподавателя (все проверено автоматически) и хорошо для окружающей среды (экономия бумаги). Кроме того, интерактивные рабочие листы в полной мере используют новые технологии, применяемые в образовании: они могут включать звуки, видео, упражнения перетаскивания, соединение со стрелками, множественный выбор и даже разговорные упражнения, которые ученики могут делать с помощью микрофона. Преподаватель может использовать liveworksheets для создания собственных интерактивных рабочих листов или применять те, которыми пользуются другие преподаватели. Интересно построена серия упражнений по теме «Путешествие». Упражнения на словообразование вызывают особый интерес у студентов. Предлагается несколько попыток, что тоже положительно сказывается на результатах студентов. Создана коллекция из тысячи интерактивных листов, которые охватывают множество языков и предметов. Самый простой: студенты открывают рабочий лист, выполняют упражнения и нажимают кнопку "Готово". Затем они выбирают "Отправить мои ответы учителю" и вводят свой адрес электронной почты (или секретный код ключа). Затем вы получите уведомление по электронной почте.
Особую роль занимает платформа «Якласс», помогая преподавателю закреплять приобретенные грамматические навыки. Эта платформа пользуется популярностью у студентов, так как зарегистрированный преподаватель может отслеживать знания студентов, а также самостоятельно создавать индивидуальные задания. Хочется отметить, что работая в «Якласс», студент практикует практически все виды деятельности: чтение, письмо, аудирование. Аудиозаписи построены на современных молодежных песнях, которые студенты с интересом слушают. Грамматический материал описан в теории очень подробно. По каждой теме в заключении предлагаются тесты. Платформа «Якласс», в основном, используется для студентов СПО, так как материал там построен по школьной программе (9-11 классы). Также, на платформе возможно и обучение педагогов, регулярно проводятся вебинары, тренинги, с последующей выдачей сертификатов.
Онлайн-школа Skysmart (школьное направление онлайн школы английского языка Skyeng) и издательская группа «Просвещение» в рекордные сроки разработали бесплатные интерактивные рабочие тетради по основным учебным предметам. Интерактивная тетрадь Skysmart тоже является прекрасным помощником при контроле домашних упражнений [6].
Студенты - народ ищущий и продвинутый, поэтому у многих на телефонах установлены всевозможные программы изучения английского языка. Их количество разнообразно, так по тематике, так и по оформлению. Каждый выбирает то, что ему необходимо. Но наиболее часто встречающиеся такие приложения, как «Words», «Learn English Grammar», «Rosetta Stone», «Voxy» и многие другие.
Таким образом, интерес к проведению занятий с применением цифровых образовательных платформ, растет как у обучающихся, так и у преподавателей. Применение современных технологий обучения позволяет расширять кругозор студентов по изучаемым предметам, а также закреплять на практике приобретенные знания по работе на компьютере. Современный преподаватель должен быть мобилен не только в передвижении, но и в обучении, поэтому возникла идея проведения и создания интерактивных мобильных классов на базе нашего института
Библиографический список:
Алиев Р., Каже Н. Цифровое образование: Теория и практика. Retorica A, 2018. – 384 с.
https://www.liveworksheets.com/aboutthis_en.asp
https://kahoot.com/schools-u/.
https://scratch.mit.edu/
https://www.liveworksheets.com/aboutthis_en.asp
https://edu.skysmart.ru/login?returnUrl