СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий в формировании лидерских качеств

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности невозможен без общения.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий в формировании лидерских качеств»

Парачук А.В.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ


Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности невозможен без общения.

Подростковый возраст – самый трудный и сложный, он представляет собой период становления личности. Это самый ответственный период, в котором складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Подростки стремятся к общению и дружбе с одноклассниками, которые пользуются уважением, авторитетом, выделяются в чём-то. Круг общения подростка бывает широким, но неустойчивым: устанавливаются довольно тесные, но временные отношения – идёт поиск близкого товарища. Товарищ становится образцом для подростка. Общение со сверстниками - необходимое условие психического и личностного развития подростка. Важно, чтобы таким товарищем и единомышленником стал лидер детского и молодёжного объединения, который может повести за собой. Как организовать интересное дело, как узнать, что человека волнует, как стать ближе друг другу, помочь сплотиться коллективу – всё это необходимые знания для лидера.

Значительная роль в этом принадлежит взрослому, задача которого –организовать для подростка деятельность таким образом, чтобы он мог научиться эффективному общению, взаимодействию. В связи с этим важным является выбор методов. Активные методы предполагают не только серьёзную разработку содержания работы с детьми разного возраста, но и глубокое её обоснование. Так, например, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма работы. Поэтому перед взрослым стоит задача: организовать для подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Одно из возможных решений этой задачи – проведение занятий с использованием методов интерактивного взаимодействия.

В 2008-2009 учебном году одна из задач методической службы Центра детского творчества состояла в содействии развитию самоуправленческих инициатив. Сегодня актуален вопрос подготовки потенциальных лидеров, которые должны обладать определённым набором знаний, умений, которых можно выдвинуть в будущем на ступени общественного управления. С этой целью был создан детский районный орган самоуправления «РИТМ» (Республика Инициативной Творческой Молодёжи) из числа активистов детских и молодёжных общественных объединений, членов школьных самоуправлений. Для обучения лидерского актива используется проект «Школа «Лидер», цель которого – создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждой личности через представления широкого выбора направлений и видов деятельности. Занятия в школе «Лидер» проводятся 1 раз в два месяца по следующим направлениям: «Кто такой лидер?», «Мои нравственные ценности», «Детский пресс-центр», «Здоровый образ жизни», «Самоуправление».

Существует много толкований слова «лидерство». Что же это такое? Вот этому вопросу и посвящено самое первое занятие обучения лидерского актива. Разнообразные упражнения и методики, применяемые на занятии, направлены на создание единого поля общения и взаимодействия лидеров, раскрытие и развитие лидерских качеств, стимулирования процесса самосовершенствования личности. Так, например, упражнения на знакомство способствуют развитию представлений о себе и других, преодолению барьеров в общении, формированию позитивной самооценки. Снятию эмоционального напряжения, развитию направленности на общение, созданию благоприятной обстановки является обмен чувствами и мнениями участниками через упражнения. Процедура тестирования помогает настроить участников на изучение самих себя, а это и есть один из путей становления лидера – закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого изменение себя.

Часто нас мучает вопрос: почему наши дети бездуховны, совершают часто безнравственные и недостойные поступки?

Проблема духовного развития личности, её морально-нравственного воспитания всегда остаётся актуальной. И задача педагогов при тесном взаимодействии с семьёй – формировать у подрастающего поколения морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. Использование комплекса воспитательных, развивающих, образовательных методик в занятии «Мои нравственные ценности» побуждает детей к активной работе над собой, самосовершенствованию своего нравственного облика, положительного отношения к себе.

Проанализировав работу школьной печати, был сделан вывод, что практически повсеместно юнкоры затрудняются в выборе тем, организации работы редколлегии, правильном оформлении газеты. Интересные задумки и важные материалы оказываются незаконченными из-за некачественного оформления. Если заметка, статья, репортаж плохо поданы, если важный, нужный материал не выделен, не бросается в глаза – его можно и не заметить. Интерактивное занятие «Детский пресс-центр», включающее игровые элементы («Киностудия» - выбор редколлегии, «Живая газета» - составление макета газеты и др.) помогает в самосовершенствовании своих знаний в оформлении и выпуске газеты.

В настоящее время большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни. Познакомиться с понятием «Здоровый образ жизни» и его составляющими, компонентами понятия «здоровье», развить критическое мышление и отрабатывать умения вести дискуссию, приобретение навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, укрепление психического и морального здоровья – задачи, которые решаются в ходе проведения тренинга «Здоровый образ жизни» с элементами логико-психологической игры.

После каждого занятия проводится коллективная оценка успешности занятия, что повышает желание продолжить работу. Интерактивные занятия включают теоретическую информацию («Введение в тему»), с помощью инновационных форм обучения участники овладевают активными формами общения. Занятия включают тесты. А ведь любой тест – это игра. Игра, которая позволяет лучше узнать самого себя, сравнить себя с другими людьми, понять особенности своего характера.

Вовлечение учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию предусматривает детское самоуправление. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Занятие « Самоуправление» включает упражнения (Узнай поручение», «Совет дружины»), которые помогают в развитии самостоятельности в принятии и реализации решений своей группы. Необходимо отметить и роль педагога, который, обладая педагогическим опытом и психологическими знаниями, поможет ребятам в решении проблем и желании самоутвердиться.

Интерактивные методики помогают подростку разобраться в себе, приобрести навыки общения с людьми, рассмотреть различные ситуации и на практике опробовать свои силы, почувствовать себя уверенней. А также дают реальное представление о том, на сколько важно иметь поддержку единомышленников. Команда – вот то, что делает лидера истинным лидером и поэтому навыки взаимодействия одинаково важны для всех её членов.