СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "За семью печатями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "За семью печатями" позволяет расширить лингвистический кругозор. 

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "За семью печатями"»

За семью печатями Интеллектуальная игра Разработала: Свитыч Татьяна

За семью печатями

Интеллектуальная игра

Разработала:

Свитыч Татьяна

Тема игры: «Отгадай лингвиста»

Тема игры:

«Отгадай лингвиста»

Время первой печати

Наш лингвист родился 5 (17) июня 1864 г. в одном из российских городов.

Поселение на месте современного города впервые упоминается в 1171 г. в Новгородской

летописи.

С 1223 по 1346 гг. этот город принадлежал Дании, а затем до 1558 г. − Ливонскому ордену.

Во время Ливонской войны город был взят  русскими войсками 11 мая 1558 г. 

Царь Иван Грозный планировал сделать его крупным торговым и военным портом Руси на

Балтийском море.

Во время осады 1581 г. шведам, однако, удалось овладеть городом, после чего в нём было

вырезано около 7000 русских горожан.

С попытки отвоевать город Пётр I начал Северную войну. 9 (20) августа 1704 г. русские войска

взяли город.

Существенные перемены в судьбе города произошли в результате революционных событий

1917 г.

10 (23) декабря этот город перешел в состав Эстляндской губернии.

21 февраля 1918 г. новая власть публично огласила в Пярну (Пернов) «Манифест народам

Эстляндии», в котором этот город с окрестностями в одностороннем порядке был

присоединён к провозглашённой независимой Эстонской Республике.

Во время Второй мировой войны с 17 августа 1941 г. город был оккупирован германскими

войсками. Освобожден 26 июля 1944 г. в ходе операции.

Сейчас это третий по величине и по численности населения город в Эстонии, крупнейший

преимущественно русскоязычный город Эстонии.

Вопрос первой печати Назовите этот город?

Вопрос первой печати

Назовите этот город?

Правильный ответ Нарва

Правильный ответ

Нарва

Время второй печати Наш ученый-лингвист был учеником выдающегося российского лингвиста, профессора, члена Российской академии наук (1902), основателя московской «формальной» лингвистической школы, одного из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России, который трудился над историей индоарийских, балтийских и славянских языков, работал с индоевропеистикой, теорией грамматики; занимался обширной педагогической деятельностью.

Время второй печати

Наш ученый-лингвист был учеником

выдающегося российского лингвиста,

профессора, члена Российской академии

наук (1902), основателя московской

«формальной» лингвистической школы,

одного из наиболее значительных лингвистов

дореволюционной России, который трудился

над историей индоарийских, балтийских и

славянских языков, работал с

индоевропеистикой, теорией грамматики;

занимался обширной педагогической

деятельностью.

Вопрос второй печати Назовите фамилию этого выдающегося лингвиста?

Вопрос второй печати

Назовите фамилию этого выдающегося лингвиста?

Правильный ответ Филипп Федорович Фортунатов

Правильный ответ

Филипп Федорович Фортунатов

Время третьей печати В декабре 1890 г. наш лингвист сообщает И.В. Ягичу о принятом им решении: «Я не буду читать в университете, пока не приобрету ученых степеней магистра и доктора – это искус, которому должен был бы подвергаться всякий, желающий удостоиться высокой чести (теперь стоящей дешево и низко!) читать в университете». Это ведущий, один из старейших и крупнейших  классических университетов России, один из центров  отечественной науки и культуры. C 1940 г. носит имя Михаила Ломоносова .

Время третьей печати

В декабре 1890 г. наш лингвист сообщает И.В. Ягичу о

принятом им решении:

«Я не буду читать в университете, пока не приобрету

ученых степеней магистра и доктора – это искус,

которому должен был бы подвергаться всякий,

желающий удостоиться высокой чести (теперь

стоящей дешево и низко!) читать в университете».

Это ведущий, один из старейших и крупнейших 

классических университетов России, один из центров 

отечественной науки и культуры.

C 1940 г. носит имя Михаила Ломоносова .

Вопрос третьей печати Назовите университет, в котором учился и преподавал наш лингвист?

Вопрос третьей печати

Назовите университет, в котором учился и

преподавал наш лингвист?

Правильный ответ Московский государственный университет им. Ломоносова

Правильный ответ

Московский государственный университет им.

Ломоносова

Время четвертой печати В этом (2014) году исполняется 150 лет со дня рождения крупнейшего российского ученого филолога, слависта и русиста, академика, нашего лингвиста. Филологическое наследие его велико и многогранно. Одно из «почетных мест» занимает его наиболее известная книга. Ее судьба необычна, так как она была издана посмертно учениками лингвиста на основе его рукописных материалов – в 1925 г. (выпуск первый ) и в 1927 г. (выпуск второй). А в 1941 г. под редакцией профессора Е.С. Истриной вышло второе издание этого труда, значительно дополненное материалами из архива ученого.

Время четвертой печати

В этом (2014) году исполняется 150 лет со дня рождения

крупнейшего российского ученого филолога, слависта и

русиста, академика, нашего лингвиста.

Филологическое наследие его велико и многогранно.

Одно из «почетных мест» занимает его наиболее известная

книга. Ее судьба необычна, так как она была издана

посмертно учениками лингвиста на основе его рукописных

материалов – в 1925 г. (выпуск первый ) и в 1927 г. (выпуск

второй).

А в 1941 г. под редакцией профессора Е.С. Истриной

вышло второе издание этого труда, значительно

дополненное материалами из архива ученого.

Вопрос четвертой печати Назовите эту книгу?

Вопрос четвертой печати

Назовите эту книгу?

Правильный ответ «Синтаксис русского языка»

Правильный ответ

«Синтаксис русского языка»

Время пятой печати В области историко-литературной внимание нашего лингвиста привлекали русские летописи, Киево-печерский патерик и хронограф. Ученый детально проследил историю древнерусского летописания XI—XVI вв., впервые применив в этой области один метод; установил время создания и источники старейших летописных сводов, состав текста «Повести временных лет»; заложил основы текстологического изучения летописей и теоретический фундамент текстологии как науки.

Время пятой печати

В области историко-литературной внимание

нашего лингвиста привлекали русские

летописи, Киево-печерский патерик и

хронограф. Ученый детально проследил

историю древнерусского летописания XI—XVI

вв., впервые применив в этой области один

метод; установил время создания и источники

старейших летописных сводов, состав текста

«Повести временных лет»; заложил основы

текстологического изучения летописей и

теоретический фундамент текстологии как

науки.

Вопрос пятой печати Назовите метод, который впервые применил наш лингвист?

Вопрос пятой печати

Назовите метод, который впервые применил наш лингвист?

Правильный ответ Сравнительно-исторический метод

Правильный ответ

Сравнительно-исторический метод

Время шестой печати Реформа языка – необходимое упрощение русского письма, но она была лишь исполнением имперских проектов. На требования времени обратил внимание последний русский император Николай II. Реформа обсуждалась и готовилась задолго до её практического проведения. Уже в 1904 году при Российской Академии Наук была организована Орфографическая комиссия под началом известного русского языковеда Филиппа Федоровича Фортунатова. После смерти Ф.Ф. Фортунатова председателем Орфографической комиссии становится наш ученый-лингвист. С усердием и старанием принимается он за окончательное завершение свода научных рекомендаций по реформе.  Лингвисты задумались об упрощении языка, прежде всего, для школьников. Полагалось, что языковое упрощение позволит лишить школы отстающих учеников. Реформу опубликовали в «Известиях» меньше чем через два месяца после окончательного захвата власти большевиками. С этих пор она воспринималась деянием Советов.

Время шестой печати

Реформа языка – необходимое упрощение русского письма, но она

была лишь исполнением имперских проектов. На требования времени

обратил внимание последний русский император Николай II.

Реформа обсуждалась и готовилась задолго до её практического

проведения. Уже в 1904 году при Российской Академии Наук была

организована Орфографическая комиссия под началом известного

русского языковеда Филиппа Федоровича Фортунатова. После смерти

Ф.Ф. Фортунатова председателем Орфографической комиссии

становится наш ученый-лингвист. С усердием и старанием

принимается он за окончательное завершение свода научных

рекомендаций по реформе. 

Лингвисты задумались об упрощении языка, прежде всего, для

школьников. Полагалось, что языковое упрощение позволит лишить

школы отстающих учеников.

Реформу опубликовали в «Известиях» меньше чем через два месяца

после окончательного захвата власти большевиками.

С этих пор она воспринималась деянием Советов.

Вопрос шестой печати Назовите эту реформу? В каких годах она была проведена?

Вопрос шестой печати

Назовите эту реформу?

В каких годах она была проведена?

Правильный ответ Орфографическая реформа 1917—1918 гг.

Правильный ответ

Орфографическая реформа

1917—1918 гг.

Время седьмой печати Наш лингвист с интересом и сочувствием относился к развитию украинской литературы и украинского языка, но скептически высказывался по отношению к стремлению деятелей «украинского движения» к отделению малорусской народности от единого русского народа, по российским этнографическим представлениям того времени подразделявшегося на белорусов, великороссов и малороссов. В отличие от других русских филологов  Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. он видел причиной стремления части украинской интеллигенции к обособлению не идейные и политические аспекты.

Время седьмой печати

Наш лингвист с интересом и сочувствием относился к

развитию украинской литературы и украинского языка, но

скептически высказывался по отношению к стремлению

деятелей «украинского движения» к отделению

малорусской народности от единого русского народа, по

российским этнографическим представлениям того

времени подразделявшегося на белорусов, великороссов

и малороссов. В отличие от других русских филологов 

Соболевского, Флоринского, Ягича, Корша и др. он видел

причиной стремления части украинской интеллигенции к

обособлению не идейные и политические аспекты.

Вопрос седьмой печати Какова причина обособления части украинской интеллегенции?

Вопрос седьмой печати

Какова причина обособления части украинской интеллегенции?

Правильный ответ Реакция на запретительные меры по отношению к украинскому языку.

Правильный ответ

Реакция на запретительные меры по отношению к

украинскому языку.

Кто же наш ученый-лингвист? Алексей Александрович Шахматов

Кто же наш ученый-лингвист?

Алексей Александрович Шахматов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!