ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Групповые:
групповая дискуссия;
анализ ситуаций морального выбора;
разбор инцидентов из практики (метод кейсов);
«Мозговой штурм»;
презентация;
обсуждение;
дебаты
социально-психологический тренинг;
тренинг делового общения;
психотехнические игры
Индивидуальные:
выполнение практических задач,
тренировка
КОНСТРУКТОР УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)
«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
Синквейн («восточный стих»)
Хук (притча, игра, «крючок»)
Кластеры
Обсуждение домашней творческой работы
2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)
«Инсёрт»
Опорный конспект
Кластеры
Различные формы дискуссий
Игровые методы
Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, пересказ отрывка от первого лица)
Продвинутая лекция (в ходе лекции текст соотносят с первичной информацией: « » «–» + — знал ранее, — думал иначе)
«Аквариум»
Форма группового взаимодействия — «большой круг»
3. Рефлексия – получение обратной связи
Хокку (хайку) — японские трёхстишия
Незаконченное предложение
Юмористический рассказ
Сказка
Эссе
Мини-сочинение
Глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)
При оценивании результатов интерактивного обучения учитель должен учитывать:
работу в группе;
самооценку участника групповой работы;
свободу мышления;
овладение культурными формами работы;
коммуникацию в учебном диалоге.
ПРИЁМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. «Обучая — учусь»
Учитель делит материал урока на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.
2. «Карусель»
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.
3. «Два, четыре — вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, и далее объединяются в группы по 4 человека. После принятия совместного решения в группах происходит обговаривание вопроса.
4. «Синтез идей»
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги 1-я группа выполняет первое задание, 2-я — второе и т. д. После выполнения заданий 1-я группа отдаёт свой листок для доработки 2-й группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников. Перед началом работы можно создать отдельную экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы всех групп.
5. «Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводятся анализ и обговаривание. Например, изучая роман
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», можно предложить учащимся подумать над тем, как сложилась судьба главного героя после финальной встречи с Татьяной.
6. «Личные ассоциации»
Помогают развить творческие способности, интеллект, нестандартность мышления, воображение, фантазию, ориентируют на поиск новых идей, фактов, образов.
7. «Лови ошибку»
Сознательно допущенная учителем ошибка, которую нужно заметить и исправить.
8. «Волшебная шкатулка»
Прием способствует активизации и развитию мыслительных и речевых способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности. Работа в группах – вытягивают номерки вопросов, на которые дают ответы.
9. «Пресс»
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определённому дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументированно, лаконично. Метод «Пресс» состоит из четырёх этапов:
1) высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»);
2) обоснование своей мысли («…так как…»);
3) примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («…например…»);
4) обобщение, выводы («Итак…»).
10. «Выбери позицию»
Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да», «Нет», «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определённую позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходят коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.
11. «Совместный проект»
Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
12. «Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. Учитель пускает по классу предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой микрофон, обязан чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Эти и другие интерактивные приёмы могут «работать» на разных этапах урока
Применение интерактивных приёмов на разных этапах урока
Этап урока | Время урока,% | Методическая цель | Примерные методики |
I. Мотивация | 5 | Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы | «Мозговой штурм», «Блиц-опрос», «Микрофон» |
II. Объявление темы, задач | 5 | Обеспечить понимание учащимися их деятельности: чего они должны достичь в результате урока, что их ожидает | Через эпиграф, через слово, через название |
III. Получение необходимой информации | 5 | Инструктаж учащихся для выполнения задания | Мини-лекция, ознакомление с раздаточным материалом, презентация домашнего задания |
IV. Интерактивное задание | 60 | Практическое усвоение материала | Стимуляция,дебаты, семинар, работа в малых группах, метод «Пресс», «Карусель», «Микрофон», «Снежный ком», «Защита проекта», «Аквариум» |
V. Подведение итогов | 25 | Обсуждение с целью закрепления материала | «Большой круг», метод «Пресс», «Незаконченное предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое задание» |
Учителю, сделавшему свой выбор в пользу интерактивных технологий, необходимо продумать уместность их использования. Руководствоваться необходимо такими методами выбора обучения, которые позволяют создать новые модели интерактивного обучения.
В режиме интерактива идёт обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т. п. На таких уроках ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он находится в постоянном контакте с другими, он формулирует и аргументирует свою позицию (мнение), социализирует свой опыт и знания, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Степень усвоения подаваемого материала на интерактивных уроках — 70–90 %. Но главное в проведенииэтих уроков: если мы запустим механизм познания, если ребёнок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал… Мотивация — это основное условие интерактивного обучения