Выступление на семинаре для молодых специалистов на тему:
«Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе школы».
Подготовила системный администратор, учитель информатики Юдина Т.М.
Современное общество справедливо называют информационным.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением .
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе огромны. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку, и это процесс постоянного творчества. И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют инфорационно-коммуникационные технологии.
Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
Для решения образовательных и воспитательных задач наша школа на сегодняшний день обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами: имеется 1 компьютерный кабинет, подключенный к сети Интернет, 10 мультимедийных проектора, 2 интерактивные доски, 3 интерактивные приставки, 3 документ камеры, в каждом кабинете имеется ИКТ оборудование, 2 учебных кабинета подключены к сети Интернет. А главное – у нас есть профессионально владеющий информационным обеспечением педагогический коллектив.
ИКТ в творческой деятельности дают возможность:
ученику:
- реализовать и развивать свои креативные способности;
- расширять знания об окружающем мире;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способность к рефлексии;
учителю:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучить классный коллектив;
- объединить учащихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития школьника.
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Одной из наиболее удачных форм информационной методической подготовки учителей, а также подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Английская пословица гласит:«Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Любое мероприятие в нашей школе проходит с использованием ИКТ: классные часы, часы общения, семинары, родительские собрания и др. На днях в нашей школе прошёл конкурс презентаций на тему «Мы помним, мы гордимся», где приняли участие учащиеся 6-10 классов. Цель конкурса :
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие интереса к истории Отечества;
воспитание уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;
сохранение и развитие лучших традиций культуры, творческое развитие учащихся;
Т. о. сегодня невозможно представить внеурочную и урочную деятельность без использования мультимедийного проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Возможности компьютерных технологий
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
Создание базы данных на учащихся;
Анализ успеваемости;
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет;
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.
Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.