Мотивация учащихся и актуализация их знаний - волшебные слова для работы с детьми. И как бы научно они не звучали, они являются фундаментом урока. Потому что мотивация приводит к заинтересованному учению, а актуализация способствует осознанию значимости изучаемого вопроса. Без них не возможно личностно – ориентированное и развивающее обучение.
Существует ряд приёмов мотивации. Но на практике хорошо зарекомендовали себя следующие :
Необычная форма обучения – это не только необычная форма урока (урок – путешествие, урок – аукцион),для моих учащихся необычной формой урока является урок с использованием интерактивной доски, которая есть у нас в школе.
Я готовлю электронные презентации, которые использую на всех этапах урока. Вот здесь – то электронные презентации дают большую возможность решить эту проблему. Если говорить о мотивации, то хочется подчеркнуть, что мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала .
Как для этого можно использовать презентации?
Создание проблемной ситуации(Урок естествознания «На заре человечества»)
В конце урока делаем вывод, что же является главным условием исторического развития человека.
Урок математики. Время. Который час показывают?- Почему произошли такие ошибки, а могут ли быть подобные ошибки у вас?
Какова же цель нашего урока? Как вы определите её для себя?
Отсроченная догадка.(На уроке по теме «Дыхание» предлагаем детям подумать и выдвинуть предположение «Полезно или нет»),в конце выясняем, что для себя -да, для окружающих – нет.
Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей- неволей выполняет и то учебное, которое планирует учитель.
(Урок ИЗО. Давайте, отправимся в путешествие в одну из самых загадочных стран. Познакомимся с особенностью архитектуры и научимся рисовать такое здание.)
(Урок чтения. Фольклор. Этапы бытования народной сказки. Почему у сказки два продолжения?)
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно переносить в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам.
Использование ребусов и кроссвордов (Экономика 3 класс «Страховой Фонд»).
Подсказка к ответам. Как вы думаете, на каком уроке и при изучении какой темы используются эти рисунки? (Русский язык «Связь слов в предложении».)
Использование видеоряда. (Тема «Зрение. Окна в окружающий мир». Соотнесите картинки с темой урока.)
Для повторения в начале урока обычно используются слайды из предыдущей презентации. (Восстановите последовательность происходящих событий).
Можно использовать рисунок из учебника для повторения. (Подписать части глаза.)
К сожалению, даже в начальную школу дети приходят с уже сложившимся нежеланием учиться. Деформированные познавательные потребности – это болезнь. И лечить её нам. А электронные презентации в данном случае – замечательное лекарство, для того, чтобы мотивировать учащихся к обучению и активизировать познавательную деятельность.