Куимова Ольга Митрофановна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье описываются основные методы и приемы внедрения технологии РКМЧП в процесс учебной деятельности.
Школьники, которые учатся без познавательного интереса, воспринимают полученные знания как «мертвый груз», а процесс обучения как повинность. Реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны и чем они лично значимы для него. Сегодня от выпускника школы требуется умение аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, проявляя при этом способность к творческому поиску, определению принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем. Биологические знания – важный компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Моя задача не только давать знания, но и показать их значимость, возможность их применения в повседневной жизни, помогать увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами курса предмета биология. Для решения этих задач в своей педагогической деятельности использую различные педагогические технологии, в том числе и технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) [3].
Актуальность использования этой технологии заключается в том, что она заставляет учащихся осмысливать информацию и применять ее на практике: «Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают» [1]. Технологию РКМЧП в нашей стране внедряли: М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загошев, И.В. Муштавинская, которые под критическим мышлением понимали «совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя» [2]. Школьник, умеющий критически мыслить, способен найти противоречие в информации, аргументировать свою точку зрения, умеет работать с различными источниками информации.
Алгоритм проведения урока по технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Технологические этапы урока, построенного в соответствии с технологией РКМЧП:
1 этап. Вызов, предпологающий следующие действия учителя и учеников:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к полученной информации;
- постановка учащимися собственной цели.
2 этап. Осмысление содержания информации:
- получение новой информации;
- корректировка поставленной цели.
3 этап. Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка новых целей.
Основные продуктивные приемы, используемые мною на уроках биологии.
1. Кластеры – это логическая схема, позволяющая осмысленно графически отобразить материал. Кластер можно использовать на разных этапах урока.
2. «Инсерт» (чтение текста с пометками). Учащимся предлагается текст (учебник или дополнительная информация), учащиеся внимательно читают (7 – 10 мин.) и карандашом на полях оставляют следующие пометки:
V – это я знаю;
+ – эта информация для меня новая;
- – я думал иначе;
? – информация, требующая пояснения;
! – это интересно.
3. Синквейн. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в кратких выражениях.
Завершением работы может быть устное обсуждение, при этом учащиеся зачитывают информацию из текста, составляют кластер или таблицу.
Критическое мышление – это не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются в ходе обучения, они формируются быстрее, если на уроках учащиеся не являются пассивными слушателями, а постоянно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с практическим опытом. Систематическое включение технологии критического мышления в учебный процесс способствует формированию особого склада мышления и познавательной активности обучающихся.
Список литературы
1. Галеева Н.А. Самоанализ уровня компетентности / Н. А. Галеева // Биология в школе. – 2005, №8. – С. 5–7.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 223 с.
3. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова. // Учитель и ученик: возможность диалога о понимания / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова: под общ. ред. Д. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002. – Т. 1. – 239 с.
Куимова Ольга Митрофановна, учитель биологии высшей квалификационной категории Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2,