СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе школы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление для семинара  молодых специалистов на тему

 

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе школы»

Выступление на семинаре для молодых специалистов на тему:

«Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе школы».

Подготовила системный администратор, учитель информатики Юдина Т.М.

Современное общество справедливо  называют информационным.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением .

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

  • Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;

  • Индивидуализация работы самого учителя;

  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

  • Усиление мотивации к обучению;

  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;

  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе огромны. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку, и это процесс постоянного творчества.  И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют инфорационно-коммуникационные технологии.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств  воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипер-текста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Для решения образовательных и воспитательных задач наша школа на сегодняшний день обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами: имеется 1 компьютерный кабинет, подключенный к сети Интернет, 10 мультимедийных проектора, 2 интерактивные доски, 3 интерактивные приставки, 3 документ камеры, в каждом кабинете имеется ИКТ оборудование, 2 учебных кабинета подключены к сети Интернет. А главное – у нас есть профессионально владеющий информационным обеспечением педагогический коллектив.

ИКТ в творческой деятельности дают возможность:

ученику:

- реализовать и развивать свои креативные способности;

- расширять знания об окружающем мире;

- проявить организаторские умения;

- закрепить коммуникативные навыки;

- формировать способность к рефлексии;

учителю:

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать организаторские способности;

- изучить классный коллектив;

- объединить учащихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития школьника.

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм информационной методической подготовки учителей, а также подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Английская пословица гласит:«Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Любое мероприятие в нашей школе проходит с использованием ИКТ: классные часы, часы общения, семинары, родительские собрания и др. На днях в нашей школе прошёл конкурс презентаций на тему «Мы помним, мы гордимся», где приняли участие учащиеся 6-10 классов. Цель конкурса :

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие интереса к истории Отечества;

  • воспитание уважительного отношения к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;

  • сохранение и развитие лучших традиций культуры, творческое развитие учащихся;

Т. о. сегодня невозможно представить внеурочную и урочную деятельность без использования мультимедийного проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.



Возможности компьютерных технологий

  1. Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.

    • Интеренет-ресурсы

    • Электронные справочники и энциклопедии

    • Базы данных

    • Фонотеки

    • Видеотеки

  2. Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.

    • Создание базы данных на учащихся;

    • Анализ успеваемости;

    • Учёт посещаемости;

    • Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);

    • Обработка анкет;

    • Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);

  3. Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.

    • Фотоальбомы в электронном виде;

    • Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;

    • Видеоархив;

    • Сайт;

  4. Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.

    • Сайты;

    • Презентации;

    • Издательская деятельность;

    • Гимназические газеты;

    • Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.

    • Моделирование ситуаций;

  5. Компьютер как средство коммуникации – сайт, почта и т.п.

  6. Гостевая книга;

  7. Электронная почта;

  8. Телемосты и телеконференции;

  9. Форумы и др.