Интеллектуальная игра
«ПРАВО. СВОБОДА. ОБЯЗАННОСТЬ»
Цель игры:
- актуализация и углубление знаний по правам человека;
- заинтересовать такой важной темой, как права человека, через известные
литературные произведения.
- развитие навыков коллективной работы;
- развитие познавательной активности учащихся, учителей
Оборудование: раздаточный материал, карточки, футболки красных и синих цветов, ручки и листочки на столах.
Ход мероприятия
Вед.: Дорогие ребята, я рада видеть вас, на нашем правовом турнире, приветствую всех участников этого состязания. Проведите это время содержательно, с пользой для себя и творчески.
1. Условия игры:
а) Участие принимают 2 команды.
а) команда выбирает игрока, который будет подавать сигнал готовности (красной и синей карточкой);
б) НЕЛЬЗЯ ПОДЫМАТЬ КАРТОЧКУ, пока не дочитан вопрос! (Это фальстарт, и право ответа передается другой команде);
в) на обсуждение вопроса дается 1 мин.; можно давать " 1 досрочный ответ. За правильный досрочный ответ 1 бал
г) если команда дала неправильный ответ, право ответа передаётся другой команде. (Цена ответа -1 (1бал);
д) если ни одна команда не знает ответа, даётся подсказка (время на обсуждение нет). Цена ответа - 1 бал;
е) капитан назначает (после совместного обсуждения), кто будет давать ответ или сам даёт ответ.
Хочу напомнить Вам что на обсуждение вопросов даётся 1 минута. Прежде чем, пригласить команды на ринг, хочу напомнить вам, уважаемые болельщики, что ваша поддержка и энергия даст силы всем участникам соревнований.
Представляем состав жюри, которое будет оценивать выступление каждой команды.
2. Представление команд, капитанов, секретаря, гостей.
Команда "Фемида" Девиз: "Закон суров, но он закон!"
Команда "Уголовный кодекс" Девиз: "Безнаказанных не будет, невиновных не осудят!"
Интеллектуальная игра
Внимание, я объявляю о начале игры, итак, первый тур.
конкурс «Может – не может»
1. Перечислены различные правомочия гражданина. Необходимо выбрать действия, которые по закону имеет право совершать 16-летний гражданин без согласия родителей.
Действия:
продать мотоцикл
прогулять стипендию с друзьями
заложить в ломбарде свои золотые сережки
открыть счет в банке
зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
заключить авторский договор на публикацию своих стихов и получить за это гонорар
Ответы:2,4 ,5,6
2. «Да» или «Нет».
-Вы должны показать карточку «да», если согласны с моим высказыванием, или показать карточку «нет», если вы со мной не согласны. Всего 6 высказываний. Поднимайте выше, чтобы жюри могло видеть ваш ответ, и кто первый правильно ответил.
1. Все перечисленные религии: христианство, буддизм, ислам,- относятся к мировым религиям. (Да.)
2. Антропологи – это специалисты, изучающие особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. (Нет.)
3. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей. (Да.)
4. Этикет – это внешние формы поведения человека.(Нет.)
5. Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства. (Да.)
5. Поколение – это группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях. (Да.)
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
2 тур
1. «Определи преступление».
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление –5 минут.
| Преступления | Юридическое название |
| Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного Баллончика, либо выцарапывают их ножом | Вандализм |
| Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги | Кража |
| Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон |
| Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
| Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство |
| Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиган |
| Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
| Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. | Грабеж |
2. конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
Стих о правах ребенка!
Если ты еще ребенок
B не вылез из пеленок,
Знай, что ты имеешь много,
Очень много разных прав!
Только-только ты родился,
Сразу ты вступил в права:
Право жить и называться
Машей, Лешей и Анфисой,
Знать о том, что мама с папой
У тебя отныне есть!
Стал ты сразу гражданином!
Подрастешь, и будет право
В школу изредка ходить,
Отдыхать, играть в компьютер!
Ну а если мама будет
Отрывать от монитора
И твердить что это вредно,
Ты напомни ей про право
Свой досуг препровождать!
Выражай свободу слова:
Это право тоже есть!
Заподозрил дядю Петю
С бородой Деда Мороза-
Сразу так и говори!
Если что-то ты забудешь
Из своих законных прав,
То листай такой докУмент,
Что Конвенцией зовется!
3 тур. 1. Конкурс Права человека через детские литературные сказки
Внимание вопросы.
1. В какой сказке во время встречи в лесу на темной дорожке и после непродолжительного диалога героиня могла бы заявить герою:
Ст. 3 «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу».
Ответ: Ш. Перро «Красная шапочка».
2. Маленький герой встал на защиту своих товарищей и сам стал жертвой коварного злодея. Мужественно терпел он унижения, пытки, бросая в лицо мученику:
- Вы нарушаете ст. 4 «Прав человека». «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах». Мы - не рабы! Свободу! что этот герой, из какой сказки?
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
3. Терпела-терпела эта группа молодцев прихоти девицы-красавицы да и выдала ст. 7, так и не угодив Её Величеству: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации». Кто эта девица, из какой сказки?
Подсказка: глаза у этой девицы были всегда на мокром месте.
Ответ: «Царевна Несмеяна».
3. Герой этой сказки после освобождения из заточения мог воскликнуть на целый мир: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Назовите имя этого героя, в каком произведении он живёт?
Подсказка: предметом заточения служил бытовой осветительный прибор или предмет посуды.
Ответ: Старик Хоттабыч (Лагин «Старик Хоттабыч») или Джин из сказки «Алладин и волшебная лампа».
4. Герои развлекались от души. После их игр комната представляла собой свалку. Этого не могла, конечно же, вытерпеть главная управляющая всем имуществом. Она стала угрожать инициатору этого погрома своим орудием труда. В ответ она могла бы услышать следующее: Ст. 10 «Прав человека» гласит: «Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения». Кто эти герои?
Подсказка: В конце перепалки «управительница» пришла к соглашению с инициатором игр, и герои даже отметили примирение танцем в полёте.
Ответ: Малыш и Карлсон.
5. В этой сказке положительный герой, совершая добрые дела неоднократно, в конце своего долгого путешествия всё-таки преступил закон, нарушил ст. 11, которая гласит: «1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту».
Подсказка: орудие казни - бытовое орудие труда (иголка).
Ответ: «Царевна- лягушка».
6. Ст. 14 (ч.1 и 2) гласит:1. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН.
Внимание! Вопрос: В какой сказке героиня пыталась скрыться от преследований, но была разоблачена путём предъявления вещественных доказательств и возвращена на место побега.
Подсказка: вещественным доказательством являлся предмет обуви (хрустальный башмачок).
Ответ: Ш.Перро «Золушка».
7. Эту ст. 15 мог придумать герой сказки, поневоле лишённый свободы в младенческом возрасте, выросший до совершеннолетия буквально за один день в тереме заточения:
«1. Каждый человек имеет право на гражданство.
3. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его».
Вопрос: Назовите героя, сказку.
Подсказка: «... Объявили царску волю
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан -
Так велел-де царь Салтан.
Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
8. В этой сказке, конечно же, не обошлось без волшебства, вот уж правду говорят «любовь зла ( полюбишь и козла». Родители всячески препятствовали этому браку, прибегнули даже к крайней мере (заточили возлюбленных в узкое цилиндрическое пространство). Но всё обошлось, опять помогла волшебная сила. Так вот, эта чета и написала ст.16:
«1. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии.
2. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
3. Государство должно охранять семью»
и предъявила её родителям невесты. Вопрос: Как зовут эту чету, и из какой она сказки?
Подсказка: волшебница в этой сказке была рыба-хищница.
Ответ: Емеля, Марья-царевна («По щучьему велению»).
9. Ст.17 «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества».
Эту статью придумал герой сказки, которого преступная группировка пыталась лишить этого самого имущества обманным путём. Назовите героя и название сказки.
Подсказка: место вымогательства - название популярной телепередачи.
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
10. Группировка эта немногочисленна. Лидер - прекрасная леди. Участники являются инициаторами ст.20:
«1.Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний.
2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию».
Назовите сказку и её героев.
Подсказка: численность участников группировки равна количеству дней педели.
Ответ: «Белоснежка и семь гномов».
11. Героиня этой сказки заявила: «Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях», но ее жажда этого обеспечения была настолько беспредельна, что пришлось, в конце концов, пенять на себя и остаться ни с чем.
Подсказка: А народ-то над ним
насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!»
Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
12. 17. Ст.23 (3,4):
«3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи.
4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и быть их членом».
Члены этого кооператива огородников-любителей за свой труд действительно получили огромное вознаграждение. Вопрос: В какой сказке это произошло?
Ответ: «Репка».
13. Герой этой сказки использовал право на образование ст. 26 (1, 2, 3):
«1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступным.
2. Образование должно содействовать полному развитию личности.
3. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей».
Он отправился в школу, но до оной не дошёл. Нашлись занятия по-интереснее. Кто он и из какой сказки?
Подсказка: азбука за 5 монет.
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
14. Ст.27: «1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов, имеет право
достойное вознаграждение».
Этот герой получил в дар произведение искусства и научного прогресса, использовал его в своих целях до поры до времени, пока, как говорится, бес в ребро не саданул. Но смерть принял он от принятого в дар произведения искусства и научного прогресса.
Подсказка: в роли беса - Шамаханская царица
Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
2 конкурс «Путешествие в сказку»
Нарушение каких прав изобразил художник?

Поставьте номер рисунка около нужной строки текста:
право на владение личным имуществом;
право на свободу;
право на неприкосновенность жилища;
право на жизнь.
Каков отец, таков и сын
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: "Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца". Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: "Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?" Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: "Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе". Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: "Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?" Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: "Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке". - "Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её", - велел отец. Мальчик ответил: "Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?" Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
4. тур
1. Конкурс «ЗАГАДКИ В СТИХАХ»
Если вдруг чихнёт ребёнок, или коленку разобьёт, в доме тотчас возникает вот такой переполох. Уколы, банки и микстуры, лекарство в рот рекою льёт, а мама, бабушка и тётя к врачам бегут, вздыхая – ох
Отвечайте-ка ребята,
Отчего такой сыр – бор?
Это взрослые старались,
Чтоб ребёнок был… /здоров/
Стать полярником, учёным
И поэтом кто захочет,
Нужно многое узнать
И стараться очень-очень.
Чтоб сбылась мечта
Вам никогда не следует лениться
Прилежно школу посещать
И хорошо… /учиться/
Папе с мамой помогая
В доме, в шко ле и саду,
С детства учатся ребята
Привыкать… /к труду/
Забросив книжки и тетрадки, бежим на улицу скорей, там ждут мячи, коньки и санки, качели, двор и круг друзей. Тут уж взрослым не заставить нас даже в комнате убрать. Потому, что все ребята имеют право… /отдыхать/.
2. У каждого ребенка есть свои права и обязанности. Внимание задание: Команда «Фемида», показывает мимикой, жестами заданные вопросы, а команда «Уголовный кодекс» должна отгадать.
1. Право на отдых
2. Право на семью
3. Право на учебу
4. право на досуг.
Обязанности
1. следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать
2. одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;
3. бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
4. учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;
Конкурс капитанов. На карточках перечислены различные ситуации. Капитанам необходимо назвать какие правовые, нормы были нарушены в данных ситуациях.
Сотрудники распивали пиво на работе (трудовое право)
Подросток поджег дом, который сгорел (уголовное право)
Водитель превысил скорость (административное право)
Девушке в магазине продали платье с браком (гражданское право)
Хулиганы побили парня и сломали ему нос (уголовное право)
Охотились в запрещенном месте (административное право)
Забыл закрыть кран и залил чужую квартиру (гражданское право)
Прогулял рабочий день (трудовое право)
Похитил компьютер из школьного кабинета (уголовное право)
И пока жюри подбивает итоги, ребята зачитаю вам притчи, непосредственно касающихся нашей темы. Задумайтесь, просто задумайтесь…
Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Притча об обретении прав и обязанностей детьми.
Давным- давно всё это было…
Когда Атланта процветала,
И в ней- то и случилось чудо, о коем странница вещала.
Там жизнь в гармонии текла,
ничто не нарушало распорядка:
Роса кропила лепестки цветка,
А он поил пчелу нектаром сладким.
Струилась с гор хрустальная вода,
Питала корни вековых деревьев,
А в благодарность Солнцу и Земле
Не умолкало птиц весёлых пенье.
Там звери были сильны и дружны.
Царь-Лев для них придумывал законы,
Которые настолько были справедливы и мудры,
Как будто бы писались Соломоном.
Бывало, соберет царь - Лев, всех обитателей подвластных
И, грозно вскинув судный взгляд,
Речь начинает громогласно:
«Хвалю тебя, большой жираф, ты зорко смотришь за порядком,
Чтоб в джунглях наших был покой,
За то, что судишь беспристрастно.
Тебя хвалю, Медведь-Рыкун, за то, что точно знаешь
По сколько в семьях у зверей детишек порождалось.
Лису за то благодарю, что шубы зверям чинит
И каждый счастлив и красив, когда себя увидит.
О мудрости Совы - ведуньи, напоминать не надо вам,
К ней за советами любыми частенько обращаюсь сам.
Наш Волк - отличный санитар - лагуна, берег, джунгли -
Всё прибывает в чистоте, как светлый мир лазурный».
Все звери распрямили грудь, довольно улыбнулись,
Дождавшись лишь, как Царь кивнёт, к делам своим вернулись.
Так благодатно жизнь текла, и шли за годом годы,
Имели звери все права, обязанности тоже…
Но вот однажды, когда вновь собрались вместе звери,
Сквозь бранных слов, хвалебных фраз донёсся плач из прерий.
Но плакал там не зверь большой, а маленький детёныш,
И Лев промолвил: «Страж-Жираф, узнай, чей это вскормыш?
Иди, веди его сюда, и мы все вместе спросим:
Так горько плачет от чего и что поведать хочет?
Зверям навстречу подходил заплаканный Тигрёнок.
Он грязным, слабым, жалким был, напоминал Котёнка.
«Совет окончен, - рыкнул Лев, - идите по делам,
Не всё так в джунглях хорошо, как всем казалось нам».
Царь-Лев малышку обласкал и пригласил врача,
Кормил, поил беднягу сам, потом и вопрошал:
«Скажи, дитя, случилось что, хочу я знать ответ,
Что приключилось вдруг с тобой? Я дам тебе совет!»
Тигрёнок трепетно смотрел в глаза большому Льву
И рассказал царю свою несчастную судьбу:
«У папы с мамой третий Я,- чуть слышно начал он, -
И часто слышу разговор, что всем я помешал.
Родители твердят мои, что не такой, как все,
Что много ем и много сплю, добычу не ищу.
Когда уставший Тигр-Отец поссорится с соседом,
Домой приходит и меня колотит не за дело.
А если заиграюсь Я с друзьями долго в джунглях,
То мама спать кладёт меня, не дав совсем поужинать».
Тигрёнок плакал и вздыхал, потом сказал царю:
«Ты можешь разорвать меня, но в дом Я не пойду!»
Сквозь джунгли разносился рёв, свирепствовал Царь-Лев
Незамедлительно велел опять собрать совет.
Дрожали лапы у зверей от столь зловещих криков
И не могли понять они, кто мог беду накликать?
«Вы все презренные лгуны!» - громко крикнул Лев,
Что так хвалили все мои законы, стыд презрев.
Я - глупый царь, что до сих пор себе не вразумил,
Издать закон, который всех детей бы защитил.
Отныне здесь и навсегда, записывай Жираф,
Никто не смеет нарушать лесных детишек прав.
Чтоб дети в радости росли, заботе, уважении,
А всем родителям нужны наука и терпение».
…С тех пор минуло много лет, преобразился Мир,
Но целомудренных идей никто не отменил.
В наш век прогресса, рынка век,
Безудержных страстей
О праве детском должен знать гуманный человек.
Творить, мечтать, любить, играть,
Учиться и трудиться
Ребятам нужно, но при том дерзать и не лениться!
| Преступления | Юридическое название |
| Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного Баллончика, либо выцарапывают их ножом | Кража |
| Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги | Вандализм |
| Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
| Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Угон |
| Коля заставил малыша дать 10 рублей | Грабеж |
| Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Оскорбление |
| Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Хулиган |
| Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. | Вымогательство |
| Преступления | Юридическое название |
| Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного Баллончика, либо выцарапывают их ножом | Кража |
| Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги | Вандализм |
| Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
| Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Угон |
| Коля заставил малыша дать 10 рублей | Грабеж |
| Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Оскорбление |
| Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Хулиган |
| Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. | Вымогательство |
Карточка №1.
к о р ё н б е
м я с ь е
а р а н с т
к у н т е м о д
к о н з а
и п о к а л и т
з и н ь ж и
д и л и е т о р
Карточка №2.
В Е Н К Я И Ц О Н
Я Д П О Р О К
В О Р А П
Ю З О С
С О Д Р О П К Т О
Л О К А Ш
С Т О Н С И Т О В О Д
Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Д Ы Х О Т
Р О З А В И Н А Б Е О
Д У Г О С
Л О В Ч Е К Е
В О С О Л
Г Р И Н Н А Д А Ж
Ц Е Т О
Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
К О Л Ь Ш И К Н
Ш Ы Л А М
Ц И К Л А Р А Д Е Я
Е Б Р А Н И С О
Б О С Т В О Щ Е
П Р А П У Г
К Е У Н О П
Н Е М Е Н И
Карточка №5.
М Р А Н О
Б О З А Т А
А Н И Ж Е В И В Ы
С Т У К О П О П
Ф О Р Н И Ц И М А Я
Д О Р А С Т Ь
К Е П О А
С И Л А Г О С Е
Поставьте номер рисунка около нужной строки текста:
1. право на владение личным имуществом;
2. право на свободу;
3. право на неприкосновенность жилища;
4. право на жизнь.
Поставьте номер рисунка около нужной строки текста:
1. право на владение личным имуществом;
2. право на свободу;
3. право на неприкосновенность жилища;
4. право на жизнь.
Права
1. Право на отдых
2. Право на семью
3. Право на учебу
4. право на досуг.
Обязанности
1. следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не опаздывать
2. одеваться чисто и скромно, выглядеть опрятно;
3. бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения, соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
4. учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически, расширять знания, улучшать умения и навыки;
Конкурс капитанов. На карточках перечислены различные ситуации. Капитанам необходимо назвать какие правовые, нормы были нарушены в данных ситуациях.
1) Сотрудники распивали пиво на работе
2) Подросток поджег дом, который сгорел
3) Водитель превысил скорость
4) Девушке в магазине продали платье с браком
5) Хулиганы побили парня и сломали ему нос
6) Охотились в запрещенном месте
7) Забыл закрыть кран и залил чужую квартиру
8) Прогулял рабочий день
9) Похитил компьютер из школьного кабинета
Конкурс капитанов. На карточках перечислены различные ситуации. Капитанам необходимо назвать какие правовые, нормы были нарушены в данных ситуациях.
1) Сотрудники распивали пиво на работе
2) Подросток поджег дом, который сгорел
3) Водитель превысил скорость
4) Девушке в магазине продали платье с браком
5) Хулиганы побили парня и сломали ему нос
6) Охотились в запрещенном месте
7) Забыл закрыть кран и залил чужую квартиру
8) Прогулял рабочий день
9) Похитил компьютер из школьного кабинета
Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Также и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
Стих о правах ребенка!
Если ты еще ребенок
B не вылез из пеленок,
Знай, что ты имеешь много,
Очень много разных прав!
Только-только ты родился,
Сразу ты вступил в права:
Право жить и называться
Машей, Лешей и Анфисой,
Знать о том, что мама с папой
У тебя отныне есть!
Стал ты сразу гражданином!
Подрастешь, и будет право
В школу изредка ходить,
Отдыхать, играть в компьютер!
Ну а если мама будет
Отрывать от монитора
И твердить что это вредно,
Ты напомни ей про право
Свой досуг препровождать!
Выражай свободу слова:
Это право тоже есть!
Заподозрил дядю Петю
С бородой Деда Мороза-
Сразу так и говори!
Если что-то ты забудешь
Из своих законных прав,
То листай такой докУмент,
Что Конвенцией зовется!
Каков отец, таков и сын
У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: "Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца". Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: "Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчетами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?" Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: "Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе". Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: "Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?" Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: "Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке". - "Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её", - велел отец. Мальчик ответил: "Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?" Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
Притча об обретении прав и обязанностей детьми.
Давным- давно всё это было…
Когда Атланта процветала,
И в ней- то и случилось чудо, о коем странница вещала.
Там жизнь в гармонии текла,
ничто не нарушало распорядка:
Роса кропила лепестки цветка,
А он поил пчелу нектаром сладким.
Струилась с гор хрустальная вода,
Питала корни вековых деревьев,
А в благодарность Солнцу и Земле
Не умолкало птиц весёлых пенье.
Там звери были сильны и дружны.
Царь-Лев для них придумывал законы,
Которые настолько были справедливы и мудры,
Как будто бы писались Соломоном.
Бывало, соберет царь - Лев, всех обитателей подвластных
И, грозно вскинув судный взгляд,
Речь начинает громогласно:
«Хвалю тебя, большой жираф, ты зорко смотришь за порядком,
Чтоб в джунглях наших был покой,
За то, что судишь беспристрастно.
Тебя хвалю, Медведь-Рыкун, за то, что точно знаешь
По сколько в семьях у зверей детишек порождалось.
Лису за то благодарю, что шубы зверям чинит
И каждый счастлив и красив, когда себя увидит.
О мудрости Совы - ведуньи, напоминать не надо вам,
К ней за советами любыми частенько обращаюсь сам.
Наш Волк - отличный санитар - лагуна, берег, джунгли -
Всё прибывает в чистоте, как светлый мир лазурный».
Все звери распрямили грудь, довольно улыбнулись,
Дождавшись лишь, как Царь кивнёт, к делам своим вернулись.
Так благодатно жизнь текла, и шли за годом годы,
Имели звери все права, обязанности тоже…
Но вот однажды, когда вновь собрались вместе звери,
Сквозь бранных слов, хвалебных фраз донёсся плач из прерий.
Но плакал там не зверь большой, а маленький детёныш,
И Лев промолвил: «Страж-Жираф, узнай, чей это вскормыш?
Иди, веди его сюда, и мы все вместе спросим:
Так горько плачет от чего и что поведать хочет?
Зверям навстречу подходил заплаканный Тигрёнок.
Он грязным, слабым, жалким был, напоминал Котёнка.
«Совет окончен, - рыкнул Лев, - идите по делам,
Не всё так в джунглях хорошо, как всем казалось нам».
Царь-Лев малышку обласкал и пригласил врача,
Кормил, поил беднягу сам, потом и вопрошал:
«Скажи, дитя, случилось что, хочу я знать ответ,
Что приключилось вдруг с тобой? Я дам тебе совет!»
Тигрёнок трепетно смотрел в глаза большому Льву
И рассказал царю свою несчастную судьбу:
«У папы с мамой третий Я,- чуть слышно начал он, -
И часто слышу разговор, что всем я помешал.
Родители твердят мои, что не такой, как все,
Что много ем и много сплю, добычу не ищу.
Когда уставший Тигр-Отец поссорится с соседом,
Домой приходит и меня колотит не за дело.
А если заиграюсь Я с друзьями долго в джунглях,
То мама спать кладёт меня, не дав совсем поужинать».
Тигрёнок плакал и вздыхал, потом сказал царю:
«Ты можешь разорвать меня, но в дом Я не пойду!»
Сквозь джунгли разносился рёв, свирепствовал Царь-Лев
Незамедлительно велел опять собрать совет.
Дрожали лапы у зверей от столь зловещих криков
И не могли понять они, кто мог беду накликать?
«Вы все презренные лгуны!» - громово крикнул Лев,
Что так хвалили все мои законы, стыд презрев.
Я - глупый царь, что до сих пор себе не вразумил,
Издать закон, который всех детей бы защитил.
Отныне здесь и навсегда, записывай Жираф,
Никто не смеет нарушать лесных детишек прав.
Чтоб дети в радости росли, заботе, уважении,
А всем родителям нужны наука и терпение».
…С тех пор минуло много лет, преобразился Мир,
Но целомудренных идей никто не отменил.
В наш век прогресса, рынка век,
Безудержных страстей
О праве детском должен знать гуманный человек.
Творить, мечтать, любить, играть,
Учиться и трудиться
Ребятам нужно, но при том дерзать и не лениться!