СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления позволяет раскрыть возможности каждого ученика через его деятельность

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии»

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии.

Все школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию УУД.

За время своей работы в школе многие применяли и применяют различные технологии обучения и приходят к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это» (Джон Дьюи).

Одна из технологий, позволяющая раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося через его деятельность является технология развития критического мышления.

Технология критического мышления - основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиска ее решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях.

Критически мыслить означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

Название стадии

Описание стадии

Позволяет ученику

Приемы

Стадия вызова







Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

-актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома;

Мозговая атака.

Таблица «З-Х-У».

Круги по воде

Корзина идей


Стадия осмысления

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Инсерт-система маркировки текста.

маркировочная таблица.

Бортовые журналы.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

« Дерево предсказаний».

«Шесть шляп»

Стадия рефлексии

Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применять их на практике.

- целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- присвоить новое знание;

Синквейн

Эссе

Дискуссия

Круглый стол




Стадия вызова.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал



Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предполагает работу с таблицей. При изучении темы по биологии 8 класс « Пищеварение», на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по данной теме: это могут быть какие - то ассоциации, предположения, собственные знания из прошлых лет обучения биологии). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Прием «Круги по воде»

Данный прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например, ключевым словом можно выбрать: фотосинтез.

Стадия осмысления.

Прием «Шесть шляп мышления» – это шесть способов мышления.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Например, при изучении темы «генетика».

Проблема: - Для чего необходима наука генетика?

- Для чего необходимо изучать биологию?

- Проблема загрязнения окружающей среды

Стадия рефлексии.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

Термины, фигурировавшие при изучении новой темы, вывешиваются на доске в случайной последовательности. Дается задание восстановить нарушенную последовательность терминов. Подобный прием актуален, так как часто используется при составлении вопросов ГИА. Например:

1.Составьте пищевую цепь (7, 9, 11 класс)

Продуценты – консументы 1 порядка – консументы 2 порядка – консументы 3 порядка – редуценты

2.Установите последовательность групп в характеристике систематической принадлежности вида , начиная с наибольшей (7 класс « Животные») на примере любого вида:

Тип

Класс

Отряд

Семейство

Род

Вид

3. Расположите последовательно отделы пищеварительного канала человека

Рот – глотка - пищевод- желудок- двенадцатиперстная кишка- тонкая кишка- толстая кишка- прямая кишка- анальное отверстие

4. Расположите уровни организации организма, начиная с наименьшего

Клетка - ткань- орган- система органов- организм

Уровни организации живой материи, расположите начиная с наименьшего: молекулярный, клеточный,организменный,популяционно-видовой,биогеоценотический,биосферный

Прием «Синквейн»

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка – предложение (отношение к теме)

5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы)

Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн. Затем по желанию учащихся прослушиваем результат их творчества.

Примеры детских синквейнов:

Цитология

изучающая, клеточное

исследует, устанавливает, диагностирует

раздел биологии

биология



Клетка

Маленькая, удивительная

Растет, делится, обмен веществ

Клетка- структурная единица живого организма

Цитология



Организм

Живой, действующий.

Командует, работает, обеспечивает.

Работает, как часы!

Единое целое

Данная технология позволяет формировать следующие образовательные результаты::

- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- пользоваться различными способами интегрирования информации;

- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

- решать проблемы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- умение сотрудничать и работать в группе и др.

Литература:

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

2. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

3.http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.