СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок в 1 классе литературного чтения и русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 1 классе по программе «Школа России». Литературное чтение: «Мы читаем земляка – Самуила Маршака». Русский язык: «Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы». Весь материал урока посвящён известному детскому поэту С.Я. Маршаку. Дети знакомятся с его биографией, повторяют многие  полюбившиеся стихотворения нашего земляка. Произведения Маршака на разнообразную тематику открывают детям широкие возможности для проявления творчества, полёта фантазии, удовлетворения своей любознательности, развитию дружбы и сплочения школьного коллектива. Поучительные, эмоционально окрашенные тексты стихотворений  позволяют реализовать цели урока русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 1 классе литературного чтения и русского языка»

20


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино


Интегрированный урок в 1 классе


Литературное чтение:


«Мы читаем земляка – Самуила Маршака».




Русский язык:


«Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы».


Провела

учитель начальных классов

Фетисова Л.К.






Литературное чтение.


Тема.

«Мы читаем земляка – Самуила Маршака».


Цели.

  1. Учить детей вдумчиво читать текст.

  2. Учить читать текст в лицах.

  3. Знакомить с приёмами драматургии.

  4. Приучать наблюдать за созвучием слов в стихотворении.

  5. Упражнять детей в выразительном чтении произведении.

  6. Развивать речевые умения и творческие способности.

  7. Создать условия для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей;

  8. Обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

  9. Развивать коммуникативный, нравственный, эстетический потенциал.

  10. Создать условия для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.

  11. Развивать любознательность и познавательный интерес учащихся.

  12. Создать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нем.

Русский язык.


Тема.

«Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы».


Цели.

  1. Закрепление сведений о том, что имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов пишутся с заглавной буквы.

  2. Уточнить представления учащихся о группах слов, которые выполняют определённую роль, являясь названием места, где живёт человек, обозначая его имя, фамилию.













  1. Организационный момент.

Первое сентября!

Первое сентября!

Первое сентября!

Первый день календаря!

Потому что в этот день

Все девчонки и мальчишки

Городов и деревень

Взяли сумки, взяли книжки,

Взяли завтраки под мышки

И помчались в первый раз

В класс!

Мы не случайно начали урок с этих строк, потому что это стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак.

Биография С.Маршака.

Родился Маршак в Воронеже в 1887 году. Писать начал очень рано. Напечатанными свои первые стихи увидел в 1907 году – ему тогда было 20 лет. В 1912 году молодой поэт уехал учиться в Англию. После возвращения опубликовал в русских журналах первые переводы. Это были английские и шотландские песни и стихи.

В 1923 году вышли первые стихотворные книги «Детки в клетке», «Сказка о глупом Мышонке», «Дом, который построил Джек».

Стихотворения Маршака написаны просто, увлекательно.



  1. Минутка чистописания.

Сс Яя Мм

Самуил Яковлевич Маршак

-Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Задания: 1. Подчеркнуть гласные.

2.Разделить на слоги.

- Какое знаете правило? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- В каком городе родился Маршак? (В Воронеже.)

Воронеж


Физкультминутка.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём

И опять писать начнём.


  1. Знакомство с «Азбукой в стихах».

- Маршак написал «Азбуку в стихах». Как вы думаете, зачем?

- Правильно, чтобы школьники лучше запоминали буквы.

Ш Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как мяч.


К Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.


О Ослик был сегодня зол:

Он узнал, что он осёл.


Л Лодки по морю плывут,

Люди вёслами гребут.


А Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где – то.


- Какое из стихотворений нам уже встречалось в учебнике русского языка?

- Какое слово получилось? (Школа.)

- Образуйте от этого слово такое слово, чтобы оно отвечало на вопрос кто? (Школьник.)

- Все вы школьники.

- А как вас по – другому можно назвать? (Одноклассники, однокашники.)

- Вы нашли здесь друзей. Напишите имена двух друзей.

- А какая самая любимая игра у друзей? Ну, конечно, игра в мяч.



Физкультминутка.

Мой прыгают поочерёдно то на одной ножке, то на другой,

Весёлый изображая игру в мяч

Звонкий мяч,

Ты куда

Помчался вскачь?

Жёлтый, крутят руками перед собой

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой.


Я тебя руки перед собой, вверх – вниз,

Ладонью изображая игру в мяч

Хлопал,

Ты скакал

И звонко топал.


Ты пятнадцать прыжки то в одну сторону, то в другую

Раз подряд

Прыгал в угол

И назад.


А потом лёгкий бег

Ты покатился

И назад

Не воротился.


Покатился в огород, лёгкий бег и приседания

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.


Там присели, резко подпрыгнули

Попал под колесо,

Лопнул,

Хлопнул,

Вот и всё!


- Это было непростое стихотворение. Его автор тоже С.Маршак.

Оно учит тому, что нельзя играть близко от дороги.


  1. Работа с учебником «Литературное чтение».

- Маршак много писал о детях, о школе.

Чтение стихотворения «Угомон» (Литературное чтение стр. 26 – 28)

- Прежде, чем прочитать стихотворение, мы познакомимся с трудными словами, научимся их правильно читать.

Слу-чи-лось – случилось

Де-жур-ный – дежурный

Шум – шумел – расшумелся

Крик – кричали – закричали

Молчит – молчите – замолчите

Читай внимательно: понял – поднял

Чтение стихотворения детьми.

Чтение по цепочке.


  1. Самостоятельная работа.

- Выпишите имена трёх детей.

Взаимопроверка.

- Найдите в тексте слова, которые выражают главную мысль этого стихотворения.


Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!


Задание: найди и подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Посмотрите, как много знаков препинания встретилось в этом стихотворении!


  1. Чтение стихотворения по ролям.

Инсценировка «Знаки препинания».


У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.


Прибежал чудак-

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

- Ура! Долой! Караул! Разбой!


Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы:

- Кто? Кого? Откуда? Как?


Явились запятые,

Девицы занятые,

Живут они в диктовке

На каждой остановке.


Прискакало двоеточие,

Прикатилось многоточие.

Заявили запятые:

-Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.


Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой!-

Отозвалась с той же строчки

Тётя точка с запятой.


Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.


-Нет… - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…


Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?-

Восклицательный знак

Возмутился: - То есть как!


- Так, - сказала точка,

Точка – одиночка,-

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.


- Ребята, а вы любите загадки?

- Для вас, мои любознательные друзья, у Маршака припасено много загадок.


Физкультминутка


Шумит он в поле и в саду, руки вверху, качают из стороны в сторону,

А в дом не попадёт. потягиваясь

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)


Принялась она за дело, изображают работу пилой

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб (Пила)


Бьют его рукой и палкой, выполняют прыжки,

Никому его не жалко. изображая мяч

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)


  1. Знакомство с приёмами драматургии.

- Пьесы «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи» написал драматург С.Я.Маршак.

ДРАМА – сценическое представление, литературное произведение в диалогической форме серьёзного содержания, предназначенное для представления на сцене.

ДРАМАТУРГИЯ – искусство сочинения драмы.

ДРАМАТУРГ – автор драмы.

- Запишите в тетради слова: драма, драматург.


Просмотр отрывка из сказки «Кошкин дом»


-Как вы думаете, это грустная или весёлая история?

-Выделите главную мысль произведения. (Нельзя обижать слабых и беззащитных; нужно выручать в трудную минуту; добро побеждает зло.)

-Как звали кота?

Кот Василий (Клички животных пишутся с заглавной буквы)



Физкультминутка


Вышли мыши как – то раз движения в соответствии с текстом

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон!

Убежали мышки вон!


- А сейчас давайте посмотрим

отрывок из пьесы «Двенадцать месяцев».

- Почему Маршак так назвал это произведение? (Потому, что в году двенадцать месяцев, нельзя менять ход времени)

- Что автор показал? ( Как изменяется природа в течении года)

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)



  1. Чтение стихотворений о природе.

-Замечательны у Маршака стихи о природе.

Он собрал их в «Разноцветную книгу».

-Какое время года прошло?


Это – снежная страница,

Вот прошла по ней лисица,

Заметая след хвостом.


Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.


Здесь проехали колёса –

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.


Цепь следов на снежной глади

Остаётся, как строка

В чистой новенькой тетради

Первого ученика.


- Пройдёт немного времени и наступит лето, а вместе с летом ваши каникулы.


Эта страница зелёного цвета.

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться мог,

Я бы на этой странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно – красная божья коровка,

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры,

Бабочки сели в траву отдыхать,

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.



Физкультминутка

Песня «Самая счастливая» ( по содержанию песни дети двигаются под музыку)


  1. Чтение стихотворений о Родине.

- За целый день устают все. Об этом у Маршака тоже есть стихотворение.


Перед вами страница ночная.

Город укутан тьмой,

Уходят на отдых трамваи,

Троллейбусы мчат домой.

Спешат на ночлег пешеходы,

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы,

Часы и машины не спят.

Скользит огонь по аллее,

Спускаясь с высоких холмов.

И с каждой минутой тусклее

Бессчетные окна домов.


- Маршак написал о большом городе, в котором родился, жил.

- А в каком городе мы с вами живём?

Составьте предложение про наш городок.

Поворино – это наша малая родина.

- Какое слово написали с заглавной буквы и почему?

Слово «РОДИНА» может писаться и с заглавной буквы и со строчной. Если говорим о месте, где мы родились, то это слово пишем со строчной буквы, а если говорим о России, то будем писать с заглавной буквы.

-Что самое главное для Родины и для всех нас?

- Конечно, чтобы был мир.


В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом-

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Ручками пишут и мелом:

Нам не нужна война!

Стройка идёт в Петербурге,

Строится наша Москва,

А на доске и в тетради

Школьники строят слова.

Чёткая в утреннем свете

Каждая буква видна.

Пишут Российские дети:

Мир всем народам на свете!

Нам не нужна война!


- Запишите в тетради:

Мир всем народам на свете!

Нам не нужна война!


Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!»


  1. Подведение итогов урока.

- Вы познакомились на уроке с маленькой частицей творчества С,Я.Маршака. Вам в жизни встретятся и другие произведения.

- Что вам запомнилось больше всего?

- По русскому языку мы закрепляли знания о том, что есть слова, которые пишутся с заглавной буквы. Какие это слова?


Всем спасибо!