Интерактивная технология
В настоящее время широкое распространение получило интерактивное обучение, такое, которое основано на активном взаимодействии с учителем. В сущности, это один из вариантов коммуникационных технологий, поскольку совпадают их классификационные параметры. При интерактивном обучении между субъектом и объектом обучения возникает хорошо организованная взаимосвязь, двусторонний обмен информацией. Интерактивная технология обучения является организацией процесса обучения таким образом, чтобы в нем ученик участвовал в основанном на взаимодействии, взаимодополняющем, коллективном процессе обучающего познания.
Целью интерактивной модели является организация комфортных условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой. При организации интерактивного обучения моделируют жизненные ситуации, используют ролевые игры, вопросы решают, основываясь на анализ ситуации и обстоятельств. Поэтому структура интерактивного урока значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Структура урока строится на элементах интерактивной модели обучения – интерактивных технологиях, которые делают урок интересным, насыщенным.
Допустимо применение интерактивной работы на уроках, где проходит усвоение изложенного нового материала, на уроках, где применяются знания, на специальных уроках, в качестве обобщения или опроса. На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах. Ее огромным плюсом является возможность высказаться каждому ребенку, осуществить обмен собственными идеями с партнером, а затем озвучить их всему классу, и самое главное – в работу будет вовлечен каждый ученик.
Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:
Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Интерактивные технологии позволяют слушателям в учебно-игровом поле проиграть различные личностные и должностные роли, освоить их при создании будущей модели человеческого взаимодействия в производственной ситуации. При применении в обучении интерактивных технологий ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует свое поведение.
В рамках урока интерактивную модель можно внедрить при помощи следующих интерактивных технологий
Работы в небольших группах – по 2,3,4 человека.
Упражнение «Карусель». Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая – внешним. При этом ученики сидят лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задает тему для обсуждения и роли, к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель дает команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют и роли. Таким способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность, например достижения учеников.
Лекции с проблемным изложением, при которых моделируется проблемная для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ ее решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.
Урок-семинар (дебаты, дискуссия).
Эвристическая беседа, при которой учитель не сообщает ученикам готовые знания, а правильно поставленными вопросами позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым понятиям.
Урок-конференция.
Деловая игра.
Урок с использованием мультимедийных средств.
Технология моделирования.
Технология полноценного сотрудничества.
Важное преимущество интерактивной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно в ходе группового взаимодействия. Кардинально меняются роли преподавателя и обучающихся на уроке. Школьник на занятии перестает быть статичным объектом, а учитель – транслятором знаний. Каждый эпизод урока включает интерактивные методы обучения, благодаря которым организуется творческая деятельность учеников. Отдается предпочтение проблемным заданиям, которые не имеют одного правильного ответа. Значимость в обучении приобретает не только результат, но и ход рассуждений. В процессе работы в группе формируется критическое мышление. Школьники учатся подбирать аргументы к своему ответу, взаимодействовать в команде. Этап рефлексии деятельности для учащихся не менее важен, чем этап открытия нового знания.
Интерактивные методы
В арсенале учителя много методов интерактивного взаимодействия.
Наиболее часто встречаются такие:
• дискуссия и диспут;
• деловая и ролевая игры;
• мозговой штурм;
• исследовательские, информационные и творческие проекты.
Цели использования интерактивного обучения
• Школьник максимально вовлекается в процесс обучения.
• Совершенствуются навыки группового взаимодействия.
• Для обучающегося меняется роль на уроке: от объекта обучения к эффективно действующему субъекту.
• Более качественное усвоение учебного материала.
• Развитие коммуникативных навыков учащихся.
Принципы
• Используют интерактивные методы, чтобы предъявить новый материал.
• Рациональное деление содержания занятия на отдельные элементы.
• Этапы занятия взаимосвязаны и логически следуют один из другого.
• Содержание каждого этапа занятия имеет целью воспитание, развитие, обучение учащихся.
• Ход занятия, промежуточные результаты, итог урока понятны всем участникам образовательного процесса. Учитель наблюдает на уроке за деятельностью каждого ученика.
Роль преподавателя
Преподаватель выбирает оптимальные интерактивные методы в соответствии с поставленными образовательными целями. Продумывает ход урока, выбирает форму рефлексии. На уроке учитель занимает позицию консультанта, наставника и помогает школьникам самостоятельно находить информацию, осваивать новые навыки. Преподаватель организует совместную деятельность учащихся. Выступает в качестве модератора – специалиста, устраняющего конфликты, возникающие при групповом взаимодействии.
Преимущество для учащихся
• Повышается мотивация, связанная с познавательной деятельностью.
• Уровень тревожности у школьников снижается. Ребенок в процессе интерактивного урока приобретает уверенность в своих силах.
• Знания усваиваются более эффективно, благодаря совместной деятельности.
• Эмоциональный климат в детском коллективе улучшается.
Преимущество для учителя
• Учебное время используется более эффективно.
• Снижение нагрузки на уроке. Ученики большую часть учебного времени работают самостоятельно. Основные трудности для учащихся
• У учащихся не достаточно знаний и опыта для самостоятельной познавательной деятельности без участия преподавателя.
• В группах возникают конфликты, потому что одни ученики могут присваивать результаты труда других.
• Есть дети, которые не могут работать к команде.
Основные трудности для учителя
• Чтобы групповая деятельность была эффективна, необходимо обучить учащихся правилам работы в группе. Для этого необходимо найти время, часто в ущерб другим урокам.
• Для организации групповой деятельности требуются специальные умения.
• В классе всегда найдутся школьники, которые не хотят работать в группе. Преподавателю необходимо включить их в общий учебный процесс.
Структура урока интерактивного обучения
Интерактивный урок, на котором ученики активно взаимодействуют, структурно отличается от традиционного.
Выделяются следующие этапы урока:
1. Организация начала занятия. Разделить учащихся на группы, в которых в дальнейшем пройдет вся основная работа на уроке.
2. Мотивация, постановка целей урока. Выбираются разные способы стимулировать познавательный интерес: видеофрагменты, цитаты, проблемные задания.
3. Формирование ожиданий учащихся. Планирование результатов урока. Учащиеся в начале занятия должны понимать, какого результата в конце занятия достигнут.
4. Предъявление новой информации. Учебный материал подается разными способами в зависимости от цели урока:
• Интерактивная лекция. Преподаватель побуждает учеников к активной умственной деятельности, организует обратную связь. Объясняя материал, предъявляет опорные конспекты, предлагает по ходу лекции заполнить кластер-схему, задает проблемные вопросы.
• Проблемное задание. В групповом обсуждении учащиеся, решая проблему, самостоятельно открывают новое знание.
• Презентация мини-проектов. Учащиеся предъявляют мини-проекты или мини-исследования, которые выполняли дома. Сделанные в ходе исследования выводы выводят на новые знания.
5. Практическое усвоение нового материала. Организация многостороннего обсуждения с использованием одного или нескольких методов интерактивной деятельности.
6. Рефлексия. Полученные результаты сравниваются с запланированными в начале урока.