Интегрированный урок в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами» «Древний Египет и Междуречье и математика.»
Цель урока:
отрабатывать навыки в выполнении заданий на все действия; развивать вычислительные навыки;
прививать интерес к урокам математики и истории;
развитие самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Оборудование: ПК, презентация, модели пирамид
Ход урока.
Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Этап. 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье — государства глубокой древности.
Учитель математики. Решив эти примеры, вы получите слово.
1) 347 ∙ 23 — 247 ∙ 23; 2) 157 ∙ 2 ∙ 5;
3) 3248 — (248 + 700); 4) 93 ∙ 8;
5) (547 + 389) — 247; 6) 4 ∙ 189 ∙ 25.
Е | И | М | С | Ф |
1570 | 689 | 2300 | 18900 | 744 |
Учитель истории. Итак, ребята, какое слово вы получили? (Учащиеся называют слово «Мемфис»). Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет?
Учитель математики. 3000 лет до нашей эры...
Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? Сосчитайте, сколько это месяцев?
[ 3000 + 2006 = 5006;
2) 5006 ∙12 = 60 060.]
2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительности жизни равным 60 годам?
(5006 : 60 = 83(поколения))
Учитель истории. А теперь расскажите о Междуречье, покажите на карте.
Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья.
Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Междуречье. Давайте посоревнуемся. Задания даны отдельно для девочек и мальчиков.
(На слайде уравнения (1) для девочек и (2) для мальчиков.)
(1)
а) х - 18 = 93; 6) 50х = 350; в) 30 : х = 2;
г) х : 25 = 50; д) 471 – х = 29; е) 475 + х = 526.

(2)
а) х + 27= 115; б)25у = 150; в) а : 48 = 2;
г) 54 : у = 18; д) z – 64 = 46; е) 585 – х = 38

Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювелира, назвать еще профессии, которые были распространены в Междуречье и Египте. Ученики кратко характеризуют эти профессии. Среди названных профессий должна быть профессия строителя: сооружения, построенные в древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения?
Этап 3. Профессии Египта и Междуречья и математика.
Учитель математики. Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.
1. По моделям, которые вы получили (учитель математики раздает модели пирамид, пока ученики работают с учителем истории), найдите площадь основания пирамид, выполнив необходимые измерения.
2. Вычислите площадь основания самой большой пирамиды — пирамиды Хеопса. Вспомним, каковы размеры этой пирамиды. (Учащиеся называют высоту пирамиды и периметр основания, об этом говорится в учебнике истории.)
[ 25 ∙ 25 = 625 (мм2);
250 ∙ 250 = 62 500 (м2)
далее учитель математики предлагает вычислить, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели.
3. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый?
(25 ∙ 20 + 15 ∙ 30 ) : 5 = 190 (земледельцев)
Этап 4. Исторические даты в уравнениях.
Учитель истории. Знание истории - это и знание основных дат.
Учитель математики. На доске — три уравнения. Корни этих уравнений — числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем знамениты эти даты.
(Учащиеся решают уравнения по группам.)
[1) х + 895 = 2687; 2) х — 811 = 939; 3) х : 4 = 375.]
Решив эти уравнения, учащиеся получают корни:
1792, 1750 и 1500.
Затем учащиеся отвечают на вопрос учителя истории о том, что происходило в эти годы.
Этап 5. Квадрат и куб числа, и исторические термины.
Учитель истории. А сейчас вспомним некоторые термины.
Учитель математики. Выполнить задания по вариантам и разгадайте зашифрованные исторические термины.
Вариант 1.


Вариант 2.


Далее ученики объясняют смысл каждого термина.
Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем понравился вам урок?
- Я могу……………….
- Я научился…………..
- Было трудно………...