СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.

Задачи урока:

  • общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
  • воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;
  • развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.

Технологии:

- информационно-коммуникационных технологий;

         - арт-технологии;

         - технология развития критического мышления;

         - проблемный метод.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация"»

Конспект урока физики в 8 классе

с использованием информационно-коммуникационных технологий

с метапредметным подходом

Маливенко Евгения Викторовна, учитель физики.

Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели урока: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов; продолжить формирование умения наблюдать, характеризовать физические явления, делать выводы; способствовать развитию навыков выполнения эксперимента.

Задачи урока:

  • общеобразовательные: углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;

  • воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир; воспитывать товарищество, взаимопомощь, умение работать в группах;

  • развивающие: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать; умение сравнивать; умение выделять главное в тексте; показывать связь данной темы с другими науками; развивать речь, мышление, эмоции, интеллект.

Тип урока: комбинированный.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать.

Оборудование: стакан с водой, спиртом, подсолнечным масло, термометр, лист бумаги, стакан с горячей водой, презентация по теме.

Технологии:

- информационно-коммуникационных технологий;

- арт-технологии;

- технология развития критического мышления;

- проблемный метод.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Что мы с Вами изучаем?

- Что понимают под «внутренней энергией»?

- Как можно изменить внутреннюю энергию?

- Что является мерой внутренней энергии?

- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

III. Опрос по теме «Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления».

  1. Шести учащимся раздаются карточки с тестированием.

1.При плавлении твёрдого тела его температура …

А. не изменяется; Б. увеличивается; В. уменьшается.

2. Удельная теплота плавления льда равна 340 кДж/кг. Это означает, что…

А. для плавления 340 кг льда требуется 1Дж теплоты;

Б. для плавления 1кг льда требуется 340 кДж теплоты;

В. при плавлении 1кг льда выделяется 340 кДж теплоты.

3. Что можно сказать о внутренней энергии расплавленного и нерасплавленного куска меди массой 1кг при температуре 10850С?

А. их внутренние энергии одинаковы;

Б. внутренняя энергия у расплавленного куска меди меньше;

В. внутренняя энергия у расплавленного куска меди больше.

4. Какой из металлов – алюминий, медь или сталь – расплавится при температуре плавления серебра?

А. Алюминий; Б. Медь; В. Сталь.

5. В каких единицах измеряется удельная теплота плавления?

А. Дж/кг; Б. Дж/ кг*0С; В. Дж/0С


  1. Один учащийся решает задачу на доске.

Задача: карточка (раздаточный материал №12-А)

  1. Остальные учащиеся работают вместе с учителем:

- Какой процесс представлен на рисунке? (1 слайд)

- Что называется плавлением?

- Как изменяется внутренняя энергия при переходе из твёрдого состояние в жидкое?

- Какой участок графика соответствует процессу плавления? (2 слайд)

- Чему равна температура плавления?

- Какое это вещество? (стр. 32 учебника, таблица №3 «Температура плавления некоторых веществ» / Натрий).

  1. Самопроверка: учащиеся зачитывают по одному вопросу тестирования и поясняют правильный ответ.

- Оцените свою работу из расчёта 3 правильных ответа – «3», 4 – «4», 5 – «5».

Решение задачи тоже объясняет решивший.


IV. Изучение нового материала. (3 слайд)

Почему в ясный летний день быстро высыхают лужи, оставшиеся после дождя, выстиранное бельё, развешанное на солнце, доска вымытая мокрой тряпкой? Куда же исчезает вода? Сегодня мы с Вами познакомимся ещё с одним процессом – переходом вещества из жидкого состояния в газообразное, которое называется парообразование. (4 слайд) Парообразования бывает два вида – испарение и кипение. На этом уроке наша задача изучить первый вид – испарение.

Рассмотрим этот процесс с точки зрения строения вещества.

  1. Все тела состоят из молекул;

  2. Молекулы непрерывно и беспорядочно движутся;

  3. Молекулы взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

В жидкостях молекулы движутся с различными скоростями. Молекулы, обладающие большей энергией, движутся гораздо быстрее и приближаясь к поверхности жидкости, преодолевают притяжение соседних молекул, могут вылетит за пределы жидкости. Совокупность таких вылетающих молекул образует пар.

Испарение – это парообразование только с поверхности жидкости при любой температуре. (4 слайд)

- Приведите примеры испарения.

- От чего зависит испарение?

Опыт 1: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от рода вещества.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от рода вещества. (5 слайд)

- Объясните, почему жарят на масле, а допустим, не на воде или спирте?

- А если Вы будете очень долго сидеть над маминым супом, он испарится?

Опыт 2: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от скорости движения воздушных слоёв над поверхностью жидкости. (6 слайд)

- Приведите примеры.

- Когда же белье высохнет быстрее в солнечный или пасмурный день? (Испарение происходит при любой температуре, но с повышением температуры скорость испарения растёт).

Опыт 3: Наблюдение за испарением жидкости.

Цель опыта: установить зависимость скорости испарения от температуры жидкости.

Вывод: скорость испарения жидкости зависит от температуры жидкости. (7 слайд)

- Приведите примеры.

- Скорость испарения жидкости зависит от площади испаряющей поверхности, т.е. если налить воду одинаковой массы в стакан и блюдце, то из блюдца жидкость испарится быстрее (большее число молекул сможет достичь поверхности жидкости и вырваться из неё). Этот опыт вы проделаете дома. (8 слайд)

Интересно отметить, что если бы не испарение, то не наблюдалось такое явление как круговорот воды в природе (9 слайд). Осадки, выпавшие в виде дождя и снега, испаряются, так же в большом количестве испаряется вода морей, океанов рек. Доказательство тому солёная вода бессточных водоёмов, т.е. более лёгкие «энергичные» молекулы воды испаряются, а тяжёлые – соли оседают на дно.

На берегу морей и океанов воздух влажный, поэтому даже ранки там заживают с большим трудом.

С поверхности тела человека тоже испаряется жидкость. Потовые железы обильно выделяют пот. Жидкость с поверхности кожи стремится испариться, забирая энергию от нашего тела, а мы начинаем ощущать прохладу. Поэтому после урока физкультуры обязательно нужно переодеваться. А в летнее время потери жидкости нужно компенсировать обильным питьём. (10 слайд)

То есть при испарении жидкость покидают самые быстрые, обладающие большей энергией молекулы, в результате суммарная энергия жидкости уменьшается. Доказательство: температура испаряющейся жидкости в комнате всегда ниже температуры воздуха.

Интересно отметить, что испаряются не только жидкости, но и твердые тела. Например, испарением льда можно объяснить тот факт, что на морозе высыхает влажное белье (Если влажное белье вывесить на мороз, то оно вначале замерзнет (вода превратится в лед), а через некоторое время высохнет, следовательно, лед испарится.) Испарение нафталина, можно обнаружить по запаху. Испарение твердых тел объясняется также наличием в них быстрых частиц, которые способны преодолевать молекулярные силы.

Вместе с процессом испарения всегда идет и обратный процесс – конденсации. (11 слайд) Молекулы пара, находящиеся над жидкостью близко к её поверхности, возвращаются в жидкость.

В открытом сосуде испарение идет быстрее, чем конденсация, поэтому количество жидкости в сосуде уменьшается. Если же сосуд закрыть, то и испарение, и конденсация будут продолжаться, но через некоторое время число молекул, покидающих жидкость, станет равным числу молекул, возвращающихся в неё. Говорят, что система жидкость – пар достигает равновесия.

Пространство над закрытой в сосуде жидкостью наполнено паром. Такой пар в равновесии с жидкостью называют насыщенным. Если сосуд открыть, то часть пара выходит в окружающую среду, пар становится ненасыщенным, снова число покидающих жидкость молекул становится больше, чем число молекул пара, возвращающихся назад.


V. Закрепление изученного.

- Почему испаряющиеся жидкости охлаждаются?

- Выходя из реки после купания, вы ощущаете прохладу, особенно в ветреную погоду. Почему?

- Почему когда собаке жарко, она высовывает язык?

- Почему верблюд долгое время может обходиться без воды?


VI. Итог урока

- С каким процессом вы познакомились на уроке?

- Что такое испарение?

- Что такое конденсация?


VII. Сообщение домашнего задания.

§16 – 17, Упр. 9 (5 – 7)