Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии.
Все школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД.
За время своей работы в школе многие применяли и применяют различные технологии обучения и приходят к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи).
Одна из технологий, позволяющая раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося через его деятельность является технология развития критического мышления.
Технология критического мышления - основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях.
Критически мыслить означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Название стадии | Описание стадии | Позволяет ученику | Приемы |
Стадия вызова | Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. | -актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома; | Мозговая атака. Таблица «З-Х-У». Круги по воде Корзина идей |
Стадия осмысления | На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель | - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями. | Инсерт-система маркировки текста. маркировочная таблица. Бортовые журналы. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. « Дерево предсказаний». «Шесть шляп» |
Стадия рефлексии | Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применять их на практике. | - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; - присвоить новое знание; | Синквейн Эссе Дискуссия Круглый стол |
Стадия вызова.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предполагает работу с таблицей. При изучении темы по биологии 8 класс « Пищеварение», на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по данной теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания из прошлых лет обучения биологии). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Прием «Круги по воде»
Данный прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например, ключевым словом можно выбрать: фотосинтез.
Стадия осмысления.
Прием «Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.
Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.
Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.
Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.
Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.
Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.
Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Например, при изучении темы «генетика».
Проблема: - Для чего необходима наука генетика?
- Для чего необходимо изучать биологию?
- Проблема загрязнения окружающей среды
Стадия рефлексии.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Термины, фигурировавшие при изучении новой темы, вывешиваются на доске в случайной последовательности. Дается задание восстановить нарушенную последовательность терминов. Подобный прием актуален, так как часто используется при составлении вопросов ГИА. Например:
1.Составьте пищевую цепь (7, 9, 11 класс)
Продуценты – консументы 1 порядка – консументы 2 порядка – консументы 3 порядка – редуценты
2.Установите последовательность групп в характеристике систематической принадлежности вида , начиная с наибольшей (7 класс « Животные») на примере любого вида:
Тип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Вид
3. Расположите последовательно отделы пищеварительного канала человека
Рот – глотка - пищевод- желудок- двенадцатиперстная кишка- тонкая кишка- толстая кишка- прямая кишка- анальное отверстие
4. Расположите уровни организации организма, начиная с наименьшего
Клетка - ткань- орган- система органов- организм
Уровни организации живой материи, расположите начиная с наименьшего: молекулярный, клеточный,организменный,популяционно-видовой,биогеоценотический,биосферный
Прием «Синквейн»
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строка – 1 существительное (тема)
2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – предложение (отношение к теме)
5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы)
Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн. Затем по желанию учащихся прослушиваем результат их творчества.
Примеры детских синквейнов:
Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии
биология
Клетка
Маленькая, удивительная
Растет, делится, обмен веществ
Клетка- структурная единица живого организма
Цитология
Организм
Живой, действующий.
Командует, работает, обеспечивает.
Работает, как часы!
Единое целое
Данная технология позволяет формировать следующие образовательные результаты::
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Литература:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
2. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
3.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.