СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок технология + информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока  можно наглядно  проследить как тесно переплетаются знания, умения и навыки полученые на уроках технологии и информатики.Данный вариант разработки урока должен быть реализован совместно  учителями информатики и технологии при наличии в кабинете компьютера(ноутбука).

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок технология + информатика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»





Тема урока

«Построение чертежа основы конической юбки »





Швец Галина Дмитриевна,

учитель технологии

Хоронжина Илона Николаевна,

учитель информатики









г. Старый Оскол

2015


ПЛАН УРОКА

Класс : 6 класс

Тема раздела: Конструирование и моделирование швейных изделий.

Тема урока: Построение чертежа основы конической юбки средствами электронных таблиц

Цель урока: формирование навыков и умений у обучающихся по построению чертежа основы конической юбки с использованием традиционных методов построения и с помощью электронных таблиц.

Задачи урока: Образовательная – ознакомить с последовательностью построения чертежа конической юбки, научить строить чертеж конической юбки; приобщить к овладению графическими навыками построения чертежей; познакомить с возможностями электронных таблиц для построения диаграмм;

 Воспитательная – развитие навыков сотрудничества со сверстниками; освоение способов решения проблем поискового характера; приобщить к точности, аккуратности, внимательности;

 Развивающая – совершенствовать конструкторские умения и навыки расчёта при построении чертежей, развить логическое мышление

Время урока: 2 урока по 45 минут

Тип урока:  урок формирования новых знаний

Методы ведения   урока:  словесный, наглядно - демонстрационный, практический.

Виды контроля:  опрос по устным вопросам, самоконтроль (наложение чертежей)

Межпредметные связи:  информатика, черчение

Материально - техническое обеспечение:   компьютер, мультимедийный  проектор, презентация, файл-заготовка, выполненный в электронных таблицах, масштабная линейка, карандаш, резинка мягкая, лекало, доска, раздаточный материал

                                                 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.​Организацион

ный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствуют учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

2.​ Формулировка темы и целей урока

Определение темы и целей интегрированного урока

Показывает ролик «Тенденции моды»

(Приложение - 2)

Смотрят ролик, формулируют тему урока, предполагают возможные цели и задачи урока перечисляют преимущества использования компьютера

3.​ Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий по технологии и информатике

Опрос идет по принципу телевизионной игры «Своя игра»

Учителя отслеживают правильность ответов на вопрос каждой группы, ведут счет на доске Приложение - 4 (правильный ответ – 1 балл)

Дети работают в группах по 4 человека, отвечают на вопросы

4.​ Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Учитель технологии демонстрирует приёмы выполнения чертежа юбки в соответствии с последовательностью построения, дает рекомендации по выбору длины юбки, знакомит с формулами, связывающими рост и длину юбки, демонстрирует формулы для построения чертежа юбки и осуществляет пример расчёта по ним.

В это время учитель информатики строит и распечатывает чертёж конической юбки (на типовую фигуру 40 размера) на компьютере Приложение - 5.

Учитель информатики предлагает построить каждому ученику чертеж юбки на компьютере при помощи электронных таблиц файл –шаблон Приложение - 6 (учителю предусмотреть возможность использования сетевого принтера или копирования файлов на флешку для распечатывания на принтере)

Учитель информатики рассказывает об этапах работы на компьютере по выбору данных, построению диаграммы, выбору заголовка диаграммы, распечатыванию полученной выкройки

Делают расчеты по формулам, строят чертеж на кальке в масштабе 1:4

Обращают внимание на то, что учитель информатики проделал все действия намного быстрее и получил тот же результат



















Ученики вводят данные: рост, необходимее мерки в заранее подготовленный учителем файл, получают все расчеты,

Строят диаграмму средствами электронных таблиц, распечатывают выкройку

5.​ Динамическая пауза

Эмоциональная разрядка

Включает электронную физкультминутку Приложение - 7

Выполняют физкультминутку для снятия напряжения глаз

6.​ Этап самоконтроля

Установление правильности выполнения работы и осознанности изучения темы.

Учителя информатики и технологии предлагают сравнить результаты работы на компьютере и на бумаге (кальке) при помощи наложения чертежей

Учителя считают количество зеленых карточек в каждой группе, ведут счет на доске

Накладывают кальку на распечатанный чертеж юбки и делают вывод о правильности построения выкройки

В случае совпадения поднимают сигнальную карточку зеленого цвета, иначе - красную

7.​  Первичное закрепление материала

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Учителя предлагают каждой группе задания 3 типов

Приложение – 8

•​ Допиши на чертеже

•​ Как построить диаграмму

•​ Как выбрать ткань

Учителя отслеживают правильность ответов на вопросы, ведут счет на доске

(правильный ответ – 1 балл)

Работа в группах по карточкам

8.​ Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Задает вопросы:

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

Приложение - 9

По результатам работы идет подсчет количества баллов, набранных в каждой группе

8-9 баллов – «отлично»

6-7 баллов – «хорошо»

4-5 баллов – «удовлетворительно»

Учителя выставляют отметки

Отвечают на вопросы учителя, выбирают цветок определенного цвета и прикрепляют к вазе на доске

9.​ Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

С помощью файла-шаблона построить чертеж выкройки свое мамы, подруги, родственницы

Работа с дневниками

Сценарий урока

(Урок проводится в кабинете технологии с использованием средств мобильного класса). Обучающиеся делятся на команды (число команд может изменяться в зависимости от количества присутствующих) Размещение учащихся по местам производится согласно Приложения – 1)

1. ​ Организационный момент (инициация)

(Учитель технологии) : Здравствуйте, ребята!

Начинается урок!

Вы проверьте все сейчас,

Что к уроку есть у вас.

Все за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

2.​ Формулировка темы и целей урока

(Учитель технологии) Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет наш разговор на уроке, предлагаю вам посмотреть видеоролик.

На мультимедийном экране демонстрируется ролик «Тенденции моды на лето» (Приложение - 2)

Какими будут ваши предположения?( звучат ответы детей). Но, мы с вами уже говорили на прошлом уроке про юбки. Как вы думаете, а что ещё можно узнать про юбки? (звучат ответы детей)

( на экране появляется тема урока. Приложение - 3)

 слайд 1

3.​ Актуализация знаний

(На доске размешены заранее карточки с номерами команд для подсчёта результатов – суммы баллов на всех этапах работы. Приложение - 4)

(Учитель технологии) Ребята, но прежде всего давайте вспомним то, что уже знаем. Я вам предлагаю «покопаться в памяти» и вспомнить что вы изучали на уроках технологии и информатики. Вы, наверное, удивились, почему я еще говорю об уроке информатики? А вот ответ на этот вопрос вы узнаете в конце урока, а также сможете увидеть незримую нить, которая соединяет эти два предмета, а поможет нам в этом учитель информатики.

Это вас ждёт впереди, а сейчас вас ждут вопросы!

(Каждая команда выбирают для своих соперников номер вопроса и номер команды, которая ответит на этот вопрос (на мультимедийном экране появляются вопросы с вариантами ответов). Члены команды выбирают правильные ответы и озвучивают. За каждый правильный ответ команда получает балл)

 слайды 1-7

Вы замечательно с этим справились. Молодцы!

4.​ Усвоение новых знаний

(Учитель технологии) Сегодня на уроке у вас будет удивительная возможность попробовать себя в роли конструктора одежды. Мы научимся строить чертёж любимой многими девочками и просто незаменимой летом юбки «Солнце». Оказывается, это можно сделать, используя всем известные и доступные чертёжные инструменты, или с помощью ноутбука и принтера. Но для этого очень важно быть внимательным и усидчивым.

Справка (на мультимедийном экране) Юбки конического покроя имеют плотное облегание по линии талии и равномерно расширенный книзу силуэт. Степень расширения и подвижности юбки зависит от ее типа. Наиболее подвижную и расклешенную форму имеет юбка покроя «солнце», которая в развернутом на плоскости виде представляет собой круг с вырезанной центральной частью.

(Учитель технологии приступает к демонстрации на доске приёмов построения чертежа с параллельным комментарием расчёта по формулам и объяснением роли прибавки при расчётах. В это время учитель информатики за ноутбуком, используя электронные таблицы, приступает к построению чертежа конической юбки 42 размера. Приложение - 5.

Для контроля времени можно использовать песочные часы)

- для построения линии талии ( радиус ОТ):

ОТ =(Ст+Пт)* 0,32

- для построения линии низа( радиус ОН) :

ОН=ОТ +Ди [1]

(Учитель технологии)  Ребята, а вы знаете, что длина юбки один из важных параметров при пошиве юбки. Мы очень часто эту величину берём наугад, а оказывается её очень легко можно рассчитать

(учитель информатики показывает как это можно сделать на компьютере)

 слайд 9-10 [ 4]

5.Динамическая пауза

(Учитель технологии)  Мы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.

Упражнение “Активизация руки”

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя. То же самое повторить с левой рукой.[3]

(Учитель информатики) Девочки, а вы заметили, что я построила точно такой же чертёж на ноутбуке, причем гораздо быстрее чем вы? (звучат ответы учащихся)

 слайд 12

Я предлагаю вам научиться строить чертеж – диаграмму выкройки юбки на компьютере в электронных таблицах. Алгоритм построения диаграмм вам уже знаком [2]. Вы умеете строить диаграммы в текстовом редакторе. Принцип построения их в электронных таблицах тот же:

1.​ Готовим данные, по которым будем строить диаграмму. Мы с вами вносим в выделенные фиолетовые ячейки файла-шаблона на компьютере свои данные: рост, полуобхват талии, длину изделия.

2.​ По известным вам формулам автоматически произойдет расчет (учиться составлять формулы в электронных таблицах вы будете в 7-8 классах).

3.​ Выделяем нужный нам диапазон данных, выбираем пункт меню Вставка – Диаграммы. Выбираем тип диаграммы - График.

4.​ Переименовываем Ряд2, Ряд3 как Линия талии, Линия низа, а Ряд1 устанавливаем как подпись горизонтальной оси.

5.​ Делаем заголовок для своей диаграммы Макет – Название диаграммы для того, чтобы при распечатывании диаграмм их не перепутать.

6.​ Полученную диаграмму отправляем на печать (Приложение - 6)

(Учащиеся выполняют все действия за ноутбуками, учитель информатики контролирует процесс построения чертежа, распечатки на принтере)

(Учитель информатики) Ребята, к нам в гости пришел Вася, предлагает нам отдохнуть

( Учитель на экране демонстрирует электронную физкультминутку Приложение - 7) [6]

6.​ Этап самоконтроля

(Учителя технологии, информатики) Девочки, а теперь давайте сравним результаты проделанной работы (Учащиеся путём наложения чертежа, выполненного вручную, сопоставляют с чертежом, выполненным на ноутбуке, и в случае полного совпадения поднимают сигнальную зеленую карточку, результат каждой группы фиксируется на доске)

 слайд 15

7.​  Первичное закрепление материала

 слайд 16

(Учащиеся работают по карточкам - заданиям. Приложение - 8)


8.​ Итоги урока, рефлексия

(Учителя технологии и информатики) Вот и подошёл наш урок к завершению, хотелось бы услышать ваше мнение о нём (Учителя проводят рефлексию – у каждой команды на столах лежат наборы цветов (желтый, синий, красный), которые нужно будет разместить на вазе в зависимости от выбранного ответа к поставленному вопросу. Приложение - 9) По результатам работы идет подсчет количества баллов, набранных в каждой команде (максимально количество баллов зависит от количества человек в группе)

8-9 баллов – «отлично»

6-7 баллов – «хорошо»

4-5 баллов – «удовлетворительно»

Учителя выставляют отметки

9.​ Информация о домашнем задании

( учитель даёт задание на дом)























Приложение -1

План размещения мебели и учащихся в кабинете




- Рабочее место учащегося( учителя)

- парта

- ноутбук

- доска


Приложение -2

Видеоролик «Тенденции моды на лето»

Приложение – 3

Файл «Презентация к уроку»

П

Команда 1

Команда 2

Команда 3

риложение – 4



Приложение – 5

Мерки типовой фигуры 158-84-92 для конической юбки:

Ст – 31,9 Ди- 42 Пт – 1,0

Приложение - 6

Файл–шаблон – (электронная таблица для расчёта и построения чертежа юбки)

Приложение - 7

Файл «Электронная физкультминутка» [6]






Приложение - 8

Карточки с заданиями для повторения материала

Задание 1

Группа 1

Д ополните чертеж





З адание 1

Группа 2

Дополните чертеж




Задание 1

Группа 3

Дополните чертеж



Задание 2

Расставьте этапы построения диаграммы в правильном порядке. Запишите последовательность цифр в нужном порядке

  1. Выделяем нужный для построения диаграммы диапазон данных

  2. Произвести расчет.

  3. Вносим данные.

  4. Выбираем тип диаграммы - График.

  5. Полученную диаграмму отправляем на печать.

  6. Оформляем легенду и подписываем горизонтальную ось.

  7. Задаем заголовок диаграммы.

З

ОТ=(……+ Пт)*0,32

адание 3

Группа 1

Допиши формулу


З

ОН=ОТ +….

адание 3

Группа 2

Допиши формулу


З

ОТ=(Ст+ …)*0,32



адание 3

Группа 3

Допиши формулу


Задание 4 Найди соответствие

Л

Атлас - достаточно толстая и прочная ткань, имеющая характерный блеск

Ткани из шелковых нитей предъявляемым к тканям. Они легки, отличаются высокой упругостью, красивым внешним видом, малой сминаемостью, особым изяществом. 

Лен

Ткань из льняных нитей, которая прекрасно пропускает воздух, что делает его незаменимым в жаркую погоду.



ен

Ткань из льняных




П риложение - 9

Н абор шаблонов для проведения рефлексии

Было интересно, все поняла, легко справилась с заданиями


Были интересно, но были трудности в выполнении заданий


Было очень трудно и сложно выполнить задания и разобраться в теме урока

Библиографический список

  1. Технология.Обслуживающий труд:6 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред.В.Д.Симоненко.-3-е изд., перераб.-М.:Вентана – Граф,2008

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. icey21.edusite.ru/p85aa1.html

  4. www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Basic/Skirt_length.html

  5. http://www.youtube.com

  6. www.infourok.ru