ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Макарова Л.С. – учитель географии Чурапчинской
СОШ им. С. А. Новгородова
В своей педагогической деятельности я широко использую дидактические карточки - задания. Их использование реализует личностно – ориентированный подход к учащимся, через них идет проверка освоения изучаемой темы, приучает учащихся к самостоятельной добыче знаний, формирует умения работы с географическими источниками информации и развивает логическое мышление учащихся. Я применяю на уроках дидактические материалы Юркова П.М., Бариновой И.И. (физическая география), Перлова Л.Е. (экономическая география), а также сама и с помощью своих учащихся создаем новые. Так, в течение ряда лет появилась база раздаточных дидактических карточек по различным темам с 6 по 10 классы. Создание их весьма просто. Для этого необходим наглядный материал (берем из старых журналов, книг, атласов, контурных карт) и придумать или подобрать соответствующий вопрос или задание. Количество заданий немного: от 1 до 3-5. Они могут быть выполнены как вручную, так и с помощью текстового редактора. Последние отличаются тем, что в зависимости от уровня класса их можно редактировать.
Дидактические карточки - задания активно используются на уроках, а также могут быть выданы в качестве домашнего или дополнительного задания. Их использую в начале урока для проверки усвоения предыдущего урока, в середине – по изучаемой теме или в конце урока для закрепления. По ходу изучения каждого раздела включаю уроки с применением дидактических материалов – карточек. В результате у учащихся повышается общая учебная мотивация и осуществляется накопляемость оценок. Карточки – задания учащимся выдаю или они выбирают сами, при этом учитываю их общий уровень подготовки. Нельзя выдавать ученику со слабой подготовкой задание повышенного или высокого уровня. Многие задания предполагают использование внутрипредметных и межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, биологией, математикой, литературой. Дидактические материалы различны по типам: 1) образовательные (на проверку знания и понимания понятийного аппарата, формирующие новые знания); 2) развивающие навыки работы с географическими источниками информации. Каждому ученику на разных уроках я даю карточки – задания разных типов. Таким образом, осуществляется работа по реализации основных школьных географических целей: освоение системы географических знаний, овладение умениями решать географические задачи, воспитание геоинформационной культуры, приобретение компетентности в области географии.
6 класс. Тема «Источники географической информации».
Карточка № 1. Обозначьте на контурной карте объекты со следующими географическими координатами:а) 20о с.ш. 155о з.д. ; б) 33 о ю.ш. 71о з.д.; в)7о с.ш. 81о в.д.;д) 20о ю.ш. 39о в.д.
Карточка № 2. Определите географические координаты городов: а) Москва; б) Канберра; в) Лондон; г) Якутск; д) Нью – Йорк.
Карточка № 3. Определите расстояние в градусах и километрах от Москвы до Северного полюса.
Карточка № 4. С помощью горизонталей начертите план холма высота которого 25 метров. Восточный склон его крутой, западный – пологий (горизонтали проведены через 5 м).
Карточка № 5. Что называется абсолютной высотой?
Карточка № 6. Какой масштаб крупнее: в 1 см 100 м или 1 см 350 км?
Карточка № 7. Определите направление Гималайских гор, Верхоянского хребта и Уральских гор
7 класс. Тема «Мировой океан».
Карточка № 1.
С помощью учебника на стр. 79 дополни следующие предложения: Тихий океан – самый__________ по площади, самый_____ и самый_____ из океанов. Главные его особенности - ______ глубины, частые _______ земной коры, _____ вулканов на дне, _______ запас тепла в его водах, исключительное _______ органического мира.
Заполни таблицу (стр. 81-82)
Вид ветра | Район действия |
Пассаты | Центральные части |
| |
Выясни почему солёность в Красном море выше, чем средняя соленость Мирового океана.
Карточка № 2. В чем заключается особенность климата Индийского океана?
На странице 80 учебника прочитай, узнай и выпиши имена тех, кто исследовал Тихий океана в виде таблицы:
Фамилия Имя путешественника | Родина путешественника |
| |
В каких природных зонах расположен Индийский океан?
Карточка № 3. На контурной карте обозначьте следующие объекты: Саргассово море, Красное море, Мексиканский залив, теплое течение Гольфстрим, холодное течение Западных ветров, море Лаптевых, Средиземное море, Японское море.
Карточка № 4. Определите остров по описанию: «Этот крупный остров расположен в западной части океана, является продолжением материка, омывается теплым Мозамбикским течением».
Карточка № 5. Что используют океанические животные для далёких миграций?
Карточка № 6. Каким образом меняется среднегодовая температура в Атлантическом океане? Поясните почему?
Карточка № 7. Каким образом человек использует Мировой океан?
8 класс. Тема «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России».
Карточка № 1. По карте в атласе определите, а каких районах России распространены землетрясения, объясните почему?
Карточка № 2. Какого происхождения полезные ископаемые в основном залегают на платформах?
А) осадочного происхождения Б) осадочного и магматического
В) осадочного и метаморфического
Карточка № 3. Назовите современные процессы, формирующие рельеф и приносящие бедствия людям.
Карточка № 4. Как вы думаете, зачем, нам нужно знать геологическую историю страны, территории, где мы живем?
Карточка № 5. Где расположены действующие вулканы в России? Назовите их.
Карточка № 6. В России преобладает рельеф а) горный; 2) равнинный? Поясните.
Карточка № 7. Дайте определение понятиям «Месторождение», «Бассейн».
9 класс. Тема «Факторы размещения предприятий»
Карточка № 1. По экономической карте атласа определите отрасли специализации следующих городов: Казань, Новокузнецк, Оренбург, Иркутск, Саратов.
Карточка № 2. Определите отрасли специализации города Южно – Сахалинска. Укажите факторы размещения данных отраслей?
Карточка № 3. Каким образом показан транспортный фактор в городе Саратове на экономической карте?
Карточка № 4. Какой фактор оказывает особое влияние на размещение цветной металлургии в городе Братске? Ответ обоснуйте.
Карточка № 5. Какие отрасли специализации в вашем городе? Отметьте с помощью условных знаков факторы развития.
Карточка № 6. Заполните таблицу:
Фактор | Условный знак на карте |
Сырьевой |     |
Потребительский | |
Транспортный | |
Водный | |
Карточка № 7. Какие отрасли народного хозяйства будут хорошо в городе, расположенном около крупного месторождения каменного угля и железных руд?
10 класс. Тема «Политическая карта мира».
Карточка № 1.
1) Почему Япония единственная страна в мире, против которой было применено ядерное оружие?
2) Кто является главой Японии?
3) назовите самые крупные города Японии.
Карточка № 2. Дополните предложения.
Основная часть населения Австралии составляет _______ население.
Омывается __________ морями и __________ заливом.
Форма правления ________
Карточка № 3. В какой из африканских стран прошел первый в истории африканского материка чемпионат мира по футболу? В каком году?
Карточка № 4. Обозначьте на контурной карте Европы страны, которые существовали после Второй мировой войны до 1990 – х годов.
Карточка № 5. На контурной карте Азии обозначьте страны, где английский язык является официальным языком. Поясните почему? (устно)
Карточка № 6. Определите страну по описанию: «Столица этой страны расположена на берегу реки, вытекающей из 5 крупнейших озер мира. Природа и климат во многом схожи с природой и климатом России».
Карточка № 7. Изобразите флаг Германии. Перечислите ее страны – соседи.