ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И РУССКОГО ЯЗЫКА «ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ». ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ.
-Сегодня мы вас приглашаем на необычный урок – урок русского языка и истории. Обратите внимание на его тему.
- Что вы ожидаете от урока?
- На какие вопросы мы будем искать ответы?
- Какая связь видится вам между культурой Древней Греции и фразеологией русского языка?
УЧ. истории:
- Окунёмся ещё раз в атмосферу Древней Греции и вспомним страницы славной истории, чтобы понять настоящее.
Что вы знаете о Древней Греции?
Давайте вспомним, какими были древние греки? Что ценилось, какие человеческие качества считались самыми важными, достойными уважения?
Древние греки были удивительно талантливым народом, у которого есть чему поучиться даже сейчас. В те времена Греция состояла из многих мелких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государственный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили, а потом голосовали. Они были хорошими «спорщиками». По преданию, в то время сложилось утверждение: «В споре рождается истина!» Греки отличались трудолюбием и смелостью. Среди них были отличные строители, мореплаватели, купцы и художники. Они внесли большой вклад в развитие культуры и науки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»№1 СЛАЙДЫ 1-6
Уч. русского языка:
Путешествуя по Древней Греции, мы отправимся ещё в одно увлекательное путешествие по стране, которая называется Фразеология – это удивительная страна, в которой много загадочного и интересного. Её жители нисколько не отличаются от нас с вами. Правда, они говорят загадками. Послушайте диалог ( вспомните, что это такое) жителей этой страны.
Сценка. Ребята изображают ссору.
Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
2-й:
-Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!
К ним подходит дежурный, начинает их растаскивать.
-Да утихомирьтесь вы, учитесь в одном классе, а живёте, как кошка с собакой.
Они ему отвечают вместе:
- Всё следишь, наверное, и спишь с открытыми глазами.
УЧ. РУС. ЯЗ.
- Вы знаете, что наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. Например, предложение: «Тогда отец намылил сыну голову».
-3 ученик:
- Ну, тут всё понятно, отец помогал сыну вымыть голову и намылил её.
Ученица:
- Тебе всегда всё понятно, а это предложение говорит совсем о другом: отец сына отругал.
Ученик:
- И почему ты такая умная!?
Ученица:
- Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую…
Дежурный:
-УСПОКОЙТЕСЬ вы, горячие головы!
1-ый ученик, трогая голову:
- Да ты что! У меня голова совсем не горячая!
Дежурный:
-А я вовсе и не имею в виду температуру твоей головы.
Ученица:
- Ну, я-то человек с головой.
1-ый ученик:
-Совсем заучилась! (крутит пальцем у виска) А я то, по-твоему, что, без головы?
Ученица:
-Голова у тебя на нужном месте, а вот в ней ветер гуляет.
2-ой ученик:
- Что-то ты загадками говоришь, голову сломаешь над ними.
Беседа с классом:
- Какими такими загадками говорят ребята? (употребляют особые выражения, сочетания слов)
- Что же в них загадочного и необычного? (их надо понимать не буквально, они употребляются в переносном значении)
- Назовите эти выражения. Объясните их значение. (1-проучить, выражение угрозы; 2 – очень стараться; 3- следить за чем-либо, кем-то)
- Как называются такие выражения?
-Что общего у фразеологизмов со словами?
- Где могут быть собраны фразеологизмы? Где можно найти лексическое значение фразеологизмов?
Большинство фразеологизмов было создано в непринуждённых разговорах, а затем, повторяясь, фразеологические обороты закрепились в переносном значении в языке. Некоторые из них пришли из речи профессионалов – ремесленников, например: без сучка и задоринки, довести до белого коленья. Некоторые имеют другие источники.
-Чтобы понимать интересный язык жителей страны Фразеология, надо его изучить. Давайте выполним несколько заданий, чтобы больше узнать фразеологизмов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ЗАДАНИЯ №2
-Задание 1 СЛАЙДЫ
Соберите фразеологизмы: Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплёт, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, за нос. Объяснить их смысл.
- Задание 2
На загадку дай отгадку
Его вешают, приходя в уныние (нос)
Его держат за зубами (язык)
Её «просит» дырявая обувь (каши)
Её набирают в рот, не желая говорить (вода)
-Задание 3
Закончить предложения фразеологизмами-сравнениями:
Новые дома растут в посёлке как (грибы после дождя)
Город он знает как (свои 5 пальцев)
Похожи они с братом как (две капли воды)
Что ему ни говори, ему всё как ( с гуся вода)
Задание 4
Кто быстрее. Расставить перепутанные буквы, чтобы получился фр-м, объяснить смысл
Трабь кабы аз гаро - брать быка за рога.
В ценок ковноц – в конце концов
Стяпус рукавака – спустя рукава
Ладеть зи химу налос - делать из мухи слона.
Задание 5
Подобрать антонимические пары (что такое антонимы):
Кот наплакал, хоть иголки собирай, слова не вытянешь, куры не клюют, хоть глаз выколи, рта не закрывает, по чайной ложке, на ночь глядя, чуть свет, не покладая рук, сидеть, сложа руки, воспрянул духом, повесил нос, как кошка с собакой, душа в душу, единым духом.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - что это такое?
Найти фразеологизмы в стихотворении, объяснить их значение.
ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ. СЛАЙД
-Вам интересно узнать, как появились фразеологизмы в нашем языке, какая у них история?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ» №3
УЧ. ИСТОРИИ:
Особое место среди памятников культуры Древней Греции занимают мифы. Мифы – это огромная сокровищница художественных образов и прекрасных произведений искусства. На их основе созданы многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии…
- В нашей повседневной жизни, КОТОРАЯ НИКАК НЕ СВЯЗАНА на первый взгляд с Древней Грецией, на самом деле достаточно много слов, выражений, взятых из мифов. Вы знакомы с книгой А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Смысл многих фразеологизмов вам будет понятен, если вы прочитаете её.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
СЛАЙД Ы
Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит как раз история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь. Античные фразеологизмы могут служить прекрасным эмоциональным камертоном, передавать чувства, эмоции, личное отношение, служить средством для тонкого намёка.
Что же означают некоторые фразеологизмы, из каких мифов они пришли, посмотрим сценку.
СЛАЙД
СЦЕНКА « ЯБЛОКО РАЗДОРА» (Звучит музыка Сиртаки)
Клио: Однажды боги устроили роскошный пир. На него не пригласили лишь богиню ссор и раздоров Эриду, зная ее плохой характер. Однако она явилась незваной.
(Раздается неожиданный стук. Веселье и оживленный шум умолкают. Боги насторожились. Входит богиня раздора Эрида.)
(Звучит первая часть симфонии Бетховена № 5)..
Эрида: Добрый день - хотя я сомневаюсь, что сегодня он будет добрым! Пируете, веселитесь... Потехи устраиваете. А что же меня-то на пир не пригласили? Или я не дочь Зевса и златотронной Геры?
Зевс (нехотя): Ну что ж, проходи, присоединяйся к нам, коль пришла…
Эрида: Благодарю. А у меня для вас сюрприз. Вот он (неожиданно достает и показывает всем яблоко). Это - золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”. Пусть оно достанется самой прекрасной из богинь!
Клио: Яблоко приметили три богини – Гера, Афина, Афродита. Каждая считала, что яблоко должно принадлежать именно ей.
Афродита: Уважаемые боги и богини! Тут нечего долго думать. Это яблоко должно достаться мне, ведь именно я богиня любви и красоты!
Афина: А почему тебе? Я любимая дочь Зевса! И потом, что может быть прекрасней мудрости и знаний!
Забирает из рук Афродиты яблоко.
Гера: Я - законная жена Зевса. Яблоко должно принадлежать мне по праву, как первой богини Олимпа!
Афина: Может быть, Зевс – ты решишь, кому его отдать?
Зевс: Я не могу - не хочу брать на себя такую ответственность. Пусть этот выбор сделает смертный - Парис, сын троянского царя Приама.
Появляется Парис.
Парис: О, всемогущий Зевс! О, бессмертные боги! Радуйтесь!
Зевс: Здравствуй, Парис! Ты должен выбрать прекраснейшую из богинь.
Каждая из участниц - претенденток по очереди подходит к Парису и пытается склонить его на свою сторону.
Гера: Отдай яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии и Эллады!
Афина: Если ты мне присудишь первенство, я тебя сделаю первым полководцем и в Азии и в Элладе, и ты удивишь мир числом и блеском твоих побед!
Афродита: А если ты выберешь меня, тебя полюбит самая красивая женщина на Земле! И она отправится за тобой хоть на край света!
Клио: После мучительных раздумий и сомнений Парис выбрал Афродиту! И вручил ей золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”! Не обманет Афродита Париса, исполнит все, что обещала.
А выражение яблоко раздора с тех пор превратилось во фразеологизм, который мы нередко употребляем в повседневной жизни.
Учитель:
У нас гости из прошлого. Давайте послушаем, о чем они хотят нам поведать. А вы, слушая их рассказ, должны вспомнить из каких они мифов, и какое выражение в нашем языке присутствует.
Пандора: Я - самая красивая женщина, посланница Зевса. Он отправил меня на землю с подарком. Но только почему Прометей запретил мне строго-настрого его открывать? Как вы думаете, что может быть в моем ящике?
Учитель: Ребята, как зовут нашу гостью? Какое выражение заимствовано из этого мифа?
Девушка Афин: Я жительница города Афин. По воле богов, меня и еще шестерых не знающих брака девушек и семерых юношей отправили к чудовищу на остров Крит. С нами вызвался ехать наш царевич Тесей. Дочь Миноса, Ариадна, дала ему острый меч и клубок ниток. Вот он. С помощью его мы нашли выход из лабиринта и были спасены!
Учитель: Из какого мифа к нам прибыла героиня? Какое выражение взято из этого мифа?
- Какие фразеологизмы мы с вами должны записать? Дайте им толкование.
УЧ.лит.
Давайте посмотрим, какие ёще фразеологизмы пришли из Древней Греции.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» 4
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
СЛАЙДЫ
Прочитать ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, вспомнить миф, из которого пришло выражение, объяснить значение.
СЛАЙДЫ 12-24 (Проверочная работа)
Дать объяснение фразеологизмам
Проверочный тест СЛАЙДЫ 25-34
Уч.лит.
Фразеологизмы, которые рождаются в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом приходят в язык, называются крылатыми словами (выражениями) или афоризмами.
УЧ. ИСТОР.
-Термин «крылатые слова» восходит к Гомеру. Он НАЗЫВАЛ ИХ КРЫЛАТЫМИ потому, что они из уст говорящего как бы летят к устам слушающего.
Слайд 35
Учитель литературы:
- А теперь подведём итог: составим СИНКВЕЙНЫ со словами ФРАЗЕОЛОГИЗМ. МИФОЛОГИЯ
СЛАЙДЫ36-38
Уч. литературы:
-Мир необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.
-Что же вы сегодня узнали нового, чему научились, где можно применить эти знания, было ли интересно?
д/з : узнать историю одного фразеологизма, составить с ним текст.