Игровая активизация учебно-воспитательного процесса.
Эффективность использования игр в обучении ИЯ.
Хоменко Е.Т.
Оглавление:
Введение.
Педагогическая ценность игры.
Выбор игры.
Использование игровых форм обучения иностранному языку.
Классификация игр.
Грамматические игры.
Лексические игры.
Орфографические игры.
Фонетические игры.
10. Игры на работу с алфавитом.
Ролевые игры на уроках английского языка.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить.
В. Э. Франкл.
Введение.
Одной из актуальных проблем в обучении иностранному языку является организация обучения детей начальных классов с помощью игр. Ведь игра- это единственная центральная деятельность ребёнка во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют охотно и с удовольствием. Как утверждают психологи, дети 5-7 лет способны воспринимать и усваивать огромное количество интересного с их точки зрения материала, играя. То есть, практически каждый ребёнок способен таким образом освоить новый материал.
Но для этого необходимо разбудить интерес, желание детей к изучению и использованию иностранного языка в речи. И именно игра помогает сформировать новые личностные качества, усвоить новый материал, развить умственные способности ребёнка.
Так же игровая деятельность помогает развитию определённых речевых умений, умений общаться, влияет на развитие воображения, памяти, внимания, мышления и других познавательных процессов.
В ходе выполнения заданий в игровой форме у детей возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции у детей.
У детей начального этапа обучения иностранному языку существуют некоторые ограничения в проявлении речевой деятельности, которые связаны непосредственно с недостатком речевых и языковых средств. А в игре стимулируется речевая, слуховая активность ребёнка, появляется мотивация к выполнению последующих работ, ребёнок становится непосредственным участником и действующим лицом процесса обучения, получает практику в применении английского языка.
Игра- это не только коллективное развлечение, но и основной способ достижения всех задач обучения. Именно игровая деятельность создает условия для естественного общения детей. Поэтому необходимо точно ставить задачи обучения, чтобы ребёнок, не умея, сумел научиться всему необходимому в ходе игры.
На уроке игры могут использоваться:
- при введении и закреплении лексики;
- для формирования навыков и умений устной речи.
Так как дети быстро и спонтанно вовлекаются в игровую деятельность, входят в роль помощника и участника действия, это способствует благоприятной обстановке и большему усвоению процесса обучения.
Что включает в себя игровая деятельность на уроках английского языка:
- упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать;
- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;
- группы игр, в которых младшие школьники развивают умение владеть собой, быстроту реакции, фонематический слух.
Так же игра повышает и поддерживает интерес к общению и обучению, является средством создания ситуации естественного общения на уроке английского языка, побуждает учащихся действовать и говорить по правилам игры в учебно-методических целях.
Педагогическая ценность игры.
Все знают, что играть - это весело. Однако, в процессе обучения игра – это не только веселье, но и активный и весёлый способ достичь многих образовательных целей. Это отличный способ закрепить только что пройденный материал. Ведь спустя время, как был пройден некий материал, игра- это приятный способ его повторить.
Так же игра- это и способ заставить учеников работать на уроке или наоборот поблагодарить за проделанную работу. Это и идеальная возможность расслабиться после трудного упражнения.
Дети разные: активные или наоборот застенчивые, сильные или слабые. А игра на уроке помогает снять скованность, как бы уровнять возможности каждого ученика, почувствовать себя более уверенным.
Не мало важно и то, что игра, особенно спонтанная, повышает внимание учеников и позволяет улучшить их внимание, «оживить» их, исправить быстро и по ходу дела ошибки, которые не успеют отложиться в их памяти, а наоборот игра позволит на долго и правильно запомнить новый материал.
Во время игры ученики очень активны, так как никто не хочет остаться в стороне. То есть игра усиливает мотивацию к обучению, делает процесс обучения весёлым и приятным.
Выбор игры.
Важным фактом в организации обучения английскому языку детей младшего возраста является учёт их психологических способностей и различий. То есть, выбор игры на уроке зависит не только от целей и задач, поставленных на уроке, но и от того, каков ребёнок, что ему необходимо, какие задачи воспитательного характера требуют разрешения. Так же необходимо знать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста и интересы учащихся, а так же их уровни общения.
Использование игровых форм обучения иностранному языку.
Использование игровых форм обучения иностранному языку делает учебный процесс более содержательным и более качественным, так как:
- игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого обучаемого в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления процессом обучения;
- обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации;
- игра — свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;
- в игре команды или отдельные обучаемые изначально равны (нет плохих или хороших: есть только участники игры);
-результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей и умений, характера;
- удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях и усиливает мотивацию к изучению иностранного языка.
Классификация игр.
В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: Listening- аудирование, speaking- говорение, reading- чтение, writing- письмо. Отсюда игры можно разделить на два раздела:
грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры или «подготовительные игры», которые способствуют формированию речевых навыков учащихся.
Грамматические игры, прежде всего, создают возможность для перехода к активной речи учащихся. Так как употребление грамматических структур требует многократного их повторения и может быстро утомить детей младшего школьного возраста, в игровой форме их усвоение принесёт более плодотворные результаты и поможет сделать скучную работу более увлекательной.
Лексические игры позволяют правильно « выстроить» речь.
Фонетические - корректируют речь на этапе формирования речевых умений и навыков.
И, наконец, основная задача орфографических игр - освоение правописания изученной лексики.
2. « творческие игры» - способствуют дальнейшему развитию речевых умений и навыков, тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Грамматические игры.
Miming game.
Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.
Ход игры: один из учеников изображает пантомимическое действие, другие должны угадать его действие, употребив правильный глагол.
2. Bingo with verbs.
Цель: автоматизация употребления конструкций в устной речи.
Необходимые материалы: необходимо заранее приготовить листочки бумаги, разделённые на 6 (или более, зависит от уровня подготовки детей и от того, в каком классе проводится игра) равных частей, в каждую из которых вписывается глагол, например:
Have got | Have not got | Can |
Like | Do not like | Can not |
Ход игры: класс делится на две команды. По очереди из каждой команды вызывается по одному человеку, который выбирает один из глаголов и составляет с ним предложение. Если предложение составлено правильно, команда зарабатывает один балл.
3. Words.
Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в устной речи.
Ход игры: класс делится на две команды. На доске записываются два ряда слов (или произносятся устно по паре слов, например dog- like, зависит опять же от уровня подготовки учащихся): 1) список глаголов; 2) существительные. Ученики должны составить предложения, используя из каждого ряда по слову. Каждый участник придумывает по одному предложению. За правильные ответы команды зарабатывают баллы. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Steps.
Цель: автоматизация употребления грамматических конструкций.
Ход игры: класс делится на две команды. В игре участвуют два ученика, по одному из каждой команды. Игроки выбираются с помощью считалочки. Каждому из игроков предлагается определённая грамматическая конструкция, с которой он должен составлять предложения. Если ученик правильно составил предложение, он делает шаг вперёд, если же нет - шаг назад. Остальные ученики обеих команд могут помогать своему товарищу по команде, если тот затрудняется в ответе, подняв руку. Выигрывает тот, кто быстрее доходит до учителя.
Football.
Цель: оценить и повысить уровень знаний по грамматике.
Ход работы: класс делится на две команды, например «A» и «B». На доске рисуется макет футбольного поля, на котором одни ворота принадлежат команде «А», а другие- «B». Поле с обеих сторон делится на равные 6-10 частей (шагов, в зависимости от количества вопросов и игроков), обе команды игру начинают с середины поля и двигаются шаг за шагом к воротам команды соперников, как бы забивая им голы:
Команда «А» Команда «B»

Вариант 1. Цель: отработать времена Present Simple и Present Continuous.
Учитель говорит по очереди каждой команде по предложению. Игроки должны назвать время, в котором употреблено предложение и составить своё предложение. Правильный ответ команды - это гол в ворота соперника. Первая команда, которая быстрее дойдёт до ворот соперников (забьёт больше голов), выигрывает.
Вариант 2.Цель: закрепить грамматические конструкции.
Каждая команда по очереди по цепочке составляет предложения с определённой грамматической конструкцией. Правильно составленное предложение приносит гол в ворота соперника. Побеждает так же команда, забившая больше голов.
Лексические игры.
Tic- tac- number.
Цель: повторить количественные числительные.
Необходимые материалы: карандаш и листок бумаги у каждого ученика, на котором нарисованы 9 ячеек (или 16 для более продолжительной игры).
Ход игры: ученики заполняют ячейки числами от 1-20 в любом порядке.
Например:
Короткая игра (числа от 1-10)
Длинная игра (числа от 1-20)
12 | 14 | 7 | 15 |
5 | 20 | 8 | 11 |
3 | 16 | 1 | 17 |
13 | 4 | 19 | 9 |
После этого учитель начинает называть по одному числу в определённом диапазоне (от 1-10 или 1-20), а ученики вычёркивают те числа, которые называет учитель. Первый, кто зачеркнул все числа, становится победителем.
Можно зачёркивать не все числа, а только по вертикали, диагонали или горизонтали для более сложного варианта игры. То есть, первый, кто зачеркнёт 3 (или 4) числа по вертикали, диагонали или горизонтали, выигрывает.
Вариант игры: Tic- tac- letter - вместо чисел в ячейки вписываются буквы.
Numbers.
Цель: закрепить числительные (количественные, порядковые).
Ход игры: класс делится на две команды. Учитель называет числительное (количественное или порядковое). Первая команда должна назвать последующее за ним число, а вторая- предыдущее. За каждый правильный ответ команда получает один балл, за неправильный ответ- минус балл. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Words.
Цель: закрепить слова по пройденным темам.
Ход игры:
Вариант 1.Один ученик становится ведущим. Он загадывает слово по какой-то выбранной ранее теме, которое записывает на бумаге. Ученики задают ему наводящие вопрос, пытаясь угадать, что это за слово. Например:
P1: Is it a ruler?
L: No, it isn’t.
P2: Is it a pen?
L: Yes, It is.
Ученик, угадавший правильно слово, становится ведущим.
Вариант 2. Один ученик становится ведущим. Он выходит из класса. Остальные договариваются, какое слово они будут загадывать. Когда ученик возвращается в класс, его товарищи говорят по одному предложению по цепочке, описывая тот предмет, который они загадали, а ведущий пытается его угадать. Например:
P1: It’s big.
P2: It’s round.
P3: It’s red, yellow, white and blue.
L: Is it a ball?
What’s missing?
Цель: введение и закрепление новой лексики.
Ход игры: учитель может использовать для игры либо картинки со словами, либо предметы. После того, как дети повторили за учителем новые слова (хором/ индивидуально) и применили их в предложениях, учитель развешивает карточки на доске и говорит детям « Close your eyes». Затем забирает одну карточку и говорит «Open your eyes» , а затем спрашивает «What's missing?». Уровень можно повышать, давая больше слов или забирая по нескольку карточек.
Орфографические игры.
Буквы/ слова разлетелись.
Цель: сформировать навыки сочетания букв в слове.
Ход игры:
Вариант 1. На доске написаны слова, некоторые буквы в словах пропущены (для учеников младшего возраста пропущенные буквы можно написать в разброс в отдельной табличке на доске). Учитель говорит: « Подул сильный ветер и наши буквы разлетелись». Ученики должны найти пропущенные буквы и вставить в слова. Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях (или по цепочке у доски). Например:
N_se ey_ _ar He_d Le_ Fi_ger
Вариант 2. На доске развешаны в разброс части слов по определённой теме. Ученики выходят по цепочке к доске и составляют слова, затем читают, что у них получилось. Например: mother, father, sister.

2. As more as you can.
Цель: сформировать навыки осознания буквы в слове.
Ход игры: ученикам раздаются листочки бумаги, и предлагается написать как можно больше слов на определённую букву и определяется место заданной буквы в слове. Например, она может стоять в конце, в начале или в середине слова. Время выполнения задания уточняется заранее (3-5 минут).
Фонетические игры.
Bees and wasps.
Цель: формирование навыков фонематического слуха, отработка звуков [θ] и [ð].
Ход игры: учитель называет звуки [θ] и [ð]. Ученики должны хлопнуть в ладоши, когда слышат звук [θ], как будто пролетел комар, которого нужно прихлопнуть, и сидеть тихонько, когда учитель произносит звук [ð], как будто мимо летает оса, чтобы она их не укусила.
Можно затем усложнить игру и вместо звуков произносить слова с данными звуками. Принцип игры тот же.
2. Be attention!
Цель: формирование чуткого слуха.
Ход игры: учитель называет ряд слов, дети должны хлопнуть в ладоши, когда слышат слово по определённой теме. Например, предварительно задаётся тема «Семья»:
Dog, cat, elephant, giraffe, grandmother (хлопают на слово grandmother).
Bricks, top, balloon, airplane, soldier, brother (хлопают на слово brother).
Игры на работу с алфавитом.
Say it quickly!
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: учитель, бросая ребёнку мяч, называет букву алфавита, ребёнок, возвращая мяч, должен быстро назвать слово на эту букву.
Traces.
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: на полу раскладываются заранее подготовленные следы с буквами английского алфавита. Дети по очереди выходят и становятся перед разложенными следами. Учитель называет буквы. Ученики должны найти нужную букву и встать на неё (по 2-3 буквы каждому ученику).
Show your letter.
Цель: контроль усвоения алфавита.
Ход игры: детям раздаются по 2-3 карточки с буквами английского алфавита, и предлагается их внимательно рассмотреть. Затем учитель называет букву, а тот, у кого есть карточка с данной буквой, быстро её поднимает и показывает остальным. Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.
Ролевые игры.
Огромные возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. В основе ролевых игр лежит организованное речевое общение учеников в соответствии с распределением между ними ролями и игровым сюжетом.
Ролевые игры позволяют учитывать интересы учеников, их возрастные особенности, они побуждают к обучению, создавая ситуации общения и приближая речевую деятельность к реальной коммуникации. Так же они дают возможность использовать иностранный язык как средство общения.
Ролевая игра всегда относится к обучающим играм. В процессе такой игры учитель может иногда взять себе роль второстепенного плана, чтобы игра не перешла в традиционную форму работы под его руководством. И обычно так происходит лишь в начале, когда школьники ещё не освоили данный вид работы. В процессе игры учитель лишь управляет процессом общения, помогает и направляет учеников, которым необходима помощь.
Роли распределяет не только учитель, но и сами ученики могут их выбрать самостоятельно. Что зависит от особенностей группы и личностных качеств учеников, от степени владения ими иностранного языка.
Ролевые игры бывают:
а) сказочного содержания;
б) бытового содержания;
в) познавательного;
г) мировоззренческого;
д) деловые игры.
На начальном этапе обучения обычно используются ролевые игры сказочного содержания. Для проведения таких игр необходимы нужные реквизиты, музыка, костюмы и т.д.
Например, рассмотрим такую игру на примере сказки «Колобок»:
The little Round bun.
(реквизиты: маски, костюмы, домик, где живут дед с бабкой)
Author
Old man
Old woman
The little Round bun
Rabbit
Wolf
Bear
Fox
Author: Once upon a time there lived old man and old woman who were very poor.
They have nothing to eat in the house. Even bread!
Old man: Old woman, bake us a bun. If you scrape out the flour and sweep out the bin, you’ll have enough flour!
Old woman: I’m trying!
Author: So the Old woman scraped out the flour and swept out the bin and shaped a round bun.
And baked it and put it to the window to cool.
Author: But the bun jumped out of the window and rolled along the road.
On and on he rolled, and met a rabbit.
Rabbit: Rabbit, Rabbit, hop, hop.
Rabbit, Rabbit, stop, stop.
Excuse me,
I cannot play.
I am looking for carrots today.
I’m a rabbit and I’m going to eat you up the little Round bun!
The little Round bun: Don’t do that, brother rabbit! Let me sing you song instead!
Rabbit: All right, sing!
The little Round bun: I was scraped and swept, baked and cooled. I ran away from Grandpa, I run away from
Grandma and Ill run away from you!
Author: And it rolled away!
But suddenly it met a Wolf!
Wolf: (песня) I’ve got two eyes. Look, look, look!
I’ve got two ears. Listen, listen, listen!
I’ve got one mouth. Sing, sing, sing!
Lets all sing together!
I’ve got one head. Nod, nod, nod!
I’ve got two hands. Clap, clap, clap!
I’ve got one mouth. Sing, sing, sing!
Lets all sing together!
I’m a bad wolf; I’m going to eat you up the little Round bun!
The little Round bun: Don’t do that, Brother Wolf! Let me sing you song instead!
Wolf: All right, let’s hear it!
The little Round bun: I was scraped and swept, baked and cooled. I ran away from Grandpa, I run away from
Grandma, I run away from little rabbit and Ill run away from you!
Author: And it rolled away!
But suddenly it met a Bear!
Bear: (песня)
One little, two little, three little Teddy bears
Four little, five little, six little Teddy bears
Seven little, eight little, nine little Teddy bears,
Ten little Teddy bears.
I’m a Bear and I’m going to eat you up the little Round bun!
The little Round bun: Don’t do that, Brother Bear! Let me sing you song instead!
Bear: All right, let’s hear it!
The little Round bun: I was scraped and swept, baked and cooled. I ran away from Grandpa, I run away from
Grandma, I run away from little rabbit and run away from wolf, Ill run away from you
Too!
Author: And it rolled away. But suddenly it met a Fox!
Fox: I’m a fox I’m going to eat you up the little Round bun!
The little Round bun: Don’t do that, Sister Fox! Let me sing you song instead!
Fox: All right, let’s hear it!
The little Round bun: I was scraped and swept, baked and cooled. I ran away from Grandpa, I run away from
Grandma, I run away from little rabbit and run away from wolf, I run from Bear and Ill
run away from you too!
Fox: Sing some more, please, don’t stop! Hop onto my tongue, so I can hear you better!
Author: The little Round bun hopped onto foxes tongue and began to sing…
The little Round bun: I was scraped and swept, baked and cooled. I ran away from…
Author: But before he stopped Fox opened her mouth and … eat it up.
All together: (песня)
We’re waving goodbye
It’s time to go
We’re saying goodbye
It’s time to go
It’s holiday time
It‘s time to go
Goodbye, Goodbye, Goodbye!
Практика показывает, что отработанные таким образом выражения, структуры, слова хорошо запоминаются и учащиеся легко и непринужденно употребляют их в своей речи.
Безусловно, урок английского языка – это не только игра, но и доверительность и непринуждённость общения учителя с учениками, которая возникает именно при общей игровой атмосфере, располагает детей к общению и их дальнейшему развитию.
Литература:
1. Кулиш В.Г. Занимательный английский.- «Сталкер», 2001г.
2. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка.- «Астрель», 2004г.
3.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка.- «Просвещение», 1984г.
20