СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Испарение и конденсация

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Испарение и конденсация»

Опишите явление природы изображенное на рисунке

Опишите явление природы изображенное

на рисунке

Парообразование  и конденсация.

Парообразование

и

конденсация.

Цели урока:  Образовательная – сформировать представление об особенностях перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; об энергетических изменениях в процессах парообразования и конденсации; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая  – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь. Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Цели урока:

Образовательная – сформировать представление об особенностях перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; об энергетических изменениях в процессах парообразования и конденсации; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь.

Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

 Задачи урока: Знать: определения парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара; парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара; парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества, наличия ветра. Уметь: объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения; решать качественные задачи . объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения; решать качественные задачи .

Задачи урока:

Знать:

определения

парообразования;

испарения;

конденсации;

насыщенного пара;

ненасыщенного пара;

  • парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара;
  • парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара;

зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества, наличия ветра.

Уметь:

объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения;

решать качественные задачи .

  • объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения; решать качественные задачи .
Подготовка к восприятию нового материала. 1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? 2. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия? 3. Какую энергию называют внутренней? 4. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? 5. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 6. Может ли вещество одновременно находиться в трех агрегатных состояниях? 7 .Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

Подготовка к восприятию нового материала.

1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?

2. Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

3. Какую энергию называют внутренней?

4. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

5. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

6. Может ли вещество одновременно находиться в трех агрегатных состояниях?

7 .Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

Ответьте на вопросы:  Все ли молекулы движутся с одинаковой скоростью ? Как связаны скорость движения молекул и температура тела?  Как связаны температура и внутренняя энергия тела?  Как связаны изменение скорости движения молекул и их кинетическая энергия?

Ответьте на вопросы:

  • Все ли молекулы движутся с одинаковой скоростью ?
  • Как связаны скорость движения молекул и температура тела?
  • Как связаны температура и внутренняя энергия тела?
  • Как связаны изменение скорости движения молекул и их кинетическая энергия?
Парообразование – это процесс превращения жидкости в пар.

Парообразование – это процесс превращения жидкости в пар.

 Парообразование  Конденсация Кипение Испарение Жидкость Газ

Парообразование

Конденсация

Кипение

Испарение

Жидкость

Газ

Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Испарение  – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. Скорость испарения зависит: от температуры от площади поверхности от ветра от рода жидкости

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Скорость испарения зависит:

  • от температуры
  • от площади поверхности
  • от ветра
  • от рода жидкости
Испарение Происходит при любой температуре Температура жидкости понижается

Испарение

Происходит при любой температуре

Температура жидкости понижается

Конденсация  –  это явление  превращения  пара в жидкость

Конденсация это явление

превращения

пара в жидкость

Проанализируйте процессы,  происходящие на рисунке.

Проанализируйте процессы, происходящие на рисунке.

  Процессы, происходящие в закрытом сосуде: 1. процесс испарения, скорость которого постепенно уменьшается 2. конденсации, скорость которого постепенно возрастает

Процессы, происходящие в закрытом сосуде:

1. процесс испарения, скорость

которого постепенно уменьшается

2. конденсации, скорость которого постепенно возрастает

С течением времени в сосуде устанавливается динамическое равновесие ( число молекул, покидающих жидкость в единицу времени, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость)

С течением времени в сосуде устанавливается динамическое равновесие

( число молекул, покидающих жидкость в единицу времени, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость)

Насыщенный  пар Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. Как следует из названия, в данном объеме при данных условиях не может быть помещено большее количество пара.

Насыщенный пар

  • Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным. Как следует из названия, в данном объеме при данных условиях не может быть помещено большее количество пара.
Насыщенный пар  – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара. Ненасыщенный пар – это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. При данной температуре давление ненасыщенного пара всегда меньше давления насыщенного пара. При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования  преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше.

Насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара.

Ненасыщенный пар – это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. При данной температуре давление ненасыщенного пара всегда меньше давления насыщенного пара. При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше.

ПОЧЕМУ?  Зачем в жару для предохранения продуктов от порчи их иногда покрывают влажной тканью?  Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?

ПОЧЕМУ?

Зачем в жару для предохранения продуктов от порчи их иногда покрывают влажной тканью?

Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?

ПОЧЕМУ?  Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?

ПОЧЕМУ?

Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?

ПОЧЕМУ?  Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

ПОЧЕМУ?

Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

ПОЧЕМУ?  Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?

ПОЧЕМУ?

Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим даже при сильных морозах. Чем это можно объяснить?

ПОЧЕМУ?  В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?

ПОЧЕМУ?

В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?

ПОЧЕМУ?  Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

ПОЧЕМУ?

Сырые дрова горят хуже, чем сухие. Почему?

ПОЧЕМУ?  В один стакан налили эфир, а в другой воду (температура жидкостей одинакова). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

ПОЧЕМУ?

В один стакан налили эфир, а в другой воду (температура жидкостей одинакова). В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?

ПОЧЕМУ?  Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую 100 0 С?

ПОЧЕМУ?

Почему в сухом воздухе человек выдерживает температуру, превышающую 100 0 С?

ПОЧЕМУ?  Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады?

ПОЧЕМУ?

Почему обтирание лица даже теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады?

Домашнее задание: параграф:16, 17 , упр. 13 (устно) Для желающих - Подготовить доклад «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике» - Подготовить презентацию «Роль испарения в мире животных»

Домашнее задание:

параграф:16, 17 , упр. 13 (устно)

Для желающих

- Подготовить доклад «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике»

- Подготовить презентацию «Роль испарения в мире животных»

Спасибо за урок

Спасибо за урок