СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы

 учителя начальных классов ВКК

 Горяиновой Елены Алексеевны

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Павловская базовая начальная общеобразовательная школа

Павловского муниципального района Воронежской области



Обобщение опыта работы

учителя начальных классов ВКК

Горяиновой Елены Алексеевны

по теме:

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе в целях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)



Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.

Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.

Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Р. Олдингтон.

Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов двадцатого века и связывают с реформированием американской, а затем и европейской школ. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Существующие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. Но отличаются по различным параметрам.

Методика обучения - это свод правил, примеров и средств, с помощью которых, многолетний опыт передается от одного поколения другому и формирует новый опыт жизнедеятельности людей.

Однако этот свод служит лишь ориентиром, но требуется еще и конкретная методика, "привязанная" к потребностям, мотивам, условиям жизни людей, их образованию. Технология обучения - это "привязывание" методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определенным учащимся и педагогам. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Среди основных побудительных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующее:

  • ­­­­необходимость более глубокого учета и использование психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, системно - деятельностным подходом;

  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

  • потребность в снижении негативных последствий работы малоквалифицированного педагога.

Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Абсолютно каждая дает не меньше отстающих в развитии, обученности или воспитанности учащихся. Это связано с тем, что учитель имеет дело с механически создаваемыми классами, со случайным подбором учеников, разбросом уровня их подготовленности и потенциальных возможностей. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов и всех предметов. Политехнологизм в обучении неизбежен в силу разнообразия факторов, влияющих на эффективность обучения.

По уровню применения технологии бывают

  • общепедагогические,

  • частнопредметные,

  • локальные (модульные).

По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на

  • информационные,

  • операционные,

  • саморазвития,

  • эвристические,

  • прикладные.

  • По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие,

  • воспитательные,

  • общеобразовательные,

  • светские,

  • профессиональные,

  • гуманистические,

  • технократические,

  • моно- и политехнологии,

  • проникающие.

По организационным формам технологии бывают

  • классно-урочные,

  • альтернативные,

  • академические,

  • клубные,

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • коллективных способов обучения,

  • дифференцированного обучения.

По подходу к ребенку

  • авторитарные,

  • сотрудничества,

  • свободного воспитания,

  • личностно-ориентированные,

  • гуманно-личностные.

Технологии бывают массовыми, компенсирующими, виктимологическими, продвинутого образования для работы с трудными или одаренными детьми.

Технологии подразделяются по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система "репетитор"), программированное (компьютерное, программное, система "консультант").

Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного и воспитательного процесса, принципиально меняющих их содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить "продуктивность" обучения и воспитания, что достигается созданием основы знаний, соответствующей организации познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения и воспитания.

Реформирование должно затронуть внутренние пласты педагогической деятельности, изменить стиль поведения педагога, способы его взаимодействия с учеником. В процессуальных преобразованиях главным должны являться:

- переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

- последовательное исключение принуждения в обучении, опора на внутренние активизаторы деятельности;

- включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованной на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные действия;

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания знаний.

Внедрение адаптивной системы обучения на современном этапе должно получить статус основополагающей педагогической концепции.

Какие инновационные нетрадиционно-новые педагогические технологии можно использовать для повышения эффективности обучения и воспитания учеников?

К ним можно отнести технологию (С.Н. Лысенкова) перспективно-опережающего обучения, игровые, проблемного, программированного, группового обучения и воспитания, лично-ориентированного обучения, раннего интенсивного, обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев), технологии развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин - В.В.Давыдов), ветагенные технологии (А.С.Белкин), итегративные, этнокультурные технологии.

Технология перспективно-опережающего обучения нацелена на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, дифференциация заданий, опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

Эта педагогическая технология открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. В обсуждении нового материала (перспективной темы) выявляются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление (думаю, говорю, записываю). При этом развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; ученик становится в положение учителя, управляющего классом, и предвосхищающего результат.

И, наконец, опорные схемы - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения. Для детей начальных классов - это естественный переход к условному наглядно-образному представлению элементов задачи, абстрагированию от конкретных предметов.

Технологию перспективно-опережающего обучения автор использует с первого по четвертые класс обучения в начальной школе. За время работы опорный материал модернизирован, дополнен. Перспектива использования данной технологии очевидна и является одной из эффективных.

Пример 1. 1 класс - слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? что делает? - обозначают предмет, признак, действие и сообщаются названия частей речи.

Пример 2. 1 класс - основа предложений. Сообщается, что это подлежащее или сказуемое.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Понятие педагогические игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разнее ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная, психологическая коррекция в игре происходит естественно.

Игра - это и развлечение, она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости

Игра для учащихся начальной школы - один из основных видов деятельности ввиду возрастных особенностей.

В своей работе я большое внимание уделяю играм, понимая их большую значимость в процессе обучения и воспитания школьников.

В своей педагогической практике использую различные виды игр и игровых упражнений. Так, например, в первом классе проводится урок-путешествие, урок - сказка, урок - КВН. Во внеклассной работе часто проводятся ролевые и деловые игры. При обучении математике, письму, чтению использую дидактические игры, которые включаются в ход урока и помогают детям понять новое, закрепить изученное, переключить внимание, снять напряжение. Игры развивают интерес к работе, придают уверенность в своих силах, учат общению.

Проблемное обучение - включает такие этапы:

- осознание общей проблемной ситуации;

- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

- решение, выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку.

- проверку правильности решения.

Такое обучение основано на получении учащимися знаний, при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение письма, вычисления, правила правописания, математические формулы. На уроках по окружающему миру учащиеся отвечают на вопросы, требующие исследовательской деятельности, практической работы, работы со словарями, энциклопедиями, используют метод сравнения и обобщения. В технологии проблемного обучения выделяются правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему, и сам решает ее (исследовательский метод).

В своей педагогической деятельности я сознательно использую технологии проблемного обучения, так как, считаю, что в процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

Технология развивающего обучения известна благодаря авторам Л.В.Занкову, Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову. Работать по программам развивающего обучения данных авторов пока не пришлось.

Тем не менее, элементы названных технологий в учебном процессе мною реализовывались. Из системы развивающего обучения использую следующие принципы:

- обучение ведется на высоком уровне трудности;

- огромную роль играют теоретические знания учащихся;

- учащиеся сами осознают ход умственных действий;

- учитель обращает внимание на развитие внимания каждого учащегося.

В своей работе использую гибкую структуру урока, процесс познания строится "от ученика", использую прием коллективного поиска информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей.

Задача учителя - не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого в режим развития.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельной педагогической технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение. Эти технологии помогают педагогу приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

Технология разноуровневого обучения основана на времени, необходимому ученику для освоения учебного материала. Так как в нашем учебном заведении комплектования классов происходит неоднородно, то эта технология применяется эпизодически.

На уроках учитель предлагает учащимся задания по выбору, давая возможность самим определить свои личностные способности.

Технология коллективного взаимообучения имеет большое преимущество в использовании. При работе по этой технологии используют деление учащихся на пары: статическую, динамическую, и вариационную.

Статическая пара - это два ученика меняющиеся полями "учитель и ученик". Эти пары могут образовываться различными способами: два сильных, два слабых, сильный и слабый.

Динамическая пара - это выбранные четверо учащихся, которым предлагается задание из четырех частей, после подготовки которых, каждый ученик обсуждает задание с каждым партнером.

Вариационная пара- это пара, в которой каждый член группы получает и выполняет свое задание, а затем проводит взаимообучение с остальными товарищами.

Преимуществом использования такой технологии является то, что регулярно повторных упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, повышается ответственность за результаты коллективного труда, идет мобилизация знаний, обеспечивается более прочное усвоение.

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея - учится вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успех и успехи товарищей. Наиболее интересные на мой взгляд и используемые в работе варианты организации обучения в сотрудничестве это: обучение в команде, работа в малых группах, работа в парах. Эта технология применяется не только в урочное время, но и внеурочное (издание детского журнала, подготовка к праздникам, классным часам, выступления на конкурсах, подготовка поделок на выставку и т.д.).

Технология модульного обучения мною изучена и в обучении используется.

Пример 1. Разработан цикл уроков технологии по работе с соленым тестом.

Пример 2. Разработан цикл занятий для проведения в начальной школе предметной недели по русскому языку.

Пример 3. Разработан и проведен цикл классных часов по теме: "Азбука права".

Инновационной технологией является технология работы над проектом. Проектная деятельность обучающихся - это совместная, учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектная деятельность оказывает влияние на исследовательские умения учащихся, на умения социального взаимодействия, на оценочные, информационные умения, на умения презентационные, рефлексивные и менеджерские. Все эти умения нужны современному человеку. Мною тщательно изучена тема "Метод проектов", и использована в работе с учащимися класса над проектом «Скажи мне, что ты ешь?», «Мой день рождения в истории моей страны», «Окна памяти».

Для освоения новых педагогических технологий требуется время, специальная подготовка и профессионализм учителя. Чтобы ориентироваться в существующих технологиях, знакомиться с последними достижениями педагогики и психологии, направленными на совершенствование учебного процесса и повышения его эффективности, учитель обязан постоянно совершенствоваться сам. Конфуций писал: "Ученик и учитель растут вместе". Каждый педагог - творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Нельзя не коснуться и такой технологии, которая получила широкое развитие в последнее время, как французская педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию или новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

К особенностям проведения мастерской относятся:

  • Имитация метода проб и ошибок

  • Право свободного выбора в рамках правил.

  • Реализация идей диалога между членами группы.

  • Внутренний диалог с самим собой.

Творческий процесс основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. Все проблемы на уроке выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

В технологии определены правила и принципы работы педагогической мастерской:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.

  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.

  3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы "педагогики успеха". Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений

руководителя.

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

  1. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта* каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

В мастерской построения знаний можно выделить два этапа6

ПЕРВЫЙ ЭТАП

  1. Индукторпервое задание в мастерской, которое мотивирует дальнейшую деятельность 9готовит к движению творческой мысли)

  2. Создание творческого продукта (индивидуально или в групповом взаимодействии)

  3. «Социализация» - предъявление созданного продукта всем участникам

  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция (выстраивание новых проблем)

ВТОРОЙ ЭТАП

  1. Обращение к новой информации и ее обработка

  2. Корректировка творческого продукта

  3. «Социализация»

  4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Роль учителя в проведении мастерской достаточно велика,учитель

  1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам.

  3. Не дает конкретных, точных ответов.

  4. Исключает официальное оценивание работы учащего, но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.

В результате анализа современных педагогических технологий показана необходимость их применения для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников.

Установлено, что применение инновационных педагогических технологий позволяет наиболее полно реализовать задачи современного образования - создание совокупности условий развития обучающихся, которая обеспечивает в будущем их готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.

Разработанная система работы с использованием некоторых инновационных педагогических технологий апробирована и может быть использована в учебном процессе.













Литература

1. Кукушин В.С. Современная педагогическая технология в начальной школе. Ростов-на-Дону., 2004 г.

2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. Москва 2005 г.

3. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. ЗАО "Питер" 2004 г.

4. Амонашвили Ш.А. Единство цели. Москва "Просвещение" 1987 г.

5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках начальной школе. Москва 2007 г.

6. Кульневич С.В. Анализ урока в начальной школе. Ростов-на-Дону ЗАО "Книга" 2006 г.

Интернет ресурсы:

"http://nsportal.ru/tagaeva-vera-nikolaevna"

http://nsportal.ru/smirnova-nina-evgenevna